Может ли Израиль победить в Газе?

Сектор Газа кровоточит уже около полувека. Сменяются руководители палестинцев, еще чаще – израильтян, а эта беспокойная полоса земли с плотно заселяющими её почти полутора миллионами людей продолжает будоражить мир. При этом всё идет по какому-то роковому замкнутому кругу. Вслед за сообщениями об очередной попытке Тель-Авива «наконец-то полностью решить проблему Газы» приходит информация о новых жертвах и разрушениях, в том числе с израильской стороны, и все возвращается в точку исхода. Примерно так же произойдет и на этот раз. Никакая «Несокрушимая скала», как названа операция против палестинцев, в песках Газы устоять не сможет, для нее там нет ни почвы, ни фундамента. Израиль объявит о «сокрушительном разгроме террористов», а палестинцы оплачут своих близких и начнут копить силы для следующей схватки.

Сегодня обострение застарелого израильско-палестинского конфликта происходит на фоне беспрецедентно запутанной региональной ситуации и может придать ей дополнительное напряжение, способное окончательно взорвать весь Ближний Восток. Не решая ни одной стратегической задачи, израильское руководство своими действиями способствует, по существу, дальнейшему росту популярности и авторитета и без того влиятельного исламского радикализма в регионе. Без предоставления Палестине полноценной независимости, чего Тель-Авив делать по-прежнему не хочет, эта проблема устранена быть не может.

Имеется немало объяснений тому, почему Израиль решил нанести массированный удар по Газе именно сейчас. Одним из главных факторов является обеспокоенность израильского руководства внезапным продвижением к границам Израиля джихадистского «Исламского государства» (ИГ). Опасаясь союза этой новой мощной военно-политической силы с ХАМАСом, в Тель-Авиве решили действовать на упреждение. Однако всё опять идет не по плану. Ведь палестинцы справедливо заявляют, что в результате жестоких ударов по мирному населению Газы и вероятного разрушения структуры ХАМАСа, позиционирующего себя как умеренное исламистское движение по образцу «Братьев-мусульман», на его место придут не лояльные Тель-Авиву политики, которых в Газе просто быть не может, а самые закоренелые джихадисты. Вот они-то почти наверняка вступят в прочный союз с ИГ. В конечном итоге стратегическое положение Израиля только ухудшится.

Известный израильский писатель Этгар Керет говорит: «Но даже когда будет убит последний активист ХАМАСа, никто же не будет думать всерьез, что вместе с ним в один миг исчезнет желание палестинцев основать собственное государство. Так, до ХАМАСа Израиль воевал с Организацией освобождения Палестины, когда уничтожат ХАМАС - и если мы еще будем здесь - нам придется бороться с другой палестинской организацией. Израильская армия может выиграть бой, спокойствие же и мир израильтянам может принести только политический компромисс».

Неожиданно высокими оказались потери Израиля. Израильские военные аналитики полагают, что это явилось следствием копирования ХАМАСом успешной тактики, примененной "Хизбаллой" в Ливане в 2006 году. Палестинцы, как и ливанцы в то время, широко используют подземные тоннели и бункеры, повсеместную закладку взрывных устройств, ПТУРСы против наземных израильских войск, а также ракеты и ракетные снаряды различной дальности для поражения крупных городов с целью ослабления политической поддержки войне и даже беспилотники. По палестинским данным, с началом сухопутной операции «Бригады Изз эд-Дина аль-Кассама» уничтожили 52 израильских военных. Причем, в отличие от многих предыдущих акций, гибнут и офицеры, например командир батальона "Гефен" подполковник Долев Кейдар и «русскоязычный» капитан танковой роты Дмитрий Левитас, один сержант предположительно взят в плен, выведено из строя 36 единиц бронетехники и транспортных средств. Информация противоположной стороны в целом не сильно расходится с этими утверждениями. В узких переулках и в лабиринтах тоннелей многие технологические преимущества израильского ЦАХАЛа не имеют особого значения. Результаты боя зависят от инициативы и скорости реакции. Самый тяжелый бой пришлось принять бригаде «Голани», которая действовала внутри городских кварталов на севере сектора. Израильские эксперты признают, что ХАМАС не пытается скрыться, как это было во время операции «Литой свинец», боевики готовы принять бой, их действия граничат с самоубийством. Самым опасным фактором для израильских солдат на данный момент являются противотанковые снаряды и шахиды с начиненными взрывчаткой поясами, которые неожиданно возникают из подземных укрытий и тоннелей. По словам представителя ЦАХАЛа, ХАМАС направляет все больше истребительных отрядов для оказания сопротивления наступающим войскам. Перегруппировка боевиков происходит в подземных туннелях, где также расположены склады с оружием. Главный удар ЦАХАЛа по-прежнему наносится по подземным коммуникациям противника. Штаб военного командования палестинцев, как предполагают, также находится в не обнаруженном пока подземном бункере. При этом до сих пор боевые действия шли в основном по периферии сектора Газа, израильские силы только приближаются к плотной городской застройке, где их потери могут быть еще больше.

Многие эксперты не разделяют эйфорию израильских СМИ по поводу того, что подавляющее большинство ракет, выпускаемых из сектора Газа по территории страны, либо не попадают в цель, либо поражаются системой «Железный купол». Они не исключают, что ХАМАС испытывает на прочность, в том числе в интересах своих ближневосточных союзников, противоракетную систему Израиля в условиях тотальной войны. Задача состоит в том, чтобы запустить одновременно максимальное число ракет для оценки порога насыщения «Железного купола». Падение нескольких ракет в жилых зонах не было конечной целью. Пуски ракет в направлении юга, центра и севера были операцией, призванной отвлечь внимание от настоящих мотивов: проверки обороны экономической столицы Тель-Авива, атомного центра Димона в Негеве, крупнейшей ТЭС в Хадере, международного аэропорта Бен-Гурион и портовых комплексов в Ашдоде и Ашкелоне.

Как и следовало ожидать, в результате операции против ХАМАСа угроза Израилю и «умеренным» арабским режимам со стороны ИГ только возросла. Джихадисты на этом фоне активно вербуют в свои ряды исламскую молодежь со всего мира и уже нависают над границей соседней с Израилем Иордании. Еще недавно Тель-Авив заявлял, что не допустит дестабилизации этой страны вплоть до отправки туда войск, но после Газы это маловероятно. Принятие прямой военной помощи от Израиля для Абдаллы II будет не менее опасным, чем вторжение отрядов лидера ИГ аль-Багдади, поскольку 55 процентов населения Иордании составляют палестинские беженцы.

Осуждение со стороны подавляющего большинства государств-членов ООН израильтян особенно не беспокоит до тех пор, пока они могут рассчитывать в СБ ООН на вето США. Однако срывается туристический сезон. Большинство авиакомпаний мира прекратили свои полеты в Израиль, и этот удар чувствителен, речь может идти о потерянных сотнях миллионов и даже миллиардах долларов.

Вряд ли Израиль может быть также обрадован и активизировавшимся в новых условиях процессом внутрипалестинского примирения. Так, в Катаре состоялась встреча лидера ХАМАСа Халеда Машааля с главой Палестины Махмудом Аббасом. Как сообщил член политического бюро ХАМАСа Иззат ар-Ришк, стороны детально обсудили «все усилия и консультации по вопросу сионистской агрессии в Газе. Были рассмотрены палестинские шаги для прекращения агрессии и снятия блокады с Газы в сотрудничестве с Египтом, арабскими и международными сторонами».

Еще одним следствием событий в Газе стало возрастание региональной роли Египта, что явилось, в частности, очередным болезненным уколом для самолюбия Анкары. Турция, претендующая на роль покровителя ХАМАСа, особенно после того, как девять ее граждан были убиты при попытке доставить помощь в Газу, крайне раздражена тем, что основным посредником между сторонами оказался египетский президент ас-Сиси. Эрдоган называет его «тираном и узурпатором, стремящимся таким образом легитимировать свою власть».

Однако дело в том, что помимо Израиля сухопутную границу с Газой имеет только Египет, и только он, по-видимому, может оказать реальную помощь руководству сектора, рассчитывая, что и со стороны ХАМАСа будет больше лояльности по отношению к новым властям в Каире.

В целом военные эксперты полагают, что гибель в ходе столкновений с ХАМАСом многих израильских солдат увеличивает шансы на прекращение огня, поскольку это позволит ХАМАСу заявить о своей «победе», несмотря на огромные потери и ущерб, понесенные им в ходе нынешней операции. Да и ЦАХАЛ пока далёк от «полной победы». В военном руководстве Израиля предполагают, что ХАМАС может пойти на прекращение огня в случае, если оно будет включать обещание со стороны Египта, «связанное с открытием пропускных пунктов между Газой и Синаем, а также выплату жалования 43 тысячам сотрудников хамасовских властей».

По последним сообщениям, руководство ХАМАСа согласилось на пятидневное прекращение огня при условии, что это время будет использовано для начала переговоров о «принципиальном изменении статуса сектора Газы». Остается лишь надеяться, что это хрупкое перемирие, если оно состоится, перерастет в нечто большее, ведь войну гораздо легче развязать, чем выйти из нее.

Автор: Дмитрий МИНИН
Источник: topwar.ru