Некоторые геополитические прогнозы на 2015 год

С середины 2014 года цены на нефть упали на 40 процентов, причиной чему послужило снижение спроса со стороны Европы и Китая в сочетании с перенасыщением рынка из-за роста нефтедобычи в США и Канаде.

Фрекинговый бум в США наряду с разработкой нефтеносных песков Альберты в Канаде подталкивают членов ОПЕК сократить объёмы добычи для стабилизации рынка. Однако крупнейший производитель ОПЕК, Саудовская Аравия, отказалась принять подобное решение в надежде на то, что снижение цен поможет странам Персидского залива сохранить свою долю рынка на фоне усиливающейся мировой конкуренции.

Низкие цены могут ударить по американским энергетическим компаниям, использующим высоко затратные сланцевые технологии. Однако для того, чтобы американские нефтедобытчики понесли чувствительный урон, цены должны продержаться на уровне 50 долларов за баррель в течение достаточно длительного периода времени. Финансовые резервы для противостояния влиянию низких цен в среднесрочной перспективе есть не только у Саудовской Аравии.

Пока цена остаётся на уровне 60 долларов за баррель, членам ОПЕК придётся искать новую стратегию, чтобы совладать с конкурентами из США, Мексики и Бразилии.

Россия может погрузиться в рецессию

Москва не собирается отступаться от Крыма и поддержки сепаратистов на востоке Украины, и западные санкции наряду с падением цен на нефть начали отрицательно сказываться на российской экономике. Как сообщил министр финансов Антон Силуанов, даже если усиления санкций не произойдёт, рост российской экономики в 2015 году не превысит 1 процента.

Падение цен на нефть создаёт дополнительное давление на правительство России. Снижение нефтяных доходов вызвало падение курса рубля на 41 процент по отношению к доллару за прошлый год, разжигая опасения по поводу возможной рецессии. По прогнозам Всемирного банка, вероятный спад российской экономики составит 0,7 процента в следующем году.

Учитывая приостановку прибыльных энергетических проектов, например, «Южного потока», президенту России Владимиру Путину предстоит найти пути уменьшить воздействие нестабильности нефтяных рынков на свою страну.

США и ближневосточные страны разделились во мнениях по поводу противодействия ИГ

Несмотря на многомесячные военные действия, направленные на сдерживание «Исламского государства» (ИГ), боевикам удалось взять под контроль большие участки территории в Ираке и Сирии. Одной из целей возглавляемой США кампании является предотвращение создания новых фронтов в Египте и Ливии.

Хотя США изначально намеревались ограничиться авиаударами, прямое участие американских наземных сил в Ираке изо дня в день становится всё более вероятным. Стратегия США вызвала критику со стороны таких союзников в регионе, как Турция, настроенных против военного вторжения в Сирию. Напряжённость в отношениях между США и Турцией возросла ещё сильнее, когда США перебросили оружие партии «Демократический союз», которая считается в Турции «террористической организацией».

Происходящее подчёркивает расхождения между США и их ближневосточными союзниками относительно того, как реагировать на угрозы со стороны ИГ. Турция, Иордания и Египет обеспокоены тем, что военная интервенция втянет их в сирийскую гражданскую войну, в то время как Саудовская Аравия опасается роста соседнего с ней Ирана.

США, чьи ядерные переговоры с Ираном, скорее всего, продолжатся в течение 2015 года, вряд ли смогут найти стратегию в Ираке и Сирии, устраивающую всех своих союзников.

НАТО подвергается серьёзным испытаниям, угрожая восстановлению еврозоны

Украинский кризис показал наличие раздоров внутри НАТО, поднимая вопросы о будущем трансатлантического военного сотрудничества. Разногласия по поводу введения санкций против России ещё сильнее осложнили отношения между Германией и США, упавшие до новых глубин в прошедшем году после того, как вскрылось наблюдение, ведущееся правительством США за германским канцлером Ангелой Меркель.

Европейским членам НАТО, находящимся в зависимости от поставок энергоресурсов из России, есть что терять в свете нарастающего конфликта на Украине. Прочность НАТО будет во многом зависеть от германского руководства, которое в качестве дипломатической и экономической основы ЕС будет способствовать экономическому восстановлению Европы.

Источник