20 октября 2014 г. в столице Индонезии Джакарте состоялась инаугурация нового президента страны Джоко Видодо, выдвинутого от оппозиционной Демократической партии борьбы Индонезии. 53-летний «политик из народа» Джоко Видодо одержал на июльских президентских выборах сенсационную победу над представителем старой индонезийской номенклатуры, отставным генералом Прабово Субианто, за которого голосовали сторонники возвращения страны к временам «сильной руки» президента Сухарто.
За короткий срок Видодо сделал головокружительную для политика карьеру. Будучи выходцем из простой семьи, он с 12 лет зарабатывал на жизнь; после окончания университета занимался мебельным бизнесом. В 2005 г. был избран мэром своего родного города Суракарта с населением около 500 тыс. человек. Проводимые им социальные реформы сделали начинающего политика весьма популярным, поэтому в 2010 г. он был переизбран на этот пост, получив 90 % голосов избирателей, в 2012 г. стал губернатором столичного округа Джакарта.
На президентских выборах за Видодо проголосовали свыше 53 % индонезийцев (почти 71 млн чел.). Генерал Субианто попытался оспорить эту победу в Конституционном суде, однако суд признал его претензии несостоятельными.
После церемонии принятия присяги в столице прошло карнавальное шествие, в котором участвовали более 50 тыс. человек, восторженно приветствовавших президента. К шествию присоединились и новые руководители страны. У президентского дворца прошёл военный парад, где присутствовал также экс-президент Сусило Бамбанг Юдойоно.
В инаугурационной речи Джоко Видодо призвал нацию к единству, назвав главными задачами «укрепление политического суверенитета и экономической независимости», а также проведение «свободной и активной внешней политики». Он обещал, что сформированное им правительство будет работать открыто, в интересах простого человека.
Неожиданно прозвучало заявление президента о необходимости превращения Индонезии в морскую державу. По всей видимости, это связано с общей тенденцией милитаризации региона, вызванной жёсткой позицией Китая по спорным территориям в Южно-Китайском море. В этом контексте понятно обещание военным увеличить расходы на оборону до 1,5% ВВП Индонезии.
Предвыборная платформа Видодо ориентирована на рыночные реформы с акцентом на развитие трудовых ресурсов посредством повышения образовательного уровня населения, на борьбу с коррупцией, на создание инфраструктуры и поощрение вложений в энергетику. Планируется пересмотр политики привлечения иностранных инвестиций. В настоящее время большая их часть приходится на капиталоёмкие добывающие отрасли, не создающие большого количества рабочих мест, а ориентированные лишь на максимальную прибыль. Планируется реформировать бюрократическую систему так, чтобы она стала более прозрачной и эффективной, упростить процедуру получения разного рода разрешений, что создаст более позитивный инвестиционный климат и привлечёт новых зарубежных партнеров.
Программу бесплатного образования для бедняков (один из главных лозунгов предвыборной кампании) планируется профинансировать за счёт сокращения государственных субсидий на горючие материалы. Но это очень рискованный шаг. Ведь именно повышение цен на топливо вызвало волну протестов, которые привели к падению режима президента Сухарто в 1998 г. Однако, по словам советника президента Видодо, новое правительство выполнит своё обещание уже в ближайшие недели. Все запланированные меры позволят, по мнению президента, добиться в ближайшие годы 7-процентного роста ВВП страны.
Поскольку Видодо стал первым в истории своей страны президентом, не связанным с традиционно правящими кланами, ему придётся столкнуться с серьёзным противодействием объявленным реформам. К тому же возглавляемая им коалиция пока не имеет большинства в парламенте. У нового лидера нет опыта работы ни в центральных органах власти, ни на международной арене. Между тем, побеждённый Прабово возглавляет коалицию оппозиционных партий в парламенте (Народном консультативном конгрессе), которая собирается выступать против всех политических начинаний президента.
С проблемами в области международной политики Видодо столкнулся уже в первые дни президентства. На инаугурации присутствовал госсекретарь США Джон Керри, который, как передает агентство Ассошиэйтед Пресс, прибыл на церемонию с целью добиться от Индонезии поддержки в борьбе против террористической группировки «Исламское государство». В частности, Вашингтон стремится к тому, чтобы Индонезия сыграла важную роль в противодействии экстремистской пропаганде, набору добровольцев для этого движения в странах Юго-Восточной Азии, а также в пресечении каналов её финансирования. Эта проблема обсуждалась и с прибывшими на церемонию премьер-министрами других стран: Австралии – Тони Эбботом, Малайзии – Наджибом Разаком и Сингапура – Ли Сянь Лунем. Однако неизвестно, насколько действенной может оказаться такая поддержка.
Российскую делегацию на инаугурации возглавлял министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, который вступил в должность сопредседателя Российско-индонезийской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и техническому сотрудничеству. Денис Мантуров передал лидерам государства послание президента России, в котором, в частности, говорилось, что дальнейшее наращивание всего комплекса российско-индонезийских отношений в полной мере отвечает интересам народов двух государств и идёт в русле обеспечения безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Индонезия является одним из ключевых партнёров России в регионе, что делает её рынок перспективным для российского экспорта. По итогам 2013 г. товарооборот между нашими странами достиг почти 3 млрд дол. С индонезийской стороной предполагается обсудить перспективные проекты для совместной реализации в области гражданской авиации, металлургии, производстве удобрений и медицинского оборудования, телекоммуникаций, связи, электронике, атомной энергетике, космической сфере и других.
Из сделанных заявлений Видодо следует, что его правление сулит крупнейшему мусульманскому государству мира самые радикальные перемены в его истории. Одну из наиболее мощных в экономическом и военно-политическом отношении стран Юго-Восточной Азии возглавил политик, не связанный с правящими династиями прошлого клановыми или семейными узами. Однако пока остается неясным, насколько эффективно Видодо удастся провести переговоры с оппозицией, и в какой мере коалиция, возглавляемая побеждённым генералом Субианто, будет препятствовать реализации намеченных реформ.