В истории переговоров по мирному урегулированию украинского кризиса видна одна закономерность. Еще не успевают высохнуть чернила на достигнутых мирных договорённостях, как киевский режим идёт на резкую эскалацию конфликта. Так было 21 февраля, когда, получив на согласованном документе подпись В.Януковича под гарантии европейских дипломатов, отряды вооруженных неонацистских боевиков совершили государственный переворот. Сценарий повторился после переговоров в Женеве 17 апреля, когда украинская сторона заявила, что освобождение зданий и разоружение боевиков майдана к предмету переговоров не относится и резко активизировала боевые действия на Донбассе. Та же судьба постигла «план Путина - Буркхальтера» и другие мирные инициативы.
Последний раунд международных переговоров, который состоялся 2 июля в Берлине на уровне министров иностранных дел Франции, Германии, Украины и России, также был сведен на нет обстрелами Славянска, станицы Луганской и других населённых пунктов. В тот же день президент Франции Ф.Олланд и канцлер Германии А.Меркель провели переговоры с П.Порошенко, где «призвали к реализации соглашения, достигнутого 2 июля». Лидеры «старой Европы» подчеркнули важность организации встречи контактной группы до 5 июля. Призывают Порошенко к достижению мира и генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, и представители ОБСЕ, и бюро по правам человека ООН, озабоченные массовой гибелью мирного населения.
Несмотря на обеспокоенность Евросоюза, с которым несколькими днями раньше Украина подписала соглашение об ассоциации, и требования международных организаций, киевский режим вместо организации встречи контактной группы по мирному урегулированию пошёл на возобновление огня. Более того, украинский президент исключил возможность прекращения силовой операции в Донецкой и Луганской областях.
После украинских выборов 25 мая Москва дала Петру Порошенко шанс разрешить разгорающийся конфликт мирным путем, но милитаристский угар Киева не проходит. Налицо и личная ответственность П.Порошенко за военные преступления. По словам президента России В.Путина, «…до сих пор Петр Алексеевич не имел отношения к приказам начать военные действия, но теперь он взял на себя такую ответственность сполна - не только военную, но и политическую, что гораздо важнее».
Если Киев так беззаботно нарушает международные договорённости, остаётся предположить, что он ведёт переговоры не ради достижения мира, а для прикрытия чего-то иного. То есть существует «заказ на войну», который украинская сторона и выполняет, получив гарантии безнаказанности такого своего поведения от третьей стороны. Это отмечает и МИД России, заявивший, что «с учетом поступившей информации об участниках состоявшихся у украинской стороны 30 июня других контактов в различных форматах создается впечатление, что изменение позиции Киева, включая объявление в ночь на 1 июля с.г. о непродлении режима перемирия, произошло не без влияния извне вопреки позиции ведущих членов ЕС».
В отношении того, кто является заказчиком возобновления бойни, сомнений нет. Гораздо любопытнее, что именно требуют от Порошенко в Вашингтоне. Недавно в Интернете появилась фотокопия «Меморандума о желательном способе действий в случае провала мирного плана», составителем которого называют корпорацию RAND.
Основной задачей RAND, начиная с 50-х годов XX века, является обеспечение национальной безопасности США путём проведения исследований и анализа наиболее острых внутренних и международных проблем. Сотрудники корпорации преимущественно занимаются тематикой вооружений, отвечая за выработку рекомендаций правительству и в особенности командованию ВВС США. Например, в 50-е гг. RAND сообщила администрации Эйзенхауэра о необходимости введения режима боевой готовности к термоядерной войне с Советским Союзом, в 60-е занималась разработкой приоритетов американского военного вмешательства в Юго-Восточной Азии. Разрабатывала RAND и военные операции в Персидском заливе.
В центре внимания RAND всегда была борьба с Россией. Как отмечает французский исследователь Жан Марабини, ещё в начале холодной войны эта «фабрика мысли», заглядывая на многие годы вперед, планировала мир без СССР. Мир этот виделся как общество потребления, где от гражданина требуется «признание вещей такими, какие они есть». В противном случае не поддающиеся стандартизации личности и народы должны познакомиться с «абсолютно убеждающим психологическим оружием», не убивающим человека, но действующим на его психику так, чтобы он в погоне за «маленьким счастьем» принимал навязанные ему решения, как собственные. И ещё один характерный момент. По мнению аналитиков RAND, изобретение атомного оружия «навсегда покончит с демократическим мифом и освободит политических деятелей как на Западе, так и на Востоке от необходимости получать согласие толпы». Подобные выкладки объясняют и практику «цветных переворотов», и «гуманитарные интервенции», и то, почему уничтожение мирного населения Донбасса в Вашингтоне видят чем-то вполне заурядным.
Готовила RAND и разработки по вторжению американских войск в Россию. В частности, в докладе «Упадок России: стратегические последствия для ВВС США» говорится: «Упадок в России увеличивает вероятность конфликта. В этом случае США, в одиночку или в составе большой коалиции, могут оказаться перед необходимостью направить свои вооруженные силы в Россию или в регионы вокруг нее». Документ детально прописывает некоторые из возможных сценариев вторжения американских войск на территорию Российской Федерации.
Подготовка документов, подобных плану зачистки Донбасса, не просто соответствует тематике разработок RAND, но и является прямой обязанностью корпорации. Что же предлагает Украине заокеанская «фабрика мысли»?
Прежде всего, разрушение промышленности Донбасса, «что избавит украинский бюджет от обременительных расходов на ее субсидирование» и снизит зависимость от импорта российских энергоносителей. Почему-то сразу же вспоминается известный анекдот о лечении головной боли с помощью гильотины. Эту часть плана Киев сейчас выполняет. Первые удары артиллерии и боевой авиации наносились именно по промышленным объектам Донбасса.
Другим положительным эффектом карательной операции американские аналитики считают то, что «активисты пророссийского политического движения будут истреблены, пророссийские избиратели будут дезорганизованы». Аресты, похищения и убийства участников сопротивления говорят о том, что и эта часть американского плана взята Киевом на вооружение.
Судя по заявлениям отставного министра обороны Украины М.Коваля о помещении всех жителей Донбасса в фильтрационные лагеря и планам украинского правительства заселить регион выходцами из Западной Украины, американский меморандум и содержит как раз тот самый «план Б», о котором говорил П.Порошенко. Выполняются рекомендации меморандума почти в точности, включая зачистки населенных пунктов и пропагандистскую риторику СМИ.
Управляемый из Вашингтона и из посольства США киевский режим, ведя переговоры о мирном урегулировании с представителями России и Евросоюза, использует эти переговоры только для того, чтобы затянуть время, смешать карты партнёров, произвести перегруппировку сил и нанести сокрушительный военный удар по сопротивляющемуся Донбассу. Если в Москве это уже вполне поняли, то Европа во многом остаётся ещё в плену иллюзий «трансатлантической солидарности». В действительности же степень учета Вашингтоном интересов европейцев наиболее точно отразил нецензурный комментарий Виктории Нуланд, ставший достоянием гласности в декабре минувшего года…