Авария на турецкой шахте в городе Сома осталась практически неосвещенной в мировых СМИ. Ведущие телеканалы и печатные издания по-прежнему рассказывают о событиях на Украине, не отвлекаясь на второстепенные темы. Между тем, гибель почти 300 турецких горняков может иметь далеко идущие последствия для Ближнего Востока и Южного Кавказа: трагедия стала катализатором протестных настроений во всех регионах Турции. Сотни тысяч человек вышли на улицы в Анкаре и Стамбуле; не осталась в стороне и провинция. С каждым днем позиции премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана ослабевают, и не исключено, что в скором времени он окажется на свалке истории.
Турецкий бунт
Авария на шахте, расположенной в городе Сома, произошла 17 мая, и уже вошла в историю как крупнейшая катастрофа в истории турецкой угледобычи. По официальным данным, взрыв унес жизни 292 человек. Около десяти рабочих остаются заблокированными под землей. Впрочем, нет надежды на то, что им удалось выжить: спасатели готовятся извлечь из-под завалов очередные тела.
Всего на шахте трудилось более 700 рабочих, половину из них удалось эвакуировать.
Массовая гибель шахтеров вызвала недовольство профсоюзов. Речь идет об отношении государства и крупных предпринимателей к человеческой жизни: трагедии можно было бы избежать, если бы собственник шахты вовремя позаботился о безопасности рабочих. Первый призыв к массовым акциям протеста прозвучал со стороны Конфедерации профсоюзов рабочих-революционеров, также известной как КПРР. Организация обратилась к жителям Анкары с просьбой надеть черные одежды и принять участие в марше к зданию министерства труда. К горнякам очень быстро присоединились представители других профессий – медики, архитекторы, инженеры, госслужащие.
Симптоматично, что радикальнее всех настроены именно служащие государственного аппарата. Они назвали события в шахте в городе Сома «массовым убийством», которое произошло по вине тех, кто экономил на средствах безопасности ради извлечения наибольшей прибыли.
Как обычно это бывает в Турции, демонстрации закончилась серией потасовок между митингующими и полицейскими. Марши профсоюзов были разогнаны в Анкаре, Стамбуле, Измире и Соме. Для этого были использованы специальные средства – слезоточивый газ и водометы.
Союз исламистов и либералов
Главной причиной агрессии со стороны митингующих было большое количество либералов, которые находились в колоннах демонстрантов. Либералы – давние враги Реджепа Эрдогана и возглавляемой им исламистской партии. Они умело воспользовались трагедией для того, чтобы в очередной раз потребовать отставки премьер-министра, и не ошиблись: «заведенная» толпа начала крушить все на своем пути, надеясь отомстить за смерти шахтеров. Народный гнев был искусственно направлен в нужное русло – ведь Эрдоган не виноват в гибели людей. Максимум, кто должен понести ответственность – это министр труда, под чьим управлением находились некомпетентные кадры. Глупо отправлять в отставку весь кабинет, независимо от политической ориентации его членов.
Кроме либеральной оппозиции, премьер-министру противостоит и президент Абдулла Гюль – тоже представитель исламистской Партии Справедливости и Развития. Дело в том, что Эрдоган хочет занять президентское кресло, поскольку по конституции никто не имеет права возглавлять правительство три раза подряд. Казалось бы, что здесь сложного – Гюль становится премьер-министром, Эрдоган – президентом.
Однако в турецком законодательстве есть и другой нюанс: занимать высшие государственные должности может только депутат парламента. Абдулла Гюль не имеет депутатского мандата, а это значит, что путь в премьеры ему заказан. В таких условиях Гюлю важно не допустить победы Эрдогана в предстоящих президентских выборах, в том числе с помощью провокаций. Президент хочет представить премьер-министра в глазах общественности в качестве абсолютного зла. Митинги оппозиции в крупнейших городах страны ему очень выгодны. А если появятся еще и многочисленные жертвы с обеих сторон, можно говорить о политической смерти Эрдогана.
Оппонентами премьер-министра является и его бывший соратник Фетуллах Гюлен. Этот проповедник-радикал критикует турецкие власти за недостаточную верность идеям исламского государства, и предлагает ввести в Турции законы шариата. Сторонники Гюлена есть везде – в армии, в судебной системе, в органах исполнительной власти. Например, Конституционный суд Турции пошел наперекор Эрдогану только по личной просьбе Гюлена. Влияние этого проповедника на внутренние дела республики трудно преувеличить.
Два сценария для Эрдогана
Действия многочисленных противников премьер-министра оказались эффективны. Поставленная цель – обрушить политический рейтинг Эрдогана – была достигнута. Многочисленные коррупционные скандалы и внутрипартийные разборки и так сыграли не на руку политику, а тут еще и катастрофа в одной из шахт – как здесь не задуматься о завершении политической карьеры? Имеет ли смысл баллотироваться на ближайших президентских выборах, если тебя обвиняют во всех мыслимых и немыслимых грехах?
В настоящее время существует два противоположных мнения относительно того, каким образом будут развиваться события в Турции.
С одной стороны, разношерстная турецкая оппозиция стремительно набирает баллы, а уличный протест становится все более радикальным. В таких условиях от Реджепа Эрдогана требуется максимальная выдержка – только так он сможет стать президентом. Такой точки зрения придерживается Владимир Аватков, тюрколог и преподаватель МГИМО.
С другой стороны, многочисленные акции протеста, которые охватили Турцию еще в мае прошлого года, до сих пор не привели к существенным перестановкам во власти. Ничего не изменит и нынешний кризис, потому что со временем смерть 300 человек забудется. В конце концов, не Эрдоган же их убил. Значит, в ближайшем будущем у премьер-министра появится реальный шанс стать следующим президентом Турции – это мнение Евгения Сатановского, руководителя Института Ближнего Востока.
Однако в обоих случаях оппозиция постарается сделать все возможное для того, чтобы причинить Реджепу Эрдогану максимальные неудобства, превратить его в пугало для турецких избирателей. В этой грязной игре примут участие все, начиная от прозападных либералов и заканчивая сторонниками радикального ислама. Игрушками в руках политиков станут профсоюзы, студенты, просто рассерженные граждане. Конечно, не обойдется без профессиональных боевиков: по сведениям турецкой прессы, сейчас проводится их активная подготовка.
Игрушка в чужих руках
Не благоволит Эрдогану и международная обстановка. Несмотря на то, что Соединенные Штаты уделяют максимальное внимание событиям на Украине, переформатирование Ближнего Востока остается одной из приоритетных задач Вашингтона. То, что сейчас Америка не вмешивается во внутренние дела Сирии, совсем не означает, будто Дамаск забыт, и Башару Асаду не нужно опасаться внешнего вторжения. Напряженность еще впереди, стоит только дождаться развязки событий на Украине.
Турции в дестабилизации обстановки на Ближнем Востоке отведена ведущая роль, правда, ее об этом не предупреждали: добившись дестабилизации в Малой Азии, США окончательно разрушат существующую систему отношений в регионе, и на руинах Ближнего Востока можно будет строить новую реальность.
В идеале для Белого Дома, Турция должна либо объявить войну Сирии, либо погрузиться в хаос гражданского противостояния. С войной не получилось: в 2011-2013 годах Анкара так и не посмела напрямую ввязаться в кровопролитный конфликт, несмотря на многочисленные casus belli. Турция ограничилась неформальной поддержкой боевиков, которые выступают против Башара Асада, и подавлением курдского освободительного движения на пограничных территориях. Поэтому Вашингтон ввел в действие план «Б», сделав ставку на внутреннюю дестабилизацию республики. Полагаясь на коррумпированную правящую верхушку, Америка с лета прошлого года систематически раскачивает турецкую лодку. Каждый новый виток демонстраций становится все более кровавым, разрыв между народом и политиками увеличивается, взаимная ненависть оппонентов возрастает…
Однако Эрдоган назло всем соперникам уверенно держится в кресле премьер-министра. Вопреки прихотям Запада и радикальных исламистов, лидер страны уверенно справляется со всеми невзгодами. Кажется, ему удастся преодолеть и демонстрации в связи с гибелью шахтеров, и тогда у Турции появится новый сильный президент, с которым, безусловно, придется иметь дело и России.
Автор: Артем Вит
Источник: topwar.ru