Платежная система для Евразийского союза

Первый заместитель председателя Банка России Георгий Лунтовский сообщил, что в Таможенном союзе может быть создана межнациональная платежная система. «Мы сейчас обсуждаем в рамках Таможенного союза такую тему, и было бы интересно вместе с коллегами из Казахстана и Белоруссии реализовать такой проект, – отметил он. – Я думаю, он будет реализован».

Если общесоюзная платежная система действительно будет создана, зависимость государств ТС от международных операторов, которые сейчас доминируют на рынке, многократно уменьшится.

Вопрос создания национальной системы платежных карт, которая обеспечивала бы независимый от международных платежных систем процессинг (обработку информации, необходимой для совершения платежей) особенно актуален для России. После воссоединения Крыма с Россией в марте 2014 г. США ввели санкции против ряда российских банков, потерявших в результате доступ к международным платежным системам. Выполняя решение американских властей, Visa и MasterCard отключили от обслуживания семь российских банков, крупнейшие из которых - частный петербургский банк «Россия», московский CМП Банк, а также их дочерние предприятия и партнёры. Для клиентов этих банков был заблокирован доступ к электронным платежам, хотя снять деньги в банкоматах внутри России они по-прежнему могли.

Международные платежные системы в России контролируют большую часть рынка банковских карт. По данным Центрального банка РФ, объем операций (оплата товаров и снятие наличных), совершенных пользователями банковских карт в России, с 1 января по 1 октября 2013 года составил 7,1 трлн рублей. 85–90% всех операций приходится на долю Visa и MasterCard, которые получают в России неплохую прибыль. Комиссия, выплачиваемая им банками с каждой операции, составляет 1,4-1,5%. Соответственно, выручка международных платежных систем в России за девять месяцев 2013 г. составила 80-90 млрд. рублей. Введение санкций против российских банков для самих международных платежных систем стало неприятным сюрпризом, так как терять такие деньги они, естественно, не хотели.

Угроза национальному финансовому суверенитету, создаваемая высокой зависимостью от контролируемых США международных платежных систем, осознавалась российскими властями. В 2011 г. был принят закон «О национальной платежной системе», который, однако, не предусматривал создание национальной системы платежных карт и запрет на обработку российских транзакций (перевод денежных средств с одного счета на другой) за рубежом. Одновременно было принято решение о создании в России универсальной электронной карты (УЭК), для которой Сбербанк разработал собственную платежную систему ПРО100. Однако решить проблему доминирования Visa и MasterCard с помощью этих мер не удалось, причем во многом – из-за их лоббистских усилий. Правительство РФ фактически отказалось от обязательной выдачи УЭК, которые предполагалось выпустить на каждого гражданина России, в связи с чем перспективы развития ПРО100 оказались туманными.

Введение США санкций против российских банков ситуацию резко поменяло. Количество выпущенных ими банковских карт оказалось сравнительно невелико, так как большого внимания развитию розничного бизнеса эти банки не уделяли. Но сама по себе угроза введения полномасштабных финансовых санкций оказала на руководство РФ отрезвляющее воздействие. Если бы под санкции попали крупнейшие российские банки, обслуживающие миллионы клиентов, страна могла оказаться в ситуации финансового коллапса, преодолеть который в сжатые сроки было бы невозможно. О его реальности свидетельствует конфискация весной 2013 г. значительной части депозитов в кипрских банках, осуществленная властями острова под нажимом со стороны ЕЭС. Угрозу создавала и обработка российских транзакций в зарубежных процессинговых центрах, расположенных на территории США и Западной Европы. Как явствует из разоблачений Э. Сноудена, доступ к ним почти наверняка имеют американские спецслужбы, обладающие, таким образом, всей полнотой информации о совершаемых в России электронных платежах. Такие сведения представляют особую ценность во времена военно-политических кризисов, позволяя контролировать движение денежных потоков на счетах интересующих спецслужбы частных лиц и организаций.

Неудивительно, что спустя несколько дней после введения санкций российские власти заговорили о создании собственной платежной системы, призванной лишить Visa и MasterCard монопольного положения на рынке. В конце марта В. Путин заявил, что в России будет создана национальная платежная система, над которой активно работают правительство и Центробанк. В начале мая были приняты изменения в законодательство, предусматривавшие создание национальной системы платежных карт (НСПК) под стопроцентным контролем Центробанка. Как ожидается, НСПК, на роль технологической платформы которой претендуют сбербанковская ПРО100 и новосибирская «Золотая корона», начнет работать летом следующего года. Visa и MasterCard при этом останутся в России, но будут вынуждены осуществлять процессинг на территории РФ и работать через местных операторов. Кроме того, их доля на рынке неизбежно снизится, так как все пенсии, зарплаты бюджетников, а возможно, и сотрудников крупных госкомпаний планируется проводить именно через НСПК.

Создаваемая Россией система платежных карт была бы полезной как средство внутренних и межстрановых электронных платежей в рамках Таможенного союза, который с 1 января следующего года должен трансформироваться в Евразийский экономический союз. Участие в этой системе позволит странам ТС не зависеть от международных платежных систем, усилив тем самым свой финансовый суверенитет. Актуальность ее созданию придает растущий объем взаимной торговли. Для России страны ТС сегодня представляют третий по значимости рынок после Европы и Китая, а для Казахстана и Белоруссии РФ является главным экономическим партнером. Между тремя странами создано единое таможенное и экономическое пространство. И хотя ограничения по торговле некоторыми видами товаров еще сохраняются, возможность расчетов с помощью независимой от крупных международных операторов расчетной системы для частных лиц, государственных и коммерческих предприятий создаст для Евразийского союза финансовый каркас.

Зависимость партнеров России по ТС от международных платежных систем сегодня слишком высока. Так, в Казахстане 98% рынка занимают такие зарубежные операторы, как Visa, Master Card, American Express International, China Union Pay и Diners Club International. Доля Visa при этом превышает 80%, а собственные платежные системы занимают доли процента. Ситуация в Белоруссии заметно лучше. Из 11,8 млн. банковских карт, выпущенных в республике на 1 января 2014 г., почти 5,3 млн. (44,7%) составляли карты собственной платежной системы «Белкарт» и 6,5 млн. (55,3%) – карты международных платежных систем. Но даже при таком соотношении блокирование платежей по картам, обслуживаемым западными операторами, может быть весьма болезненным. Тем более что отношения Минска с Вашингтоном и Брюсселем остаются напряженными, а санкции против России в условиях существования Таможенного союза неизбежно отразятся и на Белоруссии.

Создание платежной системы ТС уже вызвало позитивные отклики со стороны казахстанских экспертов. По мнению финансового аналитика Ерлана Алимжанова, например, казахстанским банкам следует поддержать эту идею ввиду слишком тесных экономических связей между двумя странами. «Если они (российская платежная система. – Ред.) дадут определенные преференции, скидки по использованию национальной платежной системы, то почему нет, – отметил он. – Если они будут приняты в России, конечно». В Казахстане есть и проект создания собственной платежной системы, реализовать который, однако, гораздо проблематичнее в связи с высокими затратами и небольшим объемом внутреннего рынка. Единая система платежных карт для стран ТС, совокупное население которого превышает 170 млн. человек, смотрится на этом фоне гораздо более привлекательно.

В мире уже есть успешные примеры создания национальных платежных систем. Китайская China Union Pay, например, будучи основанной в 2002 г., спустя восемь лет обогнала по числу выпущенных карт Visa и заняла первое место в мире. Этот успех в пределах своих границ может повторить и Таможенный союз, который, будучи влиятельным экономическим объединением, безусловно, нуждается в своей платежной системе.

_________________

Фото – http://izvestia.ru/news/568090
Источник: politobzor.net