Британского премьер-министра Дэвида Кэмерона в последнее время особо занимают две темы: санкции против России и собственная затея — вывести страну из Евросоюза. Вторая тема уже получила вполне реальные очертания. В конце мая, представляя программу правительства на первой сессии парламента нового созыва, королева Елизавета II объявила: до конца 2017 года Великобритания проведет референдум о выходе из ЕС. Кабинет министров тут же внес на обсуждение законопроект о референдуме. За полмесяца он благополучно прошел два чтения, и в минувший вторник был принят окончательно. Вопрос сформулировали так: «Должно ли Соединенное Королевство остаться членом Европейского союза?» Срок проведения голосования — «не позднее 31 декабря 2017 года».
Барьеры для восточных европейцев
Штука в том, что сам Кэмерон считает, в интересах Британии нужно остаться в составе ЕС, только вот на своих условиях. Выторговывая их, он и затеял этот долгоиграющий проект с референдумом. Что же так стесняет британцев в дружной европейской семье? Прежде всего, внутренняя миграция. О ней премьер Кэмерон высказался предельно жестко: «Мы хотим сделать Великобританию неблагоприятной страной для мигрантов. Мы всегда открыты для бизнеса и честного сотрудничества, но если вы собираетесь приехать, чтобы есть и спать за счет коренного населения, — мы вам не рады!».
Еще в январе прошлого года Британия загородилась от непрошеных гостей законом об ограничении выплат пособий для вновь прибывших мигрантов. По старым правилам пособие по безработице, например, назначалось уже через месяц после регистрации мигранта в Великобритании. Теперь этот срок увеличен до полноценного квартала. Больше того, пособие выплачивается только полгода. Затем мигрант обязан предоставить документальное подтверждение, что он активно искал работу, но не смог получить её. Кроме прочего, прибывшие на Британские острова должны для получения пособия показать приемлемый уровень знания английского языка. Есть и другие нововведения. Но главное — из-за отсутствия работы мигранту теперь грозит депортация.
Примечательно, что новые ограничения касаются в основном приезжих из стран Восточной Европы. Для сотен тысяч мигрантов из Индии, Пакистана, стран Ближнего Востока и Африки никаких препятствий нет, так как в их отношении британцы «испытывают историческую вину за колониальную политику прошлых лет».
Еврокомиссия признала новые правила дискриминирующими выходцев из других стран ЕС, барьером на рынке труда и активно выступила против британского закона. Для неё это тем более важно, что мигрантов не особенно жалуют и в других странах Содружества. Опросы, проведенные в Германии, Франции, Испании, Польше, показали, что европейцы не хотят в своих странах мигрантов. Британцы же настроены к ним просто враждебно. Здесь около 47 % опрошенных не только заявили, что они против мигрантов из не входящих в Евросоюз стран, но и обозначили свою позицию как «крайне враждебную». Одобряли миграцию лишь 20%. Противников внутриевропейской миграции в Британии тоже оказалось больше, чем её сторонников.
Британский опрос показал и другое: членство в Евросоюзе поддерживают 55% жителей Соединенного Королевства, а за выход из ЕС высказались только 36% опрошенных. Конечно, число противников значительно, но вряд ли оно стало поводом для такого радикального мероприятия, как референдум. Здесь иные резоны.
Джентльмены блефуют
Сегодня от былого величия Британии осталась лишь жалкая тень. Некогда могучая страна, ставшая после падения Наполеона главной морской и экономической силой мира и по-настоящему первой сверхдержавой, оставалась таковой вплоть до середины прошлого века. Сейчас Великобритания занимает лишь десятую строчку в ряду экономических лидеров планеты. И даже эта позиция добыта разными ухищрениями. В 2014 году, например, в национальном продукте здесь стали учитывать доходы от наркоторговли и проституции. Прибавка получилась солидная — что-то за десять млрд. фунтов (более 16 млрд. долларов США).
Однако новые подходы экономику не подняли. В последнее время из Британии буквально хлынули деньги. Как пишет The Times, ссылаясь на данные CrossBorder Capital, только за последние 15 месяцев иностранные инвесторы вывели из Великобритании $ 356 млрд. Это самый массовый отток иностранного капитала за последние 35 лет. Эксперты отмечают, сложилась ситуация, когда британские инвесторы хотят вкладываться в зарубежные активы, а иностранные — уйти из Великобритании.
Это особенно характерно для российского капитала. В связи с событиями на Украине и санкциями в отношении России «российские деньги ускорились по направлению к выходу из Великобритании». По мнению издания, это может быть вызвано указом президента РФ Владимира Путина, который в декабре 2014 года потребовал от олигархов вернуть капитал на родину.
Так что, джентльмены сильно блефуют, угрожая Европе выходом из ЕС. Такой шаг приведет лишь к новым потерям. Однако игра стоит свеч. Во всё более «немецкой» Европе Лондон выторговывает себе особые условия. Он уже занял несколько отстраненную от Содружества позицию, когда не присоединился ни к зоне евро, ни к Шенгенскому соглашению. Теперь стоит новая задача — оставить за собой право принимать в стране только тех мигрантов, кто не обременит своим присутствием коренное население, плюс к тому — уменьшить британский взнос в бюджет Евросоюза, сделать необязательным для Лондона единый европейский мандат на арест, «поджать» слишком широкими полномочия Еврокомиссии. Конечно, не всё это сладится. Но повестка для торга обозначена.
Похоже, Европа приняла её. Уже после первого чтения в британском парламенте закона о референдуме канцлер Германии Ангела Меркель выступила на Би-би-си и выразила уверенность, что для сохранения Великобритании в составе Евросоюза её требования будут учтены. «Речь о том, что мы должны делать свою работу и создать условия, необходимые для сохранения Великобритании в ЕС», — сказала Меркель. Она не исключала даже изменения в существующих договорах ЕС. — «Если это действительно необходимо, тогда нам придется рассмотреть этот вопрос».
Переформатирование Евросоюза под требования Великобритании главы двух стран обсудят уже в этом месяце во время визита в Германию королевы Великобритании Елизаветы II. Премьер Кэмерон объявил, что он будет сопровождать в этой поездке монаршую особу. Значит, и визит будет не протокольным, а содержательным.
Счет идёт на миллиарды
Оперативная реакция канцлера Меркель показывает: Германия не готова пока в одиночку тащить на себе Европу, ведь Британия относится к тому незначительному числу стран ЕС, чей вклад в бюджет Содружества превышает встречные компенсации от Еврокомиссии. Но главное, конечно, сохранение общего рынка товаров, капитала, труда.
На это, кстати, указывают и представители британского бизнеса. Ещё в начале компании Д.Кэмерона по выводу страны из ЕС, они озаботились экономическими рисками. В газете Independent даже было опубликовано открытое письмо, подписанное представителями девятнадцати крупных компаний, среди них — BT, Shell, Lloyds Banking Group, Virgin Group и Deloitte. В этом обращении к общественности бизнес-лидеры осудили возможный выход Великобритании из Евросоюза. «Экономические преимущества от членства в ЕС являются огромными, — говорилось в письме. — Для Британии это членство приносит от 31 до 92 млрд. фунтов ежегодно, то есть, между 1,2 и 3,5 тысячами фунтов дохода на каждую британскую семью. Доходы от членства в ЕС намного превышают расходы, и говорить обратное — значит ставить политику впереди экономики».
Поддерживают бизнес и многие политики. На днях, например, это прямо подтвердила первый министр правительства Шотландии, лидер Шотландской национальной партии Никола Стерджен: «Я твердо верю, что членство в Евросоюзе в интересах Шотландии. Мы ценим место Шотландии в Европе, и выгоды, которые оно приносит, это касается занятости и инвестиций. Более 300 тыс. шотландских рабочих мест связаны с экспортом нашей продукции в ЕС. Возможно, наиболее существенной пользой для Шотландии являются свобода передвижения, возможность учиться и работать в Европе».
С принятием закона о референдуме дискуссия в Британии только усилилась. Как сообщило агентство Рейтер, сторонники членства в Евросоюзе теперь создают организацию, которая начнет кампанию против выхода страны из ЕС. Эта группа политиков опасается, «что выход Великобритании из Евросоюза уменьшит авторитет Лондона, ударит по британской экономике, а также спровоцирует кризис в ЕС».
Активизировались и евроскептики. Д.Кэмерон даже одёрнул их прямо из баварских Альп, где проходил саммит G7, пообещав уволить министров правительства, открыто поддерживающих выход страны из ЕС. Видимо, к публичному обращению через Би-би-си хозяйка встречи А.Меркель в личной беседе добавила подробности, заставившие британского премьера поумерить свой пыл.
Это лишний раз убеждает: затея британского правительства с референдумом, родившаяся в ходе предвыборных баталий, вовсе не ставила целью вывести страну из Евросоюза. Слабеющая Британия просто пытается выторговать себе политические преференции и особое положение в Евросоюзе. Без них Соединенному Королевству станет совсем кисло…
Автор: Геннадий Грановский
Источник: topwar.ru