Польские страдания: между Америкой и яблоками

28 августа стало известно, что министр иностранных дел Польши назвал действия России на Украине «агрессией» и призвал «международное сообщество» к «действиям». Спустя три дня выяснилось, что Польша, к которой присоединились три её неизменных спутницы — Эстония, Латвия и Литва, — стала заводилой в инициативе, касающейся возможного разрыва акта Россия — НАТО, ограничивающего количество военнослужащих, которых Североатлантический альянс имеет право размещать на территории стран бывшего восточного блока. В промежутке между этой инициативой и заявлением главы МИДа Варшава запретила российскому министру Шойгу пролетать над польским небом. Потом, правда, снова разрешила.

Несколько дней назад в российских СМИ было опубликовано грозное заявление Радослава Сикорского — министра иностранных дел Польши, ранее прославившегося своими застольными ресторанными речами, которые были записаны на скрытую камеру. «Дипломатический» язык министра, напомним, включал такие нелестные для польского народа выражения, как «дерьмо», «отсос», «фраера» и даже «негритянство».

По мнению Сикорского, «отсасывала» Польша у американцев: «Это дерьмо, мы перессоримся с немцами и французами, так как мы отсасываем у американцев, как последние фраера. Проблема Польши в том, что у нас дешёвая национальная гордость и низкая самооценка. Такое вот негритянство».

Так вот, этот самый Сикорский считает, что Россия учинила на Украине «агрессию». И поэтому Польше надо выработать позицию — то есть нет, не одной Польше, а международному сообществу: «В течение следующих нескольких часов будет сформулирована позиция Польши. Нам не нужны сильные слова здесь и сейчас, лучше, если это будут действия целого международного сообщества».

Теперь мы видим, как обтекаемо выражается пан Сикорский. О США уже — ни слова (даже сильного), а в грозных речах упоминается «целое международное сообщество». Ну, а что? И «отсасывать» не нужно, и куда страшнее звучит, нежели сказать об одном Вашингтоне.

Позднее в СМИ прошла информация об упомянутой «позиции Польши», которую, разумеется, поддержало «целое международное сообщество».

Некоторые мощные государства, состоящие в НАТО, решили, что пришло историческое время разорвать «Основополагающий акта Россия — НАТО» от 1997 года, устанавливающий ограничения на численность военнослужащих, которых Североатлантический альянс может размещать на территориях стран бывшего восточного блока.

Мы не удивились, когда узнали, что «впереди планеты всей» и здесь бежит Польша.

Разрыв означенного акта поддержали Польша, прибалтийские республики, а ещё братская им Канада.

Такое вот международное сообщество. Целое. Германия, кстати, выступила против польского предложения.

29 августа Польша выкинула геополитический фортель с самолётом министра обороны России тов. Шойгу. Если выражаться на дипломатическом языке, то Варшава «закрыла воздушный коридор» для Ту-154, на котором Сергей Кужугетович летел из Словакии. В итоге Шойгу и с ним десяток журналистов крупных российских СМИ сумели перелететь от города Банска-Быстрица только до Братиславы.

Кстати напомним, что в Словакии (в Банске-Быстрице) наш министр побывал на праздновании антифашистского восстания. Юбилейная же дата! Город Банска-Быстрица семьдесят лет тому назад стал центром движения против немецко-фашистской оккупации. Поэтому перекрытие коридора выглядело, помимо всего прочего, ещё и оскорбительно. Впрочем, если учесть, что в Польше регулярно происходит надругательство над советскими памятниками воинам-освободителям и что ближайшие союзники Варшавы по всякого рода тараканьим сговорам против России — фашиствующие государства Балтии, то всё становится на свои места.

Поляки-запретители поведали миру, что-де самолёт Шойгу без всяких объяснений взял да поменял статус с гражданского борта на военный, вот потому-то полёт и запретили.

Затем русские переменили статус, коридор опять открыли, и борт с Шойгу и журналистами снова взлетел и благополучно добрался до Москвы.

1 сентября в «Российской газете» вышел репортаж спецкора Ивана Петрова, в котором автор пишет:

«Примерно в 18.20 мы действительно приземлились в столице Словакии. Самолёт отогнали на дальнюю полосу, чтобы не мешать другим бортам. Основную дверь самолёта открыли, и подогнали трап, но выходить никто не стал. В самолёте стало очень душно. Пришлось открыть аварийные двери. Тут уже стало не до шуток. Мы уже несколько часов были отключены от Интернета и понятия не имели, что происходит в мире. Тем более наш полёт должен был проходить неподалёку от территории Украины. Да и шутка ли, когда самолёт министра обороны ядерной державы сажают в европейской столице. В голове стали рождаться пугающие сценарии дальнейшего развития событий. Но именно в этот момент проходил один из лётчиков, которого нам удалось разговорить. «Польша закрыла воздушное пространство для нас. Формально они обосновали это нашим опозданием. В действительности это всё очень похоже на придирки», — отметил сотрудник экипажа.

Ну хоть какая-то ясность. Плюс нам удалось поймать Wi-Fi с братиславского аэропорта и убедиться, что Третья мировая война, к счастью, не началась, и никаких катастроф или провокаций в Европе не произошло».

Автор репортажа далее указывает, что после почти трёх часов переговоров Польша согласилась признать выданное ранее разрешение на предоставление воздушного коридора.

И ещё цитата из «РГ»:

«Уже по прилёте стало известно, что поляки запретили пролёт самолёта якобы из-за его военного статуса. Изменив его на гражданский, самолёт министра обороны сразу был допущен к пролёту в польском воздушном пространстве, оправдывались в польском МИДе. При этом настораживало, что никаких проблем с пролетом российского Ту-154 в воздушном пространстве Польши по дороге из Москвы в Словакию не возникло».

Позднее мировые СМИ обошло заявление МИДа РФ: «Российской делегации пришлось в срочном порядке возвращаться в Братиславу в связи с нехваткой топлива, что создало реальную угрозу безопасности полёта. Лишь после энергичного демарша с нашей стороны польские власти согласились подтвердить действие ранее выданного ими разрешения на пролёт над территорией Польши». Запрет на пролёт над территорией Польши самолёта министра обороны был расценен как «грубое нарушение норм и этики межгосударственного общения, а в контексте непосредственно празднований в Словакии — как кощунственная выходка против исторической памяти и заслуг тех, кто спас Европу от фашизма». МИД РФ пообещал и соответствующую «реакцию» Варшаве.

Польские (точнее, польско-прибалтийские) попытки изолировать Россию от «целого международного сообщества» выглядят попыткой мести варшавских командиров, не то чтобы мечтающих о великой (а не «отсасывающей») Польше, но досадующих из-за того, что антироссийские западные санкции вышли боком самим санкционерам — то есть, собственно говоря, той же Польше, которая теперь, говорят, до тошноты объелась яблок.

Недаром в числе тех двенадцати персон, что прибыли выговаривать МИДу Аргентины за грядущую торговлю сельхозпродукцией с Россией, обнаружился представитель Польши. Поляки, как и прочие еврогосударства, боятся потерять российский рынок — причём потерять навсегда.

Но вот странность: боязнь потерять рынок у варшавян непостижимым образом соседствует с операциями по перекрытию воздушного коридора и совместными с прибалтами идеями насчёт отмены акта Россия — НАТО, против каковой возражает экономический лидер ЕС — Германия. Неужели такие деяния приближают российский рынок к Польше?..

По мнению руководителя Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Алексея Кузнецова, которому задала вопросы «Свободная пресса», в условиях ухудшения отношений между Россией и Евросоюзом некоторые страны выступают в авангарде антироссийской кампании.

«В случае обострения отношений наши традиционные недруги ведут себя более активно. Польша всегда находилась в этом ряду. К сожалению, это достаточно заурядная ситуация. Периодически мы сталкиваемся с рецидивами нацистского реваншизма, а также мести за советское прошлое. В случае с поляками следует учитывать введенное Россией эмбарго на поставки сельхозпродукции. Для Польши это очень болезненный вопрос. В свою очередь, польские власти не просчитали возможных ответных санкций. Соответственно, для них это был шок.

Наш МИД грамотно отреагировал на польский демарш, но делать из этого большой скандал смысла особого нет. Хочется верить, что поляки впредь будут больше думать о стратегических целях и выстраивании добрососедских отношений с Россией, а не потакать несостоявшимся внешнеполитическим амбициям».

Хочется также верить, добавим к этому, что Варшава в своей «геополитике» (да-да, в кавычках) начнёт ориентироваться не на заокеанских боссов, про отношения с которыми довольно ясно сказал в ресторане пан Сикорский, а, например, на Германию. Берлин тоже служит дядюшке Сэму, но делает это довольно аккуратно и не в ущерб своей международной репутации. Что же касается Польши, то та только и делает, что… Ну, вы поняли.

И в заключение — несколько слов о Польше и НАТО.

Как стало известно в понедельник первого сентября, польские идеи о «разрыве» акта Россия — НАТО от 1997 года не нашли приверженцев в верхах альянса. Генсек блока Андерс Фог Расмуссен заявил, что альянс по-прежнему придерживается «Основополагающего акта».

Автор: Олег Чувакин
Источник: topwar.ru