Нефтяные цены являют собой продолжение политики иными средствами. Так охарактеризовал бы современную ситуацию в мировой экономике Карл фон Клаузевиц, живя в наше смутное время. В ХХI веке блокаду можно осуществлять, даже не объявляя о ней. Роль «нефтяного Бонапарта» играет саудовский король Абдулла, которого явно не устраивает, что главный клиент планирует отказаться от услуг своего поставщика. В этом смысле саммит ОПЕК в Вене 27 ноября 2014 г., на котором участники сохранили квоты на уровне 30 млн баррелей в сутки, можно считать (пусть и с большой натяжкой) аналогом Тильзитского мира 1807 г. Партнеры по картелю, постоянно оспаривающие лидирующее положение Эр-Рияда в организации, демонстрируют спокойствие. Вот какое мнение высказал министр нефти ИРИ Б. Зангане в интервью агентству Fars News: «Иран достаточно силен, чтобы противостоять дальнейшему падению цен, даже если страна будет продавать нефть по $25 за баррель». Bloomberg со ссылкой на руководство Катара и ОАЭ отмечает, что «сланцевая революция» в США спровоцировала переизбыток топлива в размере 2 млн баррелей в сутки. Иран и Венесуэла призывают снизить квоты, но пока все безуспешно. До нового заседания ОПЕК, которое состоится лишь 5 июня, еще нужно дожить. А пока Тегеран пересматривает бюджет с учетом цены $40 за баррель. Абу-Даби также не устраивает саудовская ценовая политика, которая, по утверждению министра нефти ОАЭ С. аль-Мазруи, «препятствует развитию отрасли». По сравнению с тем, что говорили ОАЭ еще месяц назад о «саморегулировании рынка», нынешнее заявление кажется сенсацией. Постулат о «невидимой руке рынка» не сработал.
Цены продолжают падать после незначительного укрепления 17 января до $49,90 за баррель. По состоянию на 19 января (18:00 мск) за баррель марки Brent инвесторы готовы платить $49,43. Сорт WTI торгуется в отметке $48,38. По подсчетам Bloomberg, 15 января 2015 г. суточная добыча в странах Персидского залива составила 2,8 млн баррелей, в то время как в 2011 г. государства региона могли похвастаться 3,6 млн баррелей. Эти данные — наглядный пример того, как Америка сдавливает противников на собственном рынке, даже без учета ее экспортных показателей. Минэнерго США с гордостью указывает, что декабре 2014 г. объем добычи на территории страны достиг 9,2 млн баррелей в сутки. В свою очередь, Международное энергетическое агентство ожидает, что в 2015 г. цифра может вырасти до 9,4 млн баррелей. Для сравнения: за 11 месяцев 2014 г. Россия добывала 10,5 млн баррелей в сутки. Всех впечатляет объем экспорта Саудовской Аравии, который вырос в ноябре прошлого года до 7,3 млн баррелей в сутки с 6,9 млн, датированных октябрем. Свою лепту вносит и Ирак, достигший рекордной отметки в 4 млн баррелей в сутки: в 2015 г. Эрбиль (Иракский Курдистан) планирует довести производство до 3,3 млн баррелей в сутки.
Как только ОПЕК стала играть на понижение цены, чтобы остановить натиск США, экономические последствия не заставили себя долго ждать. Рейтинговое агентство S&P бьет тревогу: в наиболее уязвимом положении оказалась Аляска, бюджет которой на 87% формируется благодаря разработке нефтяных месторождений. Еще в начале 2014 г. стоимость барреля нефти, добываемой в штате, составляла $107, теперь все по-другому. Ожидается, что в 2015 г. добыча на Аляске составит около 510 тыс. баррелей в сутки, а доходы в местный бюджет от налогов на производство сырья сократятся на 80%. Как пишет издание U.S. News & World Report, нефть представляет собой «кровеносную систему экономики Аляски», которая в период нынешних ценовых колебаний может увеличить дефицит бюджета до $3,5 млрд. Скажем откровенно, эта цифра не способна испугать экономику США, однако она свидетельствует об успехе стратегии, которой придерживается Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК). Саудовская Аравия играет в открытую, считая, что США нет места на мировом рынке нефти. Подобное заявление выглядит излишне самоуверенным, но политика перенасыщения рынка дает свои плоды. Rystad Energy и Morgan Stanley утверждают, что рентабельность сланцевой нефти США возможна лишь при цене выше $65 за баррель.
Отечественным экспертам, готовым при любой возможности раскритиковать свою страну за «сырьевую иглу», следует помнить, что угроза дефицита бюджета нависла и над штатами Вайоминг, Нью-Мексико и Луизиана, финансовые планы которых зависят от нефтяных доходов на 31%, 17% и 13%. Северная Дакота и Техас уже ожидают прекращения сланцевой нефтедобычи, которая также потянет за собой разработку газовых месторождений. Однако не все компании разделяют пессимизм этих ожиданий. Как считает Goldman Sachs, затормозить добычу в США сможет лишь такой сценарий, при котором цена WTI продержится полгода на уровне $40 за баррель. Пока все обстоит не так критично, хотя ажиотаж нарастает: новость о банкротстве компании WBH Energy, которая не смогла погасить обязательство в размере $50 млн, буквально взорвала интернет. Растет задолженность американских компаний перед банками, достигшая к концу 2014 г. $199 млрд. Reuters предпочитает смотреть правде в глаза: «Игра на нервах между производителями шельфовой нефти США и ОПЕК продолжается. Страны Персидского залива начали отсчитывать месяцы до того момента, как у их конкурентов (шельфовых компаний США) истекут страховки от возможного падения цены на нефть. Пока это единственное, что спасает их от резкого обвала цен на рынке».
Множатся прогнозы о том, что дальнейшее снижение цен сделает добычу сырья методом гидроразрыва пласта (фрекинга) нерентабельной, обанкротив малые независимые предприятия. Издержки подсчитывают и глобальные игроки нефтяного рынка. ТАСС сообщает, что американские офисы BP, Apache и Halliburton объявили в январе об увольнениях. По всей видимости, они ожидают от Saudi Aramco продолжения экономической войны. Wall Street Journal пишет, что BP собирается использовать снижение цен на нефть, чтобы убедить суд уменьшить размер штрафов за разлив нефти в Мексиканском заливе в 2010 г., который составляет $13,7 млрд. Как подчеркивает газета «Ведомости», юристы BP отметят в суде тот факт, что снижение цен на нефть наносит серьезный ущерб подразделению BP Exploration & Production, к которому предъявляются обвинения: теперь нефть стоит дешевле $50 за баррель, это более чем на 40% меньше, чем в апреле 2010 г., когда произошла авария.
Заявляет о себе и экологическая проблема: далеко не все специалисты разделяют мнение о безопасности добычи нефти при помощи фрекинга. Бывший вице-президент Mobil Л. Аллстадт убежден, что проблему фрекинга в США осознают не полностью и только сейчас начинают заниматься вопросами утечек и выбросами ядовитых веществ в атмосферу. Отмечается, что гидроразрыв пластов провоцирует землетрясения, загрязнение водоемов и атмосферы. В интервью RT Аллстадт заявил, что при добыче сланцевого газа подобным образом нужно регулировать каждый этап, однако сделать его полностью безопасным очень сложно.
Происходящее напоминает нефтяную дуэль между ОПЕК и США. Принц Саудовской Аравии Аль-Валид ибн Талал придерживается следующей логики: «Если бы мы сократили добычу на 1 или 2 млн баррелей, эти 1 или 2 млн баррелей были бы добыты другими странами». Т.е. дело не ограничивается Америкой. Эр-Рияд всерьез намерен подавить «оппозицию» в картеле.
Страны — экспортеры нефти готовятся к буре: в декабрьском докладе ОПЕК прогнозируется, что спрос на нефть в 2015 г. окажется минимальным за 12 лет. Так что решить вопрос исключительно категориями спроса и предложения не получится. Наступает время Большой политики. Саудовская Al Eqtisadiya подтверждает этот тезис: «2014-й — год, который останется в истории, и не только потому, во второй его половине цены на нефть упали на 50%, но еще и потому, что в этом году на смену старых и потерявших эффективность подходов пришла новая нефтяная политика». Издание убеждено, что «в новых реалиях на рынке смогут остаться только по-настоящему сильные игроки, а слабые и действовавшие по принципу „ударь и беги“ компании и государства будут вынуждены уйти». Al Eqtisadiya отмечает падение цен на акции 22 из 24 крупнейших компаний, производящих нефть и газ: «Общая рыночная стоимость корпораций Chevron и ExxonMobil сократилась на $95 млрд». Саудовцам приятно осознавать свою власть, особенно когда дело касается корпораций, созданных Рокфеллерами — фактическими основателями Saudi Aramco и всей нефтяной отрасли Эр-Рияда.
В Америке сокращаются нефтяные платформы, число которых составило в середине января 1366: на 55 меньше, чем неделю назад, и на 209 меньше, чем в начале декабря 2014 г. И это только начало войны на истощение, в которой будет только один победитель.
Не исключено, что последняя атака йеменской «Аль-Каиды» во Франции позволит Вашингтону и его союзникам усилить свое присутствие в Баб-эль-Мандебском проливе для сдавливания саудовских транспортных артерий. История «нефтяных шоков» многому научила Америку. Теперь «ценовое регулирование» будут вести уже не нефтяные магнаты и дипломаты, а военные. По словам принца Саудовской Аравии, Эр-Рияд и Москва «находятся в одной лодке». Так это или нет? Время рассудит.
Автор: Саркис Цатурян
Источник: topwar.ru