Шотландия: бабушка надвое сказала

В последние дни были подведены итоги трёх крупных социологических опросов. Согласно итогам первого, в Шотландии число сторонников отделения от Британии впервые превысило 50%. Второй опрос дал соотношение 48 к 50. Результаты третьего «разделили» население Шотландии практически пополам. Чем ближе день голосования, тем более накаляются страсти в Соединённым Королевстве…

Референдум по поводу обретения независимости, инициированный Шотландской национальной партией и её лидером Алексом Сэлмондом, пройдёт 18 сентября. Шотландцы дадут ответ на вопрос: «Должна ли Шотландия стать независимой страной?»

Как передаёт телерадиокомпания «Би-би-си», по данным опроса исследовательской компании «YouGov», проведённого по заказу «Sunday Times», число сторонников независимости Шотландии впервые превысило число противников отделения.

51% опрошенных шотландцев выступили за независимость, а 49% — против. А ведь лишь месяц тому назад разрыв составлял 22 процентных пункта в пользу сторонников нынешнего союза, отмечает «Би-би-си».

Наблюдатели, мнение которых приводит телерадиокомпания, полагают, что сторонникам независимости удалось улучшить позиции благодаря обращению к молодёжи. Молодым людям было обещано конституционное закрепление права на бесплатное высшее образование и на занятость. Обещано и кое-что ещё: снижение возрастного ценза голосования с 18 до 16 лет.

Вице-премьерша Шотландии Никола Старджён назвала итоги опроса «прорывом», пишет «Би-би-си». «Независимость — не волшебная палочка. Но всё больше людей сознаёт, что предстоящее голосование — возможность, которая выпадает раз в жизни. Взяв судьбу Шотландии в шотландские руки, мы будем жить лучше. Наше огромное богатство должно работать на благо всех, кто здесь живёт», — сказала Никола Старджён на встрече с молодёжью.

Противники же независимости предупреждают: «развод» с Лондоном грозит Эдинбургу отрицательными экономическими последствиями, сообщает канал «Euronews».

«Я хочу сильный шотландский парламент, широкие полномочия — даже шире, чем сегодня. Но я хочу объединить усилия с остальными частями Соединённого Королевства», — высказал своё мнение экс-премьер Великобритании Гордон Браун (шотландец).

Впрочем, отметим, экономическими последствиями (начиная с вступления Шотландии в ЕС «заново») шотландцев пугали и раньше, уговаривая их сохранить союз. Не похоже, чтобы эти страхи остановили сторонников независимости.

Узнав об итогах опроса, глава «News Corporation» Руперт Мердок заявил, что расценивает волю избирателей как серьёзную угрозу репутации правительства Великобритании. «Шотландская независимость — огромный синяк под глазом для всего политического истеблишмента, особенно для Кэмерона и Милибэнда», — цитирует «Твиттер» медиамагната «Независимая газета».

Либби Брукс в британской газете «The Guardian» (источник перевода — «ИноСМИ») рассказала о «блицкриге» (термин даётся в шутку), который начала кампания в поддержку независимости Шотландии. Сторонники независимости «захватывают» сторонников сохранения союза. Об этом сообщил глава «YouGov» (компании, проводившей опрос) Питер Келлнер.

По словам мистера Келлнера, скорость потенциального проигрыша сторонников кампании за сохранение союза впечатляют: «Тот факт, что пока ещё слишком трудно говорить о результатах, само по себе это весьма примечательно, потому что совсем недавно победа, казалось, уже была в кармане Better Together («Лучше вместе»). В течение нескольких месяцев сторонники союза уверенно лидировали, и в среднем их поддержка составляла 58%. Но в течение последних четырёх недель сторонники союза теряли поддержку с потрясающей скоростью».

Газета отмечает, что уровень поддержки независимости Шотландии среди избирателей в возрасте до 40 лет вырос с 39% до 60%, среди представителей рабочего класса — с 41% до 56%. Среди женщин (традиционно они демонстрировали более низкий уровень поддержки независимости, чем мужчины) он вырос с 33% до 47%. Мистер Келлнер также отметил, что Алексу Сэлмонду удалось нейтрализовать тему страха, окружавшего тему независимости, в том числе и её экономическую составляющую.

В издании приводятся данные ещё одного опроса, от 6 сентября, проведённого «Panelbase» по заказу сторонников кампании за независимость Шотландии. Его результаты показали, что поддержка независимости среди женщин достигла рекордного уровня. Опрос показал, что за выход из U. K. проголосовали 47% женщин и 48% мужчин. Правда, «Panelbase» отмечает, что уровень поддержки независимости в целом составляет 48%, а уровень поддержки сохранения союза — 52%, если не считать колеблющихся респондентов.

Наконец, 9 сентября на сайте «РИА «Новости» появились данные третьего опроса: его привела компания «TNS».

Согласно результатам опроса «TNS», за независимость Шотландии проголосовало бы 38% шотландцев, против — 39%. Месяц назад, отмечает «TNS», количество сторонников отсоединения Шотландии было меньше — 32% респондентов. «Против» высказалось 45% шотландцев.

«Этот опрос показывает значительный сдвиг в стремлениях голосующих. <…> Он проводился близко к голосованию, и теперь обе стороны будут активно использовать последние дни, чтобы сделать всё и попытаться убедить неопределившийся электорат в достоинстве своих кампаний», — сообщил глава «TNS» Том Костли.

Таким образом, очевидно, что голоса шотландцев на референдуме могут разделиться примерно пополам. Вместе с тем ясно, что чем ближе референдум, тем больше находится в Шотландии сторонников независимости. Ясно и то, что исход голосования решат те, кого социологи сегодня называют «неопределившимися». Именно за их голоса в последние дни перед голосованием ведётся напряжённая политическая борьба, грозящая Лондону «блицкригом».

Если сторонники независимости во главе с Сэлмондом 18 сентября победят, спустя пару лет Шотландия обретёт полную независимость. Это, в свою очередь, может послужить искрой, от которой загорится новый костёр сепаратизма в Европе. Тут вам и Испания, и Бельгия, и остатки Британии, и, собственно, сам ЕС, кончину которого давно предрекает националистка Марин Ле Пен. Кстати, немецкий журналист-международник Р. Герцингер прогнозирует, что в 2017-м году Марин будет президенткой Франции.

Обозревал и комментировал Олег Чувакин 
— специально для topwar.ru