Синица и журавль

Недавний визит премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Вашингтон проходил под аккомпанемент шумных протестов населения на Окинаве и обстрел из самодельного миномёта (и это не первый такой случай) американской базы в префектуре Канагава. Вполне открытая ненависть японского населения к американскому военному присутствию не помешала лидерам двух стран в тёплой атмосфере обсудить текущие взаимоотношения. Тем более что японский лидер был принят с таким почётом, какого не удостаивался ни один его предшественник.

Такая честь, естественно, оказывалась не просто так. Таким образом Барак Обама наглядно продемонстрировал Конгрессу и всем американцем свои конкретные действия по давно анонсированному развороту на Тихий океан. Ведь в Соединённых Штатах для любого большого дела нужна наглядность, шоу и демонстрация визита лидера союзной страны для этих целей вполне подходит.

Впрочем, куда важнее видимых эффектов практические плоскости. К примеру, переговоры по Транс-Тихоокеанскому сотрудничеству, которые идут достаточно тяжело, поскольку Япония опасается наплыва сельхозпродукции из США. Россию же должна интересовать прежде всего военно-политическая составляющая, а она носит весьма важный, без преувеличения исторический характер.

Американские официальные лица уже успели заявить, что новые принципы двухсторонних военных отношений отменят любые географические ограничения для японских Сил Самообороны, что позволяет Японии с разрешения парламента участвовать в оборонных операциях по всему миру. В соответствии с прежними соглашениями японские и американские операции были сосредоточены на защите японских территорий.

Госсекретарь Джон Керри заявил, что договорённости представляют собой исторический рывок для Японии и ее союза с США. "Сегодня мы отмечаем создание нового потенциала Японии, способного защитить не только свою территорию, но и США, а также других партнеров по мере необходимости, — сказал он, выступая в Нью-Йорке перед американскими и японскими чиновниками. — Это повысит безопасность Японии и внесёт свой вклад в региональный мир и стабильность".

"Нынешние принципы неограниченны по географии, — добавил министр обороны Эштон Картер. — Это очень большая перемена".

Президент Обама в свою очередь снова подтвердил, что Соединённые Штаты по-прежнему твёрдо намерены оказывать военную помощь Японии в случае конфликта с третьими странами. Размер и характер этой военной помощи, очевидно, будет варьироваться в зависимости от степени угрозы и конкретного хозяина Белого дома. Так что, предположения о том, что Токио будет оставлен перед лицом угрозы со стороны Китая и КНДР не имеют под собой никаких оснований. Причин тому несколько.

Первое — юридическая сторона. Япония и США связаны договором о безопасности. Игнорирование его поставит под сомнение американские гарантии в других частях света. Например, договор о военной помощи в рамках НАТО. Да и прямые имиджевые потери от сдачи главного азиатского союзника будут колоссальны. Более того, та администрация, которая решится на такое, надолго потеряет места в Белом Доме и Конгрессе — избиратели и политические противники не простят слабости.

Япония чрезвычайно важна для США как крупнейшая экономика. Японские транснациональные корпорации, по сути, являются японско-американскими, связанными в неразрывное единое целое. Страна восходящего солнца является одновременно и крупным производителем востребованных товаров и ключевым рынком сбыта, например, для американской сельскохозяйственной отрасли.

Не менее принципиальна причина геостратегическая. Япония — ключ к Азии и Тихому океану. Японский остров Минами-Иво, приписанный к столичной префектуре Токио, находится всего в 340 километрах от принадлежащего США острова Фаральон-де-Пахарос, который входит в состав Марианских островов. Остров Маркус (Япония) расположен в 1400 км от знаменитого атолла Уэйк. Потеря Японии как стратегического плацдарма создаёт угрозу Северным Марианским островам, Гуаму, Гавайям. А в перспективе и самому американскому континенту.

Понимая всё это, действующая американская администрация хочет показать, что умеет не только требовать, но отдавать взамен, чтобы не разжигать и без того сильные антиамериканские настроения. Было достигнуто предварительное соглашение о переносе базы морской пехоты Футэмма с густонасёлённой части Окинавы за пределы Японии — важный и больной вопрос, над которым дипломаты бьются уже много десятилетий. Если база будет перенесена из Окинавы в Гуам, а президент США именно так описал договорённость, то это станет важной победой Синдзо Абэ на внутреннем поле, где общественность давно требует ликвидации этого наследия периода оккупации. Не секрет, что именно на Окинаве население наиболее негативно настроено к правящей партии и теперь есть шанс поправить положение.

Соглашение по Окинаве также стало своеобразной компенсацией для Японии от Белого Дома за испорченные отношения с Россией, где до начала украинской эпопеи намечался невиданный прорыв.

Сами японцы высказывают вполне обоснованные претензии в прессе и блогах к обновлённому союзу с США. Нет, патриотично-настроенные граждане вовсе не против укрепления военной мощи страны, но есть небезосновательные опасения относительно того, как эта мощь будет использована. Пока же всё выглядит таким образом, что Силы Самообороны станут ещё одной вспомогательной американской армией, вроде того, как похожие задачи сейчас выполняют британцы и французы. И оплачивать всё это будут японские налогоплательщики, у которых возникает резонный вопрос «В обмен на какие блага такие жертвы?»

По логике, положения о коллективной обороне должны вступать в силу при нападении агрессора не только на Японию или США, но и на государство, с которым и Токио и Вашингтон находятся в союзе. При этом атакованное государство не обязательно должно находиться в Восточной Азии. Оно может принадлежать Европе или области Персидского залива.

При этом нужно учитывать особенность американской внешней политики, когда мировым злом назначается любая неугодная страна, против которой тотчас собирают крестовый поход.

Эпоха нового передела мира, как мы уже не раз видели, предполагает атаку стаей на назначенного быть жертвой. Когда-то в таком положении была сама Япония, теперь она постепенно переходит в разряд хищников, пусть и в стае под чужим руководством. Пример других бывших стран Оси вдохновляет — например, Италия давно освободилась от военных ограничений, построила собственные авианосцы и участвует в военных экспедициях.

Так или иначе, японское правительство ожидаемо предпочло синицу в руках парящему в небесах журавлю. В роли синицы выступает давний американо-японский альянс, а журавлём служит перспектива нормализации отношений с Россией. Почти одновременно с визитом в США было объявлено, что Абэ не прилетит в Москву на Парад Победы 9 Мая, но вместе с тем официально Страну восходящего солнца будет представлять японский посол. Кроме того, 30 апреля премьер Японии даже направил Путину личное письмо, объясняющее формальные причины отсутствия на Параде Победы, давая тем самым понять, что его к такому шагу вынудили — тем самым соблюдая необходимую вежливость. Так что Токио не сжигает за собой все мосты, хотя дипломатических прорывов в такой атмосфере едва ли стоит ждать.

Автор: Игорь Кабардин
Источник: topwar.ru