Сирию снова собрались бомбить. Почему и получится ли

После провала конференции в Женеве события в Сирии, похоже, возвращаются к отправной точке августа-сентября прошлого года, то есть к тому моменту, пока ещё не были достигнуты договорённости между США и Россией о химическом разоружении сирийской армии. В Вашингтоне вновь заговорили о возможности военного решения сирийской проблемы. Запад открыто возобновляет поставки оружия боевикам, ведущим войну против законного правительства. Джихадисты силой заставляют друзов принимать ислам в салафитской версии и вырабатывают особый кодекс поведения для христиан в занятых ими районах, фактически превращая их в «людей второго сорта». Возрождается саудовско-американское «сердечное согласие», поколебленное было событиями осени 2013 года. И, по словам экспертов, всё это напоминает гонки по вертикали или кольцо вечного возвращения.

Февральские тезисы Обамы

Итак, что на данный момент представляет собой американская стратегия в отношении Сирии? США уверяют, что обеспокоены усилением позиций джихадистов и радикальных исламистов (в том числе иностранных) в сирийской вооружённой оппозиции. Однако ключевой задачей для них по-прежнему остаётся максимальное ослабление Ирана в арабском мире и оси сопротивления (Иран — Сирия — «Хезболла») в Восточном Средиземноморье. Учитывая плачевный опыт интервенций в Ираке и в Афганистане, администрация Обамы пока настроена против вооружённого вмешательства в сирийский конфликт. Она призывает лишь интенсифицировать процесс химического разоружения Сирии. В целом же эксперты говорят о непоследовательности и хаотичности американской внешней политики на сирийском направлении.

14 февраля на слушаниях в Сенате директор Национальной разведывательной службы США Джеймс Клаппер выступил с докладом по Сирии. По его словам, количество боевиков вооружённой оппозиции в стране составляет более 75 тысяч человек. 25 тысяч из них являются радикальными исламистами, причём это наиболее боеспособная часть антиасадовских сил. Особую обеспокоенность в Вашингтоне вызывает тот факт, что среди добровольцев-моджахедов насчитывается не менее тысячи граждан из стран Западной Европы (Франции, Великобритании, Бельгии), среди которых не только потомки арабских иммигрантов, но и принявшие ислам европейцы. Возвратившись домой, эти «бойцы» будут представлять реальную террористическую угрозу для стран Евросоюза. Смысл послания заключается в следующем: Сирия превратилась в главную операционную базу «Аль-Каиды» (при этом умалчивается с чьей подачи это было сделано); такая ситуация представляет угрозу жизненно важным интересам США.

Возможные меры по решению этой проблемы были озвучены Обамой во время официального визита в Вашингтон президента Франции Франсуа Олланда. Визит состоялся 14–15 февраля и прошёл с необыкновенной пышностью (обед на 300 персон, авиационный парад и т.д.).

Любопытно, что послание Обамы было адресовано именно французскому лидеру. Именно Париж был застрельщиком военной операции НАТО в Ливии в 2011 году и с тех пор проводил активную интервенционистскую политику в Африке (Мали, Центральноафриканская Республика). В ходе выступления Обама провёл резкое различие между американским и российским подходом к сирийской проблеме. По его словам, Россия, конечно, внесла важный вклад в химическое разоружение Сирии, но в данный момент она блокирует предоставление гуманитарной помощи населению городов, попавших в осаду правительственных войск.

Обама скептически оценил перспективы Женевских переговоров и подчеркнул намерение Соединённых Штатов активизировать помощь «умеренной» оппозиции. Он заявил о французско-американском согласии по Сирии и не исключил возможность вооружённого вмешательства США в сирийский конфликт. «Я никогда не исключал возможность проведения военной операции, — провозгласил американский лидер, — но этот вопрос должен быть рассмотрен мудро и со всей тщательностью. Само по себе военное решение не является универсальным средством. Однако ситуация постоянно меняется и мы не исключаем любых путей решения конфликта».

Саудовско-пакистанская ось

Итак, вопрос о военном вмешательстве не снимается с повестки дня. При этом уже сейчас полным ходом идёт поставка сирийским боевикам новых видов оружия, которые, по мнению их покровителей, помогут им достичь перелома в гражданской войне. 18 февраля состоялась поездка в США министра внутренних дел Саудовской Аравии принца Мухаммеда бин Найефа, назначенного также руководителем Управления общей разведки (УОР) вместо ушедшего недавно в отставку принца Бандара. Саудовский министр встречался с советником президента по национальной безопасности Сьюзан Райс, причём сирийская тема была в ходе переговоров приоритетной.

Принц Найеф пришёл на смену «королю джихада» Бандару бин Султану, который проявлял излишнюю самостоятельность и слишком резко реагировал на «крутые развороты» в американской внешней политике. Напомним, что после того как США отказались от военного решения сирийской проблемы и согласились на сближение с иранским президентом-прагматиком Роухани, Эр-Рияд пытался шантажировать американцев, объявляя о сближении с Францией, Китаем и даже Россией (декабрьская поездка принца Бандара в Москву). Однако степень военно-стратегического сотрудничества между Соединёнными Штатами и Саудовским королевством и, что ещё важнее, размер капиталов КСА, которые находятся в американских банках, вынудили принцев возобновить прежний альянс. Да и для Вашингтона лучше иметь дело с проверенными саудовскими партнёрами, чем со строптивыми и не всегда предсказуемыми иранцами.

После переговоров принца Найефа и Райс было проведено очередное заседание группы «Друзей Сирии», на котором присутствовали также руководители спецслужб Иордании, Турции и Катара. По информации ближневосточного обозревателя Washington Post Дэвида Игнатиуса, на заседании обсуждались возможности усиления вооружённых формирований ССА, в том числе с помощью поставок переносных противовоздушных и противотанковых установок. При этом перед «умеренными» боевиками была поставлена задача воевать не только с правительственными войсками, но и с джихадистами из «Исламского государства в Ираке и Леванте» (ИГИЛ). «Друзья Сирии» обсудили также проблемы подготовки боевиков в тренировочных лагерях на территории Иордании. В настоящее время каждый месяц через эти лагеря проходят 250 человек. Около 1000 боевиков уже подготовлено американскими инструкторами. Саудовцы настаивают на том, чтобы пропускные возможности тренировочных лагерей были удвоены.

Саудовские спецслужбы пообещали поставить антиправительственным вооружённым формированиям переносные системы ПВО MANPAD китайского производства и противотанковые ракеты. Возможно, эти виды вооружений будут поставлены со складов пакистанской армии.

Ведь в последнее время наблюдатели отмечают интенсификацию контактов между Эр-Риядом и Исламабадом. Только в феврале пакистанскую столицу посетили министр иностранных дел королевства принц Сауд аль-Фейсал и наследный принц, он же министр обороны Сальман бин Абдель Азиз. Между двумя странами традиционно существовали хорошие отношения, однако сейчас они постепенно трансформируются в стратегическое партнёрство. Этот процесс пошёл особенно быстро после прихода к власти нового правительства во главе с Навазом Шарифом, который традиционно являлся саудовским агентом влияния в пакистанских коридорах власти.

Напомним, что после военного переворота 1999 года, когда Первез Мушарраф подписал смертный приговор Шарифу, этот политик бежал в Эр-Рияд. Так что саудовской королевской семье он обязан не только своими успехами в бизнесе, но и жизнью. Неудивительно, что саудиты рассчитывают на военное содействие Пакистана в будущем конфликте с Ираном и на помощь пакистанских инструкторов в работе с моджахедами на Ближнем Востоке. Боеспособность вооружённых сил самой Саудовской Аравии, несмотря на многомиллиардные закупки американских вооружений, приближается к нулю. И военное сотрудничество с Пакистаном становится для Эр-Рияда крайне актуальным вопросом.

Выживет ли Сирийская Свободная Армия?

Между тем, в самой Сирии продолжаются боевые действия, с одной стороны, между отрядами правительственных войск и джихадистами, с другой — между Сирийской Свободной Армией (ССА) и исламскими радикалами из ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусры».

Анализ боевых действий с начала года показывает, что, несмотря на локальные успехи, сирийским правительственным войскам трудно добиться решающего перелома. Речь не идёт о зачистке больших районов от присутствия боевиков. Как правило, правительственная армия использует следующую тактику: она блокирует городской квартал, захваченный боевиками, выводит гражданское население по специально созданному коридору, а затем обстреливает его тяжёлой артиллерией или установками «Град».

Впрочем, и боевикам, которым так и не удалось создать единое командование, трудно противостоять правительственным войскам. В этих условиях часть отрядов Сирийской свободной армии предпочитает примирение с правительством. Этому способствует ожесточённая вражда между светскими боевиками ССА и радикальными джихадистами. Присутствие среди джихадистов иностранных наёмников, часто устанавливающих свои порядки и рассматривающих Сирию как оккупированную территорию, всё больше раздражает светских повстанцев. Кроме того, боевики утратили массовую народную поддержку, которой они пользовались в 2012 году. В результате асадовским генералам удалось заключить локальные перемирия между сторонниками правительства и полевыми командирами ССА в южных пригородах Дамаска Барзе, Муаддамият и Баббила. По условиям этих перемирий у боевиков изымают тяжёлое вооружение, но оставляют им лёгкое стрелковое оружие. На въезде в некоторые районы создаются совместные КПП из военнослужащих правительственных войск и боевиков. Бойцам ССА предлагается либо вступить в ряды правительственной армии, либо остаться в занятых ими районах.

Дезинтеграция ССА, несомненно, вызывает беспокойство среди западных покровителей этой организации. Собрание командиров Свободной Армии объявило 16 февраля об отстранении от обязанностей генерала Салима Идриса. Идрис отправлен в отставку за «паралич в военном командовании, наблюдающийся в течение последних месяцев».

Преемником Идриса на посту командующего ССА стал Абдель-Иляхи Башир аль-Нуэйми. Нуэйми был кадровым генералом сирийской армии, дезертировавшим 13 июля 2012 года. Причиной его перехода на сторону оппозиции послужили правительственные репрессии против его родного племени Нуэйм в провинции Кунейтра. До февраля нынешнего года Нуэйми командовал фронтом ССА в этой провинции.

Он является горячим сторонником военной интервенции Соединённых Штатов и их союзников по НАТО. В середине февраля вместе с тайно прибывшим в страну лидером НКОРС Ахмедом аль-Джарбой Нуэйми посетил позиции боевиков и уверил их, что новые вооружения, которые планируют поставлять «друзья Сирии», помогут достичь перелома в войне.

Однако, по мнению экспертов, делать ставку на «оружие возмездия» (переносные противовоздушные и противотанковые установки) не имеет смысла. Как отметил отставной афганский генерал в интервью газете «Ас-Сафир», в действительности такие установки не оказали решающего влияния на ход войны в Афганистане 1979–1989 гг. «Просто наши вертолётчики научились летать ниже, и нам пришлось вести более частый артиллерийский огонь», — заявил он.

События начала 2014 года показывают, что ситуация в Сирии зашла в тупик. С одной стороны, позиции правительства Асада, контролирующего главные магистрали и большую часть провинциальных центров, сильнее, чем год назад. С другой стороны, правительственная армия не может полностью разгромить боевиков. А Соединённые Штаты и страны Персидского залива не прекращают помощь вооружённой оппозиции, переводя сирийский конфликт в хроническую фазу по аналогии с гражданской войной в Ливане, которая длилась с 1975-го по 1990 год.

Автор: Александр Кузнецов
Источник:
odnako.org