В Ираке снова идет гражданская война, США вновь рассматривают возможность вооруженной интервенции. Сконструированное американцами иракское государство трещит по швам. Американская внешняя политика в очередной раз оказалась в ловушке. Боевики «Исламского государства Ирака и Леванта» (ISIL) действуют не только в Ираке, но и в Сирии. На сирийском театре этой войны США поставляют боевикам вооружение и оказывают финансовую помощь, а в Ираке президент Обама рассматривает «все возможные действия», против тех же джихадистов. Вашингтон остаётся верен своей политике двойных стандартов.
Не исключено, что рывок на Багдад боевиков ISIL инспирирован американцами, чтобы оправдать свою грядущую интервенцию. Усиление позиций джихадистов устраивает США потому, что оно ведет к окончательному расколу Ирака на три части – суннитов, шиитов и курдов. Хаос в стране создаст новый очаг напряженности у границ Ирана, арабский мир получит гражданскую войну еще в одном государстве, американские союзники по НАТО опять будут втянуты в войну на стороне Америки. Американцы воспользуются этим, чтобы вернуться в Ирак и, вероятнее всего, распространить интервенцию на Сирию. В Белом доме уже открыто заговорили о том, что после победы на президентских выборах Башара Асада «Сирию нужно бомбить». В Эр-Рияде не скрывают удовлетворения от таких планов. Саудовская Аравия не только хотела бы свергнуть Асада в Сирии, но и в своём противостоянии с Ираном готова солидаризоваться с любой антишиитской акцией США.
Тегеран держит сторону находящихся у власти иракских шиитов и речи об отказе Ирана от этой стратегии быть не может. Президент ИРИ Хасан Роухани уже заявил, что Иран готов поддержать правительство Аль-Малики в борьбе с исламистами. «Если правительство Ирака попросит о помощи, мы предоставим любую помощь, о которой нас попросят для борьбы с терроризмом», - говорит Роухани. Тегеран в какой-то момент даже выразил готовность рассмотреть совместные действия с США в деле восстановления безопасности в Ираке. Об этом опять же заявил Хасан Роухани, отметив, что для такого взаимодействия Вашингтон должен начать действительно бороться с терроризмом. Однако уже через несколько дней иранцы кардинально изменили свои намерения: стало ясно, что Белый дом опасается иранского вмешательства в конфликт в Ираке больше, чем падения правительства своего протеже Аль-Малики. Американцы уже ищут ему замену и, скорее всего, попытаются отдать власть представителю суннитской общины.
Патрик Кокберн из газеты The Independent считает, что шиитскому правительству, назначенному Вашингтоном после свержения Саддама Хусейна девять лет назад, «похоже, приходит конец». Даже если властям Ирака удастся восстановить контроль над большей частью страны, северные суннитские территории, которые покинула иракская армия, им не вернуть, пишет Патрик Кокберн. Похоже, из такого прогноза исходит и Вашингтон. На словах США заинтересованы в том, чтобы приверженцы суннитского джихада не утвердились в Ираке. На деле же президент Обама не намерен больше помогать дружественному Тегерану режиму иракских шиитов. «Любые наши действия, - говорит Обама, - должны сочетаться с серьезными и искренними усилиями лидеров Ирака. США сыграют свою роль, но, в конце концов, Ирак как суверенное государство должен сам решать свои проблемы». Обама раздражен: «США вложили много денег в иракские силы безопасности. Проблема в том, что они не желают встать и бороться». Все призывы Аль-Малики к Вашингтону о срочной военной помощи пока остаются без ответа.
Между тем, как сообщают западные СМИ, иранские военные уже находятся в Ираке. По данным британской The Guardian, в Ирак за последние двое суток прибыли около 1,5 тыс. добровольцев и около 500 военнослужащих из сил специального командования «Кодс», входящего в состав иранского Корпуса стражей исламской революции. По данным газеты, иранские военнослужащие сейчас дислоцированы в провинциях Васит и Дияла в центральной части Ирака, а командующий «Кодс» генерал Касем Сулеймани находится в Багдаде. Газета Wall Street Journal утверждает, что один батальон иранского спецназа уже ведет борьбу с исламистами. Этот отряд помог иракской армии освободить 12 июня большую часть города Тикрит. Ожидается, что новые иранские подразделения, прибывающие в зону боевых действий, будут защищать Багдад и шиитские города-святыни Наджаф и Кербела. Министерство иностранных дел Ирана опровергает эти сообщения. «Мы ясно обозначили свою позицию. Мы не участвуем в боях в Ираке», - заявила официальный представитель МИД Ирана Марзие Афхам.
Тем не менее иранское правительство собирается отправить в Ирак оружие и военных советников, чтобы помочь соседу справиться с угрозой региональной политической стабильности. При этом Тегеран пытается развернуть американскую помощь Ираку в русло борьбы с терроризмом. Отвечая на вопрос, готова ли Исламская Республика бороться вместе с Соединёнными Штатами против боевиков-исламистов в Ираке, президент Роухани заявил: «Мы можем подумать об этом, если увидим, что Америка начнет выступать против террористических группировок в Ираке или ещё где-нибудь». Шиитский Иран, который граничит с Ираком на протяжении около 1500 километров, всерьез обеспокоен происходящими у соседей событиями. Однако на прямое военное вторжение Иран вряд ли пойдёт, выступив против любого иностранного вмешательства.
Распространенное на Западе мнение о том, что США могут попросить Тегеран ввести свои войска в Ирак лишено смысла. В 2010 году Обама, официально объявляя о завершении военной операции в Ираке, сказал, что США заплатили «огромную цену» за то, чтобы «передать будущее Ирака в руки его народа». Последовавшее затем сближение Багдада с Тегераном никак не входило в планы Вашингтона. Сейчас Джон Маккейн, резко критикующий Обаму, напоминает ему: «Если бы мы оставили достаточное количество войск, то не столкнулись бы сегодня с кризисом… Факт в том, что мы одержали победу в этом конфликте, а ее плодами воспользовались другие». По мнению Маккейна, в данной ситуации «нет хороших вариантов». Он полагает, что ограниченные авиаудары также не решат проблему. Единомышленник Маккейна сенатор Линдси Грэм заявил: «Не существует сценария, при котором мы можем остановить кровопролитие в Ираке без американского вмешательства». Другой сенатор-республиканец Рой Блант утверждает, что, по данным США, 4 из 17 дивизий в Ираке «разбежались без каких-либо усилий по отражению нападения».
Сейчас республиканцы в конгрессе США подталкивают Обаму к началу наземной операции в Ираке, в которой Америке, скорее, придётся с Ираном воевать, чем взаимодействовать. Не случайно Тегеран стал теперь выступать против любого иностранного вмешательства в иракский конфликт. В последнем заявлении официального представителя МИД ИРИ отмечается, что «местные власти способны справиться с террористами сами». Американцы, англичане и французы готовятся к повторной интервенции в Ирак, и в этом случае Иран будет вынужден вступить в бой. Ситуация грозит перерасти в полномасштабную религиозную войну, Запад вполне может оказаться по одну сторону баррикад с суннитскими террористическими группировками. Духовный лидер иракских шиитов аятолла Али Систани призвал своих сторонников объединиться против террористов-суннитов. «Граждане, которые в состоянии держать оружие в руках и сражаться против террористов, защищая свою страну, сограждан и святые места, должны в качестве добровольцев присоединиться к силам безопасности», - заявил Систани.
Призыв активизировал шиитов, которые начали в массовом порядке записываться в добровольческие вооруженные формирования, где без всяких сомнений окажутся советники и добровольцы из Ирана. Джихад с обеих сторон грозит взорвать не только Ирак, но и весь Ближний Восток… Ранее сообщалось, что Белый дом не рассматривает возможность проведения в Ираке наземной операции, несмотря на заявления президента Барака Обамы о возможной военной помощи Багдаду против террористов. Однако заверениям американцев веры нет. Пока налицо признаки подготовки Америки к очередной военной авантюре. Из Ирака эвакуируются американские военнослужащие и сотрудники работающих там компаний, в Персидский залив направлены авианосец George Bush, ракетный крейсер Philippine Sea и эсминец Truxtun. Это, по словам представителя Пентагона Джона Кирби, позволит США «более гибко действовать в случае, если нужно будет вооруженным путем защитить американские интересы в Ираке». Американская «гибкость» известна, осталось понять лишь масштабы нового вооруженного вмешательства.
Автор: Николай БОБКИН
Источник: fondsk.ru