США выталкивают Иран за красную черту

19 сентября в Нью-Йорке стартовал седьмой раунд переговоров межу Ираном и шестеркой международных посредников (Россия, США, Франция, Великобритания, Германия и Китай) по иранской ядерной программе.

Замминистра иностранных дел Ирана Сейед Аббас Аракчи накануне переговоров оценил ситуацию так: «Разногласия между сторонами серьезные, но мы надеемся, что благодаря двусторонним переговорам с членами Группы 5+1, в частности с Соединёнными Штатами, Россией и Китаем, будут достигнуты удовлетворительные результаты. На этих переговорах есть немало положительных факторов. Однако успех на переговорах, безусловно, не может быть достигнут любой ценой... Сохранение прав Ирана и ядерных достижений иранских ученых - это красная черта, которую нельзя переступать».

В соответствии с принятым 24 ноября 2013 года в Женеве совместным планом действий стороны договорились к 20 июля 2014 года завершить переговоры, затем срок был отодвинут на четыре месяца - до ноября. Женевский план действует не более года с момента подписания, поэтому соглашение должно быть выработано не позднее 24 ноября. Времени для согласования окончательного документа остается совсем немного, критичность ситуации понимают и американцы, однако к продолжению переговоров у Государственного департамента свой подход.

Госсекретарь США Джон Керри признает необходимость «отыскать способ прийти к соглашению, которое представляет важность для всего мира», но, как и раньше, настаивает в первую очередь на уступках со стороны Тегерана. «Надеюсь, Иран сделает все, что в его силах, и проявит все возможные изобретательность, вдумчивость и стремление к сотрудничеству», - заявил Керри. При этом достижение компромиссов по ядерной программе и условия снятия санкций американская дипломатия пытается увязать с уступками Ирана в областях, не имеющих прямого отношения к предмету переговоров. Президент ИРИ Хасан Роухани в ходе недавней встречи с министром иностранных дел Финляндии в Тегеране подверг критике подобный неконструктивный подход и пояснил: «Иран не приемлет какую-либо дискриминацию, противоречащую международным законам».

Неприемлемость требований Вашингтона бросается в глаза. Так, Белый дом все настойчивее выдвигает требования о сокращении ракетного потенциала ИРИ. В связи с этим замминистра иностранных дел Сергей Рябков заявил, что позиция США по ракетной программе Тегерана непродуктивна, она может негативно отразиться на перспективах подготовки соглашения и Россия учтёт этот момент в ходе предстоящего раунда переговоров в Нью-Йорке. «Мы всегда говорили, и подчеркну вновь, что в будущем соглашении, по нашему убеждению, не должно быть места каким-либо ограничениям на ракетную программу Ирана как таковую», - предупредил американцев Рябков.

Такова диспозиция перед новым раундом переговоров. Foreign Policy, называя подход Запада к ядерной программе Ирана «неправильным», пишет: «Западу следует изменить свой подход к ядерной программе Ирана. Иначе достичь удовлетворительного результата на переговорах Ирана и Группы 5+1 будет очень сложно и проблематично». Вопрос, правда, в другом: хотят ли администрация США и правительства других стран НАТО закрыть иранское ядерное досье в ближайшее время? Ведь сохранение претензий к ядерной программе Тегерана - повод для сохранения санкций, а санкции - инструмент давления на Иран, уступать которому в Тегеране не собирались раньше, не собираются и теперь.

К примеру, Иран отказался от сотрудничества с Соединёнными Штатами в борьбе с «Исламским государством». Американцы формируют антитеррористическую коалицию против ИГ для оправдания своего военного присутствия на Ближнем Востоке, говорит верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. «С самого начала США через своего посла в Ираке просили нас о сотрудничестве в борьбе с ИГ. Я отказался, потому что их руки запятнаны. Госсекретарь также обращался к Мохаммаду Джаваду Зарифу и он отказался», - заявил Хаменеи. Публичное признание лидером ИРИ закулисных попыток администрации президента Обамы найти в американской региональной стратегии точки соприкосновения с Тегераном прозвучало впервые. Огласка иранцами факта их отказа идти на компромиссы с Америкой в ущерб своим национальным интересам - чёткий сигнал о том, что Тегеран провёл красную черту в своих контактах с Вашингтоном.

Американцы пытаются за спиной у Москвы проработать с иранцами вопрос о замещении российской нефти иранской в обмен на снятие санкций. Западные СМИ распространяют слухи о готовности Ирана воспользоваться ситуацией на Украине и начать поставки своего газа в Европу. Высказываются домыслы о якобы имеющемся согласии Тегерана на транзит войск и техники США и НАТО через иранскую территорию. Делаются предположения о готовности Ирана в обмен на снятие санкций отказаться от поддержки Башара Асада в Сирии. На самом деле ничего этого нет, и картина отношений в треугольнике Иран - США - Россия выглядят иначе. Иранские лидеры - трезвые люди, относящиеся ко всем предложениям Вашингтона так, как к ним только и следует относиться - с огромной долей здорового скептицизма. Планы администрации Обамы вбить клин в отношения Москвы и Тегерана умирают на стадии замыслов. Руководство ИРИ не верит в то, что Америка отказалась от своей многолетней цели - сменить исламский политический строй, а это означает, что ожидать успешного завершения переговоров до указанного в Женевском соглашении срока 24 ноября веских оснований нет.

Тем более что накануне текущего раунда переговоров американские власти наложили новые санкции на 25 иранских представителей и организаций, в том числе транспортные фирмы, авиакомпании и шесть банков, подозреваемых в оказании помощи иранской ядерной программе. Вашингтон заявил, что меры предприняты из-за нарушений, действующих в отношении Ирана ограничений. Никаких сомнений в том, что данные санкции окажут негативное воздействие на ход предстоящих переговоров. Официальный представитель МИД ИРИ Иран Марзие Афхам заявила: «Эти действия являются несовместимыми с текущим процессом ядерных переговоров. В то время как Исламская Республика Иран приняла меры по укреплению доверия в соответствии с достигнутыми договоренностями, Иран ожидает, что представители других сторон сделают то же самое».

В США иранские призывы остаются без внимания. Видимо, Ирану и России, а вместе с ними и Китаю нужно прорабатывать свои возможные меры в ответ на срыв Западом договоренностей с «шестеркой» в Женеве. Давно пора исходить из того неоспоримого факта, что Иран в плане занимаемой территории, географического местоположения, энергетических и природных ресурсов, человеческого потенциала и военной силы является на Ближнем Востоке одним из самых мощных и стабильных государств. Навязываемая миру Америкой дальнейшая международная изоляция Тегерана анахронична, полностью изжила себя, а отстранение Ирана от решения проблем региональной безопасности, как показывает оккупация третьей части Ирака террористами, серьёзно угрожает международному миру. Ближний Восток остро нуждается в сохранении мощи Ирана и его самостоятельности по отношению к Вашингтону.

В этих условиях первое, что можно было бы предпринять Москве и Пекину, так это выйти из режима санкций против Тегерана, в своё время поддержанных Россией и КНР в Совбезе ООН. Снятие табу на военно-техническое сотрудничество с Ираном - назревшая и оправданная мера. С позиций международного права односторонние санкции США всегда были неправомерными, а сейчас и вовсе превратились в орудие внешнеполитического шантажа. ООН, передоверив решения иранской ядерной проблемы «шестерке», фактически от участия в переговорах самоустранилась. Настойчивые претензии на ведущую роль на переговорах главы дипломатии ЕС Кэтрин Эштон вообще не имеют под собой юридических оснований, а западноевропейские участники диалога, как и в украинском вопросе, следуют на иранском направлении в обозе дипломатии США.

Николай БОБКИН
Источник: fondsk.ru