Все внешнеполитические неудачи (а по-другому охарактеризовать выбранный внешнеполитический вектор сложно) последних месяцев могут быть нивелированы всего одним событием - расширением БРИКС. Так, к «пятерке», возможно, присоединится Аргентина, по крайне мере, эту инициативу южноамериканцев уже поддержали ЮАР, Индия и Бразилия. Что принесет возможное расширение организации, мы спросили Генерального директора Центра научной политической мысли и идеологии, д.физ.-мат.н., д.полит.н., Степана Сулакшина.
БРИКС может пополниться еще одним участником - Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР рассмотрят вопрос о присоединении к альянсу Аргентины. Часто задается вопрос: «что объединяет страны, находящиеся на разных континентах и столь различные между собой?» У них может не быть общих границ, они могут быть разделены океанами и, тем не менее, образуют содружество. Наряду с целым рядом торговых и политических образований на геоэкономической и геополитической карте мира существует макровопрос, который позволяет реконструировать стратегические потенциалы развития БРИКС. Это вопрос об исчерпании регулятивных и стимулирующих развитие потенциалов однополярного мира. Диктат американской экономики и политики, подминающий под себя самостоятельность и органичность Организации Объединенных Наций, Всемирной торговой организации, финансовой системы мира в виде Всемирного банка, Мирового валютного фонда, все настойчивее требует альтернативы.
Однополярный мир показал свою неработоспособность.
Наибольший потенциал альтернативного строительства, конечно, принадлежит растущему Китаю. Но без балансирующих институтов, включающих мировое сообщество в определенной своей части в альянс с Китаем, это противостояние выльется в противостояние «Китай - Америка». Китай это прекрасно понимает, продумывая свою долговременную стратегию. На этом пути образована «G 77 + Китай». Можно сказать, что это формат, в какой-то мере, отражающий реминисценции по «Движению неприсоединения третьего мира», ушедших в прошлое с распадом СССР. Китай планирует создание аналога Мирового банка и уже более 20-ти государств заключили меморандум о поддержке этого начинания.
Строительство второго мирового полюса предполагает постепенное подключение значимых мировых государств во всех геополитических точках планеты. Российские интересы перекликаются с этой формулой, но, к сожалению, ее внешнеполитическая линия выглядит как сдержанная и зачастую слишком зависимая от западной ориентации, преобладавшей все постсоветские годы. Формат БРИКС в этом отношении стимулирует Россию, предоставляет ей потенциал для участия в строительстве второго мирового полюса и, соответственно, для корректировки своих взаимоотношений с первым полюсом - США. Последние события, связанные с западными санкциями в отношении России, только подчеркивают актуальность такого геополитического строительства. В этом отношении приращение БРИКС новыми членами соответствует стратегии организации.
Нужно понимать, что формальная арифметика, когда эксперты подсчитывают, что сегодня БРИКС составляет 26% территории Земли и 42% от населения планеты, совершенно не отражают геоэкономической и геополитической расстановки сил.
Но дело настоящего - не останавливать усилий по наращиванию потенциалов БРИКС. Будет ли Аргентина безболезненно принята в клуб? Предположительно, да. Хотя есть определённые затруднительные моменты, связанные с экономикой этой южноамериканской страны, например, с ее внешним долгом. Но поскольку экономические, корпоративные институты БРИКС пока развиты не в такой мере, как, например, в Европейском Союзе - это не делает солидарно ответственными страны-члены объединения, то значит поддержка со стороны Индии, Бразилии и ЮАР может быть основанием для уверенности в том, что Россия и Китай, в конечном итоге, также поддержат присоединение Аргентины к объединению. Россия пока ведет себя сдержанно, не объявляя своих намерений, но если они будут исходить из коренных геополитических интересов России, то она, безусловно, должна поддержать присоединение Аргентины к БРИКС.