С выходом Ирана из-под санкций региональная роль Азербайджана может измениться?
Сенсация случилась. На переговорах в Лозанне были согласованы основные параметры всеобъемлющего соглашения по иранской ядерной программе, заявила Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини.
Достигнутая договоренность подразумевает приостановку санкций, введенных Соединенными Штатами и Евросоюзом из-за ядерной программы Тегерана. За происходящим в Лозанне следили и в Баку, поскольку любой поворот во внешнеполитическом курсе южного соседа Азербайджана приведет к необходимости сверки часов. Плюс ко всему имеет место и другой немаловажный для Баку фактор: цены на нефть.
Спокойствие, только спокойствие
Тем временем цены на нефть марки Brent падают на новостях о договоренностях «шестерки» международных посредников с Ираном, свидетельствуют данные торгов.
При этом президент Государственной нефтяной компании Азербайджана Ровнаг Абдуллаев заявил журналистам, что позитивный исход переговоров о ядерной программе Ирана не отразится на мировых ценах на нефть.
«Нефть — специфический продукт, цены ее зависят от политических факторов. Я не думаю, что договоренность между “шестеркой” и Ираном отразится на цене на нефть, – отметил Абдуллаев.
- Иран не приостановил производство нефти, просто ее покупали по дешевой цене. Теперь же Иран начнет открытую продажу нефти, и я полагаю, что это не очень повлияет на рыночные цены. Таково мое субъективное мнение».
«Азербайджану уже сейчас надо понять, с кем он должен блокироваться»
«Снятие западных санкций с Ирана действительно отразилось бы на ситуации вокруг Азербайджана и на всем Южном Кавказе, включая еще целый ряд регионов и такие блоки, как Евразийский союз, – считает первый вице-президент "Центра моделирования стратегического развития", участник экспертно-аналитической лиги "Ресурсные стратегии" МГУ им. М.В.Ломоносова, российский политолог Григорий Трофимчук.
- Однако надо иметь в виду, что санкции пока не сняты, Вашингтон пока что тестирует Тегеран по этому поводу. И даже если будут подписаны так называемые окончательные соглашения, это ни в коей мере не будет говорить о том, что Вашингтон с кем-то договорился “окончательно” по ключевому для себя вопросу».
«О том, что санкции сняты, речь на данном этапе ведет в основном Тегеран, при этом добавляя, что все ограничения должны быть сняты одновременно. США на условия Ирана не пойдут, так как цель у них здесь только одна: гарантированное разоружение Ирана с целью подавления этого очага глобального сопротивления», – подчеркнул эксперт.
Поэтому, по мнению собеседника КАВПОЛИТа, Азербайджану на этот счет пока беспокоиться рано.
«Но придется иметь в виду простое обстоятельство: рано или поздно Америке в буквальном смысле слова надоест вести с Тегераном многолетние переговоры, и проблема будет решена иными способами, – резюмирует он.
- Баку должен быть готов именно к такому раскладу, который чреват появлением на его границе огромного проамериканского государства, не говоря уже о том варианте, в который загнана Сирия. Когда Иран будет нафарширован радикальными исламскими организациями, где будет вестись война всех против всех.
Азербайджану уже сейчас надо понять, с кем он должен блокироваться. Вариантов только два: пророссийский и проамериканский. Сложнее придется Турции, у которой в отличие от Азербайджана зона маневра сужена еще больше как у страны-члена НАТО.
Сегодня для Баку, кажется, должно быть ясно одно: любое изменение в Иране сработает против Азербайджана. Хоть это будет мир с появлением новых потоков нефти, сбивающих экономику небольшого соседнего государства с ног, хоть война».
Азербайджан не против, но…
«Если соглашения с Ираном будут подписаны, у Азербайджана откроются новые возможности для реализации крупных проектов», – уверен депутат Милли Меджлиса (парламент АР) Захид Орудж.
«Азербайджан всегда был заинтересован в расширении сотрудничества с ИРИ, но когда со стороны Ирана наблюдалось давление, Азербайджан реагировал соответственно», – подчеркнул он.
По его словам, официальный Баку всегда выступал против открытия в Азербайджане антииранского фронта, что играет важную роль в отношениях двух стран.
«Естественно, Азербайджан не против достижения соглашений по Иранской ядерной программе (ИЯП), хотя и звучат некоторые мнения, что это приведет к уменьшению роли Азербайджана и усилению иранского режима, который давит на права этнических азербайджанцев.
Я так не считаю, потому что Азербайджан находится в таком регионе, где с нами граничат две крупные страны, которые противостояли Западу – Россия и Иран», – сказал Орудж.
Баку и Тель-Авив против Ирана?
«Единственный блок, создание которого прямо-таки напрашивается – это блок Азербайджана с Израилем», – считает российский историк и иранист Антон Евстратов.
«Оба государства после заключения соглашения "шестерки" с Ираном могут оказаться в своеобразной изоляции. Израиль в ней уже фактически находится — с того момента, когда его премьера Нетаньяху после агрессивного выступления в Конгрессе США не принял президент Барак Обама.
Что до Азербайджана, весьма настороженно относившегося к своему южному соседу и ориентировавшегося на Запад, будущее соглашение может выбить его из сложившейся ранее геополитической парадигмы», – добавляет эксперт.
По его мнению, учитывая без того крепкие связи Баку и Тель-Авива, Азербайджан и Израиль буквально обречены на еще более тесное сотрудничество: как в экономической и военной, так и в политической сфере.
«Иран, в свою очередь, после снятия санкций и некоторого снижения напряженности в отношениях с Западом вполне может "припомнить" Баку прежнюю недружественность. Это может сказаться, например, на более твердой позиции Тегерана по вопросу раздела Каспия, поддержке Армении в карабахском вопросе и других аспектах», – заключил Евстратов.
Обстоятельства изменились?
В некоторых экспертных кругах также сложилось мнение, что чисто экономически Баку устраивает любой из двух поворотов во внешнеполитическом курсе своего южного соседа. Но в геополитическом плане успех лозаннских договоренностей может сопровождаться дальнейшим сближением Ирана с Западом и возрастанием его геополитической роли в регионе.
Более того, усиление геополитической роли Ирана может обусловить заметное ослабление геоэкономической значимости Азербайджана. В условиях глобального противостояния Россия — Запад именно Азербайджан рассматривался в качестве альтернативного транзита энергоресурсов, в частности туркменского газа в Европу.
Выходит, обстоятельства изменились?