Американская военная машина понемножку втягивается в конфликт между хуситами и суннитами в Йемене. По словам представителей Пентагона, военно-воздушные силы США получили разрешение заправлять в воздухе самолёты стран «ближневосточного НАТО» (суннитской коалиции во главе с саудитами), которые проводят операцию против шиитской группировки «Ансар Аллах». Кроме того, на днях замгоссекретаря США Энтони Блинкен пообещал Саудовской Аравии делиться развединформацией и увеличить поставки оружия коалиции. С какой целью Вашингтон влезает в войну, от которой вначале открестился?
Несколько дней назад стало известно, что ВВС США получили разрешение заправлять в воздухе самолёты суннитской коалиции, сколоченной в марте 2015 года Эр-Риядом и воюющей теперь посредством авиаударов с восставшими хуситами (шиитами) в Йемене. Платить за заправку в воздухе и другую помощь будет, разумеется, Эр-Рияд. Американцы даром не работают.
Д. Ниссенбаум в «Уолл-Стрит Джорнэл» пишет, что Министерство обороны США получило разрешение дозаправлять самолёты коалиции вне границ воздушного пространства Йемена. (Американцы явно осторожничают.)
Кроме того, издание сообщает, что в штаб ВВС Саудовской Аравии в Эр-Рияде отбыла группа офицеров. Их цель обозначена ясно: координация действий с саудовской коалицией.
Представитель американского Минобороны также заявил, что сухопутные войска Саудовской Аравии, стоящие сейчас на йеменской границе, занимают оборонительные позиции. Военный чиновник полагает, что саудиты вовсе или не собираются вторгаться в Йемен, или создают такое впечатление.
Зачем они это делают? На этот вопрос чиновник Пентагона ответа не дал. Не исключено, что слабая духом саудовская армия попросту боится потерпеть поражение в войне с отчаянными и боевитыми хуситами. Военное поражение неминуемо приведёт к утрате Саудовской Аравией регионального авторитета.
А воевать хуситы умеют: у них и опыт, и смелость, и оранизованность, и, наконец, идеология: они сражаются не только против армейских сил бывшего президента Хади, но и против боевиков «Аль-Каиды», с которыми предыдущее правительство за три года справиться не смогло. Эксперты полагают, что цель хуситов — создать собственное государство на освобождённой от суннитов территории.
Саудовская же армия ни смелостью, ни решительностью, ни идейностью похвастаться не может: у неё только современное оружие, закупленное у «партнёра» — США.
Понятно, что бомбёжками наступление хуситов в Йемене не остановить. А на крупную сухопутную операцию у саудитов и их «союзников» кишка тонка. Вот потому, вероятно, они и замерли у границы…
Тем временем аналитики поговаривают об активизации в конфликте США. Есть мнение, что Вашингтон втягивается в противостояние, имея вполне определённые цели. Нет, не заработать на заправке самолётов в воздухе…
Сергей Мануков в статье от 8 апреля в «Expert Online» приводит слова заместителя государственного секретаря США Энтони Блинкена. Этот человек пообещал, что коалиции стран, возглавляемой Эр-Риядом, Вашингтон увеличит поставки оружия. Кроме того, Вашингтон готов делиться разведывательной информацией и данными.
Однако саудитам, остановившимся у границы, этого мало. Поэтому они обратились за поддержкой к Пакистану.
Саудовское правительство, пишет аналитик, обратилось в Исламабад с просьбой вступить в коалицию. Саудовцы «не скрывают, что рассчитывают в основном на пакистанские войска, т. е. на участие этого удалённого от Йемена на тысячи километров государства в наземной операции против хуситов».
Что и требовалось доказать! Однако, продолжает эксперт, правительство Пакистана не горит желанием «посылать солдат на юг Ближнего Востока», хотя на словах говорит о поддержке действий Эр-Рияда.
Чего же боится Пакистан? Ирана. В Пакистане понимают, что вступление в антихуситскую коалицию испортит отношения страны с Ираном.
Закулисная же цель США — «напрячь силы Ирана», союзника хуситов. Кроме того, хуситы свергли президента Хади, позволявшего американцам «делать на территории Йемена всё, что те хотели».
А в Йемене — настоящая гуманитарная катастрофа.
Как рассказал корреспондент РИА «Новости» Алексей Богдановский, 240 тысяч сомалийских беженцев, а также иракские и сирийские беженцы в Йемене оказались в тяжёлом положении.
Об этом сообщила женщина по имени Самаа аль-Хамдани, аналитик из Йемена. В настоящий момент она живёт в США. По её словам, причиной гуманитарной катастрофы в Йемене являются межплеменные столкновения.
Сказываются также война и нестабильность. «Йемен окружён. Наши территориальные воды и воздушное пространство считаются запретной зоной. Нельзя ни проникнуть в страну, ни выехать из неё. Многие люди зависят от гуманитарной помощи», — объяснила она на выступлении в Национальном совете по американо-арабским отношениям.
Она привела цифры. Более 4900 человек застряло в аэропортах по всему миру: ни одна страна не хочет выдать им визы. Единственная страна, принимающая йеменских беженцев, — Сомали. «Поскольку мы де-факто находимся в блокаде, нет медицинских поставок для раненых, недостаточно врачей, недостаточно лекарств, и ситуация в Адене и Сане становится всё хуже», — добавила она.
«Аден очень сильно страдает сегодня. Погибло множество людей, тела нагромождены на земле, и нет возможности их убрать… Стрельба идёт беспорядочно, каждый может стать целью», — цитирует её РИА «Новости».
Самаа аль-Хамдани требует от Саудовской Аравии сообщить, по каким целям наносятся авиаудары. Она вообще ставит под сомнение целесообразность бомбардировок: «Как можно победить идеологию, подвергая бомбардировкам целый народ?»
Аналитики отмечают, что йеменская ситуация зависит от запланированных летних переговоров между США и Ираном по поводу снятия санкций, введённых из-за ядерной программы последнего.
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семён Багдасаров сказал «Свободной прессе», что ситуация в Аденском заливе и в Баб-эль-Мандебском проливе зависит от итога переговоров между США и Ираном по поводу снятия санкций.
«Я не думаю, что без команды Ирана лидер ливанского движения «Хезболла» Сайед Хасан Насралла инициирует боевые действия в проливе. Если соглашение не будет подписано, то вполне возможно проведение нескольких показательных пусков ракет в танкер.
В целом, всё-таки перекрытие Баб-эль-Мандебского пролива хуситами Ирану невыгодно по той простой причине, что тогда и он не сможет поставлять нефть в Европу через Суэцкий канал. Что касается наступления на Саудовскую Аравию и вообще перспектив королевства, то предпосылки к его развалу действительно есть. Но пока это очень отдалённая перспектива. Многое будет зависеть от развития ситуации в Саудовской Аравии — будет ли там масштабное восстание шиитов. Пока их саудиты пытаются жёстко контролировать, для этого они нагнали армию и спецслужбы в шиитские районы страны».
Директор Исследовательского центра «Ближний Восток — Кавказ» Станислав Тарасов не думает, что Иран сейчас будет разыгрывать «шиитскую карту»:
«Иран мог бы разыграть «шиитскую карту» в Йемене, но он скован соглашениями по ядерной программе, поэтому и выступает сейчас с позиции миротворца, предлагая различные «дорожные карты» по урегулированию ситуации. Напомню, что к 30 июня должен быть подписан окончательный вариант соглашений по иранской ядерной программе. Поэтому сейчас в блокировании пролива не заинтересован никто, как по геополитическим, так и по экономическим соображениям. Да и выход из конфликта в Йемене, скорее всего, будет решаться политико-дипломатическими путями, хотя, конечно, нынешняя военная фаза может занять определённое время».
По мнению ведущего научного сотрудника сектора проблем региональной безопасности РИСИ, кандидата военных наук Владимира Карякина, Соединённые Штаты на Ближнем Востоке, вероятно, пытаются сейчас установить подконтрольные режимы, в том числе и радикальные. Цель — в дальнейшем контролировать нефтяной рынок, добычу и транспортировку углеводородов. При этом «никто не знает толком, во что выльется война ИГ с соседними государствами и война хуситов против саудитов».
Аналитик допускает даже, что дело идёт к возможному развалу Саудовской Аравии. Во главу угла поставлен принцип «разделяй и властвуй». По мнению эксперта, «нынешняя фрагментация региона выгодна США, поэтому они будут деликатно подстёгивать этот процесс, устанавливать подконтрольные режимы и стравливать игроков между собой…»
Таким образом, добавим от себя, прогнозировать исход военного противостояния между йеменскими хуситами и суннитами во главе с Саудовской Аравией не берётся никто. В случае начала масштабной войны может вспыхнуть половина Ближнего Востока. Йемен может расколоться на северную и южную части: образуются два государства. В случае успешных действий хуситов Саудовской Аравии может не поздоровиться (вплоть до раскола), поэтому-то воевать своими силами она и не хочет. Поражение, даже некрупное, пошатнёт позиции королевства в регионе, и на этом усилится Иран. Вашингтон, разумеется, отправлять армию на границу к Йемену не станет: Обаме ещё один бесконечный Афганистан не нужен. Пакистан тоже не спешит помочь саудитам. Авиаудары привели только к гуманитарной катастрофе: страдают мирные граждане.
И если правда то, что США рады переформатированию Ближнего Востока, то карты сами идут им в руки. И воевать не надо: жар можно загрести чужими руками. Опять же, усиление Ирана им тоже ни к чему… В общем, игроки пока думают. А хуситы наступают.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru