Казахстан переживает транспортно-логистический бум. Президент Касым-Жомарт Токаев поставил задачу, чтобы к 2026 году страна стала полноценным транспортно-логистическим хабом в Центральной Азии и в Каспийском регионе. На границах с Китаем, Киргизией, Узбекистаном, Российской Федерацией и на Каспии появится сеть трансграничных хабов: «Каспий», «Евразия», «Центральная Азия», «Алатау» и «Хоргос».
За последние 15 лет в развитие транспортно-логистического комплекса и транзитного потенциала Казахстана инвестировано свыше 10 трлн тенге. Построено 2,5 тыс. км новых железнодорожных линий, реконструировано более 13 тыс. км автомобильных дорог. Инвестиции ускорили интеграцию казахстанской инфраструктуры в глобальные транспортно-логистические потоки и позволили сформировать новые конкурентоспособные транзитные коридоры.
В РК уже создана достаточно развитая сеть транзитных маршрутов, проходящих по трем приоритетным направлениям: Россия, страны Европы и Балтики; Китай, Япония и страны Юго-Восточной Азии; страны Центральной Азии, Закавказья, Черного моря, Персидского залива и Турция. На сегодня через Казахстан проходят 13 международных транспортных коридоров: 5 железнодорожных и 8 автомобильных.
Однако этого мало. Экономисты оценивают транзитный потенциал страны в размере более 2 млрд долларов США в год. Сегодня республика получает порядка 800 млн долларов.
Власти страны рассматривают транзитный потенциал как реальную точку роста национальной экономики. Республика, находясь в центре Евразийского материка и обладая широкой транспортно-коммуникационной сетью, имеет все шансы стать значимым звеном трансконтинентального моста Европа–Азия. Летом 2021 года во время консультативной встречи лидеров стран Центральной Азии в Чолпон-Ате президент РК Касым-Жомарт Токаев предложил запустить сети экономических и торгово-экономических хабов, которые будут служить опорными точками единой товаропроводящей системы стран Центральной Азии с перспективой дальнейшего расширения.
В настоящее время в Казахстане создают систему торговых хабов. На Каспийском узле строится многофункциональный морской терминал «Саржа». Его мощность – 10 млн тонн в год, завершение строительства планируется в 2030 году. Тут будут построены зерновой терминал мощностью 1,5 млн тонн, терминал генеральных грузов в 1 млн тонн, универсальный терминал в 2 млн тонн, терминал наливных грузов в 5,5 млн тонн и транспортно-логистический центр.
«Проект Каспийского транспортного узла должен рассматриваться вкупе с поручением главы государства о строительстве скоростной железнодорожной магистрали из Челябинска в Иран через Казахстан, – отметил премьер-министр РК Серик Жумангарин во время заседания оперативного штаба со всеми заинтересованными госорганами, представителями инвесторов и акиматами регионов, где реализуются проекты. – Мы на пороге подписания соглашения о зоне свободной торговли с Ираном по широкой номенклатуре товаров. Перед нами стоит задача по доведению товарооборота с Ираном до 3 млрд долларов».
Индустриальный торгово-логистический комплекс «Алатау» на границе с Киргизией будет работать в форме индустриальной зоны. Под его строительство выделен земельный участок в 36 га, идет разработка ТЭО. Открыть комплекс планируют в середине 2026 года.
Согласно концепции, центр трансграничной торговли «Евразия», расположенный рядом с аэропортом Уральска, станет международной экономической площадкой на территории ЕАЭС. Узловая точка станет выходом на крупнейшие федеральные округа России и страны Восточной Европы. Также здесь предусмотрены зоны для агрологистического центра и авиакарго-терминала. Завершение строительства объекта намечено на конец следующего года.
На Хоргосском узле планируется создать продовольственный хаб, место сбора, хранения и распределения продуктов питания казахстанских и зарубежных производителей для последующего экспорта на китайский и азиатско-тихоокеанские продовольственные рынки.
На границе с Узбекистаном в Туркестанской области появится Международный центр промышленной кооперации «Центральная Азия».
«Развитие инфраструктурных комплексов в приграничных зонах создаст условия для реализации промышленной кооперации проектов, что позволит сократить количество участников в цепочке поставок, снизить стоимость продукта для конечного потребителя и увеличить скорость поставок. Создание крупных торгово-логистических центров благоприятно отразится на развитии двусторонних торгово-экономических отношений, активизирует деловые связи между производителями и предпринимателями сопредельных государств, будет стимулировать увеличение взаимного товарооборота между ними», – отметили в Министерстве торговли и интеграции РК.
По словам директора исследовательского агентства DAMU Research Group Тимура Айсаутова, строящаяся система трансграничных торгово-логистических хабов станет ядром развития евразийских торговых потоков. «Приоритетная задача – выйти на уровень экономической кооперации. Мы рассчитываем, что эти торговые хабы в перспективе станут «точками сборки» экономической кооперации между соседними странами, – уточнил эксперт. – Хабы будут действовать в рамках действующих таможенных и налоговых норм. Никаких дополнительных льгот не предполагается. Они будут работать исключительно в рамках действующих нормативов. Поэтому нам бы хотелось согласованно развивать эти хабы. Мы считаем, что, если наши соседи будут совместно с нами развивать данные торговые хабы, эффект синергии и последующей экономической кооперации будет сильнее».
Транспортно-логистическую значимость Центрально-Азиатского региона отмечают и аналитики Евразийского банка развития. В докладе ЕАБР «Экономика Центральной Азии: новый взгляд» говорится, что значимость стран региона увеличится для ближайших соседей, а также для ключевых экономических партнеров. «На протяжении трех тысячелетий Великий шелковый путь соединял все экономические центры Большой Евразии: Китай, Индию, Персию, Ближний Восток и Европу. Сегодня страны региона вновь говорят о необходимости развивать современные транспортные маршруты, и этот шаг сделает ЦА еще более экономически важным регионом для ключевых стран-партнеров – России и Китая. Выход логистических маршрутов на новый уровень будет означать рост промышленности и торговли в каждой стране региона, а также укрепление сектора услуг», – заключили аналитические эксперты банка.
Ирина Забнева, политолог