Официальные лица Армении в преддверии последней встречи лидеров ЕАЭС в Астане неоднократно заявляли о том, что их страна станет одним из учредителей объединения и подпишет соответствующий документ. Однако 29 мая на открытой для прессы части встречи лидеров ЕАЭС президент Казахстана Нурсултан Назарбаев зачитал письмо президента Азербайджана Ильхама Алиева, который просил учесть позицию его страны при вступлении Армении в организацию. В частности, предполагалось, что в договоре о членстве Армении должно быть учтено то обстоятельство, что границы должны соответствовать границам, признанным в ООН, как это было в случае вступления Армении в ВТО. И хотя президент Армении Серж Саргсян заявил, что в принципе готов подписать договор о присоединении к ЕАЭС до 15 июня, его партнеры по переговорам предложили отложить подписание до конца июня.
31 мая на встрече с представителями молодежного крыла правящей Республиканской партии Армении (РПА), председателем которой является сам президент, комментируя вышеупомянутое заявление президента Казахстана, С. Саргсян заявил: «А кто сказал, что мы вступаем в ТС вместе с Карабахом? Такого не было и не могло быть, потому что Карабах, по крайней мере по нашему законодательству, в соответствии с нашим представлением сегодня не является частью Армении».
Особо отметим то обстоятельство, что до встречи в Астане все высшие должностные лица Армении убеждали общественное мнение в обратном, а именно в том, что страна вступит в ТС и ЕАЭС вместе с непризнанной Нагорно-Карабахской республикой. Вышеупомянутое заявление С. Саргсяна удостоилось серьезной критики со стороны второго по счету президента Роберта Кочаряна, офис которого распространил специальное заявление. В нём было указано, что конечной целью карабахского урегулирования является как раз воссоединение двух армянских государств, а кто забудет эту цель, введет в заблуждение народ и поставит под угрозу Карабах.
Дальше – больше. 10 июня четыре оппозиционные парламентские фракции (АРФ-Дашнакцутюн, Армянский национальный конгресс – АНК, «Наследие» и партия «Процветающая Армения» – ППА) которых в прессе называют «Великолепной четверкой», представили правящей администрации и правительству свои социально-экономические и политические требования из 12 пунктов, в которых, в последнем пункте было требование, касающееся внешней политики: «Не подписывать никакого соглашения, которое будет предусматривать изменение единого экономического режима между Арменией и Нагорным Карабахом». Dead-line выполнения всех требований оппозиции – 30 сентября с.г. В противном случае оппозиционеры угрожают вывести на улицы Еревана и других городов страны своих сторонников.
При этом не следует забывать, что три фракции из вышеупомянутых четырех (АРФ-Дашнакцутюн, АНК и ППА) являются сторонниками членства Армении в ТС. Понимая, что их требование от 10 июня входит в противоречие с позицией президента, руководитель фракции АНК Левон Зурабян во время встречи армянских и российских парламентариев в Нижнем Новгороде внес альтернативное предложение по статусу НКР в будущем объединении. Введение таможенного контроля на границе Армении и НКР, заявил он, серьезно ударит по правам народа НКР, который и так пострадал вследствие блокады, вооруженного конфликта и непризнания статуса своей государственности. Естественно, что такое положение дел создаст серьезное противодействие идее вступления Армении в Евразийский союз. В связи с этим, пока нагорнокарабахский конфликт не разрешен, международное сообщество, в том числе Евразийский союз, могло бы рассматривать создавшееся тяжелое положение для народа НКР в гуманитарном, а не в политическом измерении. Поэтому, заявил Л. Зурабян, при подписании договора с Арменией целесообразно использовать оговорку, согласно которой до разрешения нагорнокарабахского конфликта в рамках переговоров под эгидой ОБСЕ между Арменией и НКР будет действовать экономический режим, де-факто существующий со дня прекращения огня, соглашение о котором подписано между Арменией, Азербайджаном и Нагорным Карабахом в 1994 г.
Данная мера, предложенная со стороны армянской оппозиции, по сути, является в сложившейся ситуации паллиативом и, на наш взгляд, может на определенном этапе вывести из кризиса (в том числе внутреннего) ситуацию, связанную с членством Армении в ТС. Данный момент был адекватно воспринят российскими парламентариями, но пока неясно, примут ли это обстоятельство во внимание как компромиссный вариант исполнительные органы РФ и их партнеры по ТС и ЕАЭС.
Столь пристальное внимание к мнению армянской оппозиции объясняется тем, что правящая РПА не имеет устойчивого большинства в парламенте Армении и начиная с конца минувшего года ей приходится регулярно идти на фальсификации по ряду ключевых вопросов, поставленных на голосование. Таким образом, без поддержки со стороны оппозиции членство Армении в ТС становится проблематичным. Оппозиция же, как было указано выше, категорически не согласна с условиями членства Армении в ТС и ЕАЭС, которые были выдвинутыми Н. Назарбаевым.
Пока правящая РПА, администрация президента и собственно правительство дали ясно понять, что не намерены принимать ни одно из требований «Великолепной четверки». Отметим еще такое важное обстоятельство: устойчивость правительства и властей Армении в целом достаточно проблематична не только в связи с членством в ТС/ЕАЭС, но и по ряду других вопросов, на порядок больше волнующих сегодня общественное мнение. Речь, в частности, идет о нежелании правительства исполнять решение Конституционного суда страны от 2 апреля с.г., которое, собственно, и привело к отставке предыдущего правительства, то есть исключить обязательную компоненту из накопительной системы реформируемого пенсионного законодательства.
В настоящее время правительство одобрило пакет изменений и дополнений к закону «О накопительных песниях». Законопроект по накопительной пенсионной системе предусматривает, что для лиц, родившихся в 1974 году и позже, будут введены «целевые специальные выплаты», т.е. новый налог. С 1 июля предполагается применить эту систему для госсектора, а для частного сектора применять систему на добровольных основах и поэтапно в течение трех лет. При этом все независимые экономисты утверждают, что подобными действиями правительство незначительно увеличит госбюджет, и в то же время этот шаг приведет к падению покупательной способности населения, что вызовет торможение экономического роста, который и без того достаточно скромен. Оппоненты армянских властей не согласны с этим де-факто новым налогом, который, по их мнению, нарушает солидарность поколений. Скорее всего, оппозиция предложит альтернативный законопроект.
В этом непростом вопросе правительство и правящая администрация оказались как бы между двух огней: с одной стороны, они подвергаются давлению со стороны МВФ, который требует реализацию пенсионной реформы, а с другой стороны, давлению со стороны общества, а также парламентской оппозиции и общественного движения «Я – против!». При этом в вопросе обязательной компоненты парламентская оппозиция и общественное движение действуют достаточно солидарно и идти на какие-либо уступки не намерены.
Кроме напряженной ситуации с накопительной пенсионной системой, у правительства Овика Абрамяна много и других проблемных точек. Самая близкая из них по времени – повышение цен на электроэнергию (приблизительно на 10%), что почти наверняка повысит градус социальной напряженности.
Так что администрация президента С. Саргсяна и правительство, ведя переговоры о членстве Армении в организации, испытывают серьезные проблемы в вопросах, связанных с удержанием социальной стабильности в собственной стране. Кроме того, администрация почти наверняка столкнется с серьезной проблемой в вопросе ратификации документов в парламенте, если в подписанном соглашении о членстве Армении в ТС будет содержаться упоминание о границах, соответствовующих признанным в ООН.
Нельзя исключать, что требование об установление таможни на границе Армении и непризнанной НКР может оказаться для правящей в Ереване администрации неподъемной ношей. Также следует констатировать наличие некоторого дефицита политического ресурса для реализации проекта членства Армении в ТС в связи с проблемой неурегулированности нагорнокарабахского конфликта.
* * *
В контексте сказанного выше не может не представлять интерес позиция России. Как заявил 17 июня глава МИД РФ Сергей Лавров, карабахская проблема не имеет отношения к процессу евразийской экономической интеграции России, Беларуси и Казахстана. «Эти процессы осуществляются на территории государств, которые входят в Таможенный союз. Таковым государством Карабах не является, Карабах является предметом международных переговоров, которые ведутся на основе целого ряда принципов, согласованных сторонами», – сказал он.
Глава российского МИДа также напомнил, что «Армения уже заявила, что она и в ВТО участвует в рамках тех границ, которые признаны в ООН, и ни на какие другие границы она не претендует».
Фото – http://fxstock.ru/uploads/2013-03/1362441464_Poslanec-SShA-Sbivat-graz.jpg
Источник: politobzor.net