Несмотря на запрет Вашингтона на контакты с Москвой
Несмотря на санкции и риторику лидеров ЕС о международной изоляции России, Москва получила приглашение принять участие в войне с исламистами на Ближнем Востоке. Глава МИД РФ Сергей Лавров прибыл на парижскую международную конференцию по ситуации в Ираке, темой которой станет возможная военная операция против ИГИЛ. США были категорически против участия России в этом конфликте, однако Франция, которая заявила себя как государство-комбатант в будущей войне, самостоятельно пригласила российских дипломатов.
Глава МИД РФ Сергей Лавров сегодня принимает участие в международной конференции по ситуации в Ираке, которая проходит в Париже, сообщает «Газета.ru». Всего два дня назад президент Франции Франсуа Олланд побывал в Багдаде и лично пообещал участие его страны в военной операции против исламистов ИГИЛ. В этой войне, Париж, похоже, рассчитывает на помощь Москвы и некоторую самостоятельность в действиях от американского командования будущей операцией. Приглашение Лаврова на конференцию по ИГИЛ является не только признанием важности отношений с Россией (и возможным «извинением» за недавние заявления Олланда об отказе от поставки вертолетоносца «Мистраль»), но и демонстрацией для США.
10 сентября Багдад посетил госсекретарь США Джон Керри, где он заявил о намерении создать широкую коалицию против «Исламского государства». Представители Вашингтона явно обозначили, что они против участия Москвы в предстоящей операции. По инициативе Вашингтона в международную группу, которой предстоит стать антиисламистской коалицией, вошли только Австралия, Италия, Иордания, Катар и ОАЭ.
Таким образом, жест Франции, пригласившей Россию поучаствовать в (пока еще) дипломатическом обсуждении судьбы Ирака и Сирии, может служить доказательством того, что «все разговоры США и ЕС о международной изоляции России – не более чем популизм». Так считает директор европейских исследований Высшей школы экономики Тимофея Бордачев, которого цитирует «Газета.ru»: «Даже Франция, являющаяся союзником США и страной, полностью от них зависящей, понимает, что без России невозможно обсуждение таких серьезных вопросов... приглашение Лаврова в Париж – доказательство того, что она является необходимой стороной для сбалансированного урегулирования важных международных проблем и ситуаций. В таком контексте разговоры о международной изоляции России просто неуместны».
Отметим, что участие России в парижской конференции, и, возможно, в военной операции, мотивировано не только политически, но и экономически: компания «Лукойл» добывает нефть на втором по величине в мире по запасам углеводородов месторождении «Западная Курна-2», вложив в него 4 миллиарда долларов. Если багдадское правительство падет или исламисты захватят месторождение, то эти инвестиции можно считать потерянными. При этом Россия уже косвенно принимает участие в ближневосточной войне с ИГИЛ: недавно иракское правительство получило от Москвы несколько боевых самолетов (взамен потерянных при захвате ИГИЛ военных аэродромов правительства).
ИТАР-ТАСС напоминает, что иракские исламисты уже контролируют 11 крупных месторождений этой страны, зарабатывая на продаже нефти больше 3 миллионов долларов в день. Нефть, которую добывает ИГИЛ, автоцистернами доставляется на черные рынки Иордании, Ирака и Турции. Цена на нефть у ИГ колеблется от $25 до $60 за баррель, в то время как рыночная цена на черное золото превышает $100 за баррель. США пока опасаются уничтожать с воздуха нефтедобывающие объекты ИГИЛ, отчасти оттого, что большая часть захваченной исламистами инфраструктуры принадлежит американским и европейским концернам. В Вашингтоне надеются, что эти объекты удастся вернуть неповрежденными в ходе военной операции. В частности, этим обусловлено стремление многих членов Конгресса начать наземную операцию в регионе, не ограничиваясь ударами с воздуха.
Например сенатор-республиканец Линдси Грэм или его коллега Дэймис Бейкер (занимавший пост госсекретаря в администрации Джорджа Буша-старшего) этим летом не раз заявляли, что «Америка не сможет победить ИГИЛ без использования некоторого количества наземных войск».
При этом США не могут обойтись без помощи европейских и арабских союзников. Более того, в интересах Вашингтона (который недавно только официально вывел американские военные контингенты из Ирака), вести эту операцию руками военнослужащих из других стран. В частности, эти также объясняется «вольность», которую позволил себе Париж в отношении Вашингтона, пригласив Сергея Лаврова на конференцию по ИГИЛ. Новая война американцев в Ираке, особенно в формате наземной операции, может вызвать категорическое неодобрение у избирателей в США. Тем более, если основная нагрузка и основные потери снова придутся на американский контингент. По результатам опроса, проведенного телекомпанией NBC и газетой The Wall Street Journal. 68 % жителей США не верят в успех объявленной Обамой кампании по борьбе с ИГИЛ, сообщает RT. Только 28 % респондентов считают, что план американского президента может сработать. При этом лишь 38 % американцев устраивает внешнеполитический курс лидера США в целом.