Министр финансов Украины Наталья Яресько, пожалуй, впервые открыто назвала вещи своими именами. Яресько заявила, что в июле Украина должна выплатить внушительный по своей стоимости облигационный купон (выплаты по внешнему долгу), и что есть большая вероятность того, что сделать этого Украина просто-напросто не сможет. По словам министра финансов Украины, если государству не удастся выполнить свои долговые обязательства, то уже через месяц Украина может объявить о дефолте по внешним выплатам.
Интересно, что до соответствующего заявления главы украинского Минфина, с подобным заявлением выступили ведущие аналитики Goldman Sachs – крупнейшего инвестиционного банка, штаб-квартира которого располагается в Нью-Йорке (США). Небольшая информация для размышления: рыночная капитализация Goldman Sachs составляет почти 90 млрд. долларов, что примерно на 23 млрд. долларов больше суммарного госдолга Украины на май текущего года…
После заявления о резко возросшей вероятности украинского дефолта от ведущих специалистов Goldman Sachs Наталье Яресько не оставалось ничего, кроме фактического подтверждения таких аналитических выкладок. Примечательно, что выкладки экспертов американского инвестиционного гиганта министр финансов «незалежной» подтвердила после встречи (вместе в Яценюком) с представителями Американской торговой палаты, а также бизнесменами из Европейской бизнес ассоциации. Речь о той самой встрече, на которой представители бизнеса просто обрушились на премьера Украины Яценюка, обвинив его в провале кампании по борьбе с коррупцией, а также в давлении на частный бизнес, работающий на Украине. По словам исполнительного директора Европейской бизнес ассоциации Анны Деревянко, на Украине вообще не проводится никаких экономических реформ, которые могли бы вывести страну из кризиса.
Анна Деревянка в ходе встречи с членами украинского кабмина (цитата Forbes.Украина):
Ощутимого улучшения ситуации не произошло, реформы как таковые не происходят, глубоких структурных реформ, как в Грузии и Центральной Европе, нет. Зато есть отсутствие эффективной борьбы с коррупцией и системных изменений качества государственного управления, способствующие коррупции мизерные зарплаты госчиновников, устаревший регламент кабинета министров, недостаточные полномочия министров для решения проблем бизнеса, обременительные процедуры согласования документов, наличие контрабанды и «серого» импорта. Если мы хотим жить в новой и богатой Украине, нам нужны инвесторы. А они придут, если не будет таких вопросов, которые я назвала. Доверия к словам государственных руководителей, если говорить дипломатическим языком, становится все меньше.
А если говорить не дипломатическим языком, то куда готовы послать Яценюка и весь его кабинет представители бизнеса, работающего в «незалежной»?..
Яценюк, пытаясь включить «начальника», в ходе встречи с крупным бизнесом, заявил, что собрал он здесь всех, дескать, не для критических стрел, а для того, чтобы бизнесмены после встречи «презентовали Украину на международной арене». Уже после одного такого заявления Яценюка, пытающегося диктовать правила игры бизнесменам, в том числе и иностранным, «презентация Украины на международной арене» пройдёт, что называется, «на ура»…
Итак, министр финансов Украины – не последний чиновник в кабинете Яценюка – фактически подтвердила результаты аналитической работы Goldman Sachs о высокой вероятности объявления Украиной дефолта по внешним обязательствам. На этом фоне украинские СМИ публикуют информацию о том, что МВФ якобы повысил давление на кредиторов с той целью, чтобы те пошли на реструктуризацию украинского долга. Даже если допустить, что кто-то из кредиторов «незалежной» на реструктуризацию пойдёт и тем самым отсрочит приход дефолта ещё на месяц-другой, чем это Киеву поможет? По понятным причинам, ни один уважающий себя инвестор после слов Яресько о высокой вероятности июльского дефолта, не вложит в Украину ни гроша. Кто захочет вкладываться в экономику государства, когда государство не в состоянии заплатить по кредитам, а его чиновники едва успевают расталкивать зарубежные кредиты по собственным счетам?
На текущий момент, по оценкам Минфина Украины, государственный долг в стране достиг отметки в 67,6 млрд. долларов. Причём рост долга идёт внушительными темпами – более 300 млн. долларов в месяц. Эти показатели от Минфина (ссылка) идут вразрез с недавними заявлениями всё ещё балансирующей в своём кресле главы Нацбанка Украины Гонтаревой, заявившей, что «внешний долг Украины сокращается». Заплатили 75 млн. из 3 млрд. России и посчитали, что внешний долг сокращается? Такое ощущение, что Гонтарева забыла про очередной транш от МВФ и о процентах по десяткам предыдущих кредитов от зарубежных «партнёров».
Если внешний долг «незалежной» активно растёт, и если её экономика при этом ещё более активно падает, не предоставляя возможности обслуживать долговые обязательства, то дефолт – это явная неизбежность. Ну если только на Украину вдруг свалится манна небесная в виде этак 60-70 млрд. долларов…
К чему же дефолт может привести страну (здесь нельзя забывать о недавних заявлениях членов укрокабмина, попытавшихся уверить народ в том, что это этого самого народа дефолт негативной роли не сыграет)? Ну, конечно, не сыграет…
Здесь будет уместно привести слова назначенного в 2014 году американским судом посредника по урегулированию вопросов выплаты долга между кредиторами и аргентинским правительством Дэниэла Поллака. Казалось бы, причём здесь Аргентина? Притом, что в прошлом году эта латиноамериканская страна с объёмами экономики в пять раз выше, чем у Украины, в очередной раз в своей новейшей истории столкнулась с дефолтом по внешним выплатам.
Дэниэл Поллак (2014 год):
Дефолт нельзя назвать просто техническим состоянием, это вполне реальное и болезненное событие, которое ударит в первую очередь по людям, включая простых граждан и держателей облигаций.
То есть по рядовым аргентинским гражданам (хотя экономическая ситуация в Аргентине в 2014 году была гораздо лучше, нежели на Украине сегодня) дефолт ударил, а Яценюк и его команда вешают украинцам лапшу на уши, заявляя, что по рядовым украинцам дефолт не ударит…
По всем законам жанра, одно из первых последствий – мгновенное обесценивание национальной валюты. Уровень «уценки» в ряде случаев (в мировой практике) может достичь 400-500%. Взять хотя бы обесценивание российского рубля в августе 1998 года. Кстати, одно заявление Яресько о возможном июльском дефолте уже несколько «уронило» гривну, прощупав «потенциал» в том смысле, что «далеко ли до дна?»
Далее. Снижение суверенного рейтинга до дефолтного уровня приводит к понижению рейтингов и отдельных компаний тоже. Внешнее финансирование – «ёк». Учитывая то, что на Украине депутаты сочинили ещё и замечательную во всех отношениях сказку про «мораторий по выплатам частного долга», «ёк» будет 100%-ным. Или кто-то из зарубежных частников захочет кредитовать украинских частников при учёте того, что более ранние задолженности тем фактически запретили (даже если есть чем) погашать.
Ещё. Возникает вопрос с погашением уже взятых населением и бизнесом кредитов. Международная практика говорит о том, что большинство банков «найдут» в договоре пункт о том, что при девальвации национальной валюты погашать кредит нужно из расчёта снижения реальной стоимости этой валюты – практически в привязке к некой условное единице. (О ценниках в у.е. Россия прекрасно помнит по практике 90-х и Украине может многое рассказать, если та захочет послушать…). Если же у рядового гражданина кредит был взят, к примеру, в долларах или евро, то выполнять свои обязательства по такому кредиту при учёте провала нацвалюты, естественно, невозможно. Если погашать задолженности по кредитам не смогут рядовые граждане и бизнес, то рухнет и банковская система со всеми вытекающими.
И ещё. В случае дефолта у Украины два варианта – принимать даже самые драконовские условия кредиторов, лишь бы получить реструктуризацию выплат (вариант России 1998), либо хмурить брови и заявлять, что платить будут только тому, кому захотят, и по тем процентам, которые осилят (вариант Аргентины 2001 года). Пойдут по первому пути - тогда Украина может просто не потянуть, если власть останется той же, которая и привела к дефолту (без стержня, с постоянными усобицами, обвинениями всех вокруг при одновременном исключении собственной вины). Пойдут по второму пути – инвесторы вряд ли вообще повернутся к Украине лицом, и дефолты станут системным явлением, что наблюдается в Аргентине, которая однажды решила показать кредиторам кукиш. Учитывая тот факт, что у властей Украины нет собственной политической воли, а основные активы экономики уже в руках зарубежных «пользователей»; да ещё и при наличии непрекращающейся гражданской войны, украинский дефолт может «переплюнуть» и российский, и аргентинский так, что мало не покажется.
Так какая экономическая погода Украины на июль?
Автор: Володин Алексей
Источник: http://topwar.ru