В «колыбели» цивилизации, философии, искусства, а заодно и демократии с её рабами и свободами состоялся референдум. Эксперты сомневались в отрицательном для кредиторов исходе голосования, однако по итогам подсчёта голосов выяснилось: более 61% проголосовавших греков всё же сказали своё «нет» ультиматуму заимодавцев. Западные аналитики схватились за головы: ведь теперь Греция может пойти… к Путину!
5 июля в Греции состоялся исторический плебисцит по вопросу о предложениях насчёт дальнейшей финансовой поддержки несостоятельных Афин еврокредиторами и МВФ. Предложения имеют в своей основе драконовские меры по «экономии» и подразумевают такое затягивание поясов, от которого у греческого народа кишки изо рта полезут.
Левое правительство Греции, которому принадлежит идея народного голосования, почти не сомневалось, что греки скажут таким требованиям «нет». Западные же эксперты были уверены, что греческий народ скажет «да», несмотря на новые жёсткие меры: ведь без новых миллиардов Грецию ждут дефолт и катастрофа. И в случае «да» товарищ Ципрас теряет кресло премьера. А ЕС, а следом и вездесущие США, могут выступить в роли учителей: мол, мы же вас предупреждали. В итоге Запад будет «хорошим», правительство Греции — «плохим».
В реальности получилось ровно наоборот: народ Греции решил, что «плохи» кредиторы, а он, народ, «хорош». По крайней мере, страдать из-за набранных предыдущими правительствами долгов, предусмотренных «программами поддержки» ЕС, он не намерен. К тому же все помнят, к чему привёл кипрский экспроприаторский сценарий. Короче говоря, греки своим голосованием показали, что они не боятся и выхода из еврозоны (не путать с выходом из Евросоюза).
На чём вообще строились утверждения экспертов, объявивших чуть ли не о победе Брюсселя? На результатах опросов. Социологические исследования, проведённые в Греции в конце июня, показывали, что греки склонялись к принятию условий европейских международных кредиторов. Однако выяснилось, что данные исследований яйца выеденного не стоят.
После того как большинство голосовавших выступило против жёстких условий, навязываемых ЕС Греции, кабинет министров в Афинах получил дополнительный козырь: народную волю. А это не шутка: в Европе привыкли считаться с демократией. Объявить греческий референдум недействительным по типу тех, что проводились в ЛНР или ДНР, Брюссель не может.
За ходом голосования и подсчётом голосов в реальном времени следила «Российская газета».
По данным, поступившим в 02:55 утра 6 июля, в Греции обработали 100% бюллетеней. Сайт МВД Греции сообщил, что проголосовало 6.161.140 человек из 9.857.908 зарегистрированных избирателей (62,5%). 5,8% из проголосовавших испортили бланки или подали их пустыми. Ответ «нет» выбрали 3.558.450 человек (61,31%). Вариант «да» предпочли 2.245.537 человек (38,69%). Таким образом, убедительную победу на референдуме одержали люди, сказавшие «нет» ультиматуму кредиторов.
Референдум в Греции повлиял на курс евро и на цену нефти.
В ходе торгов на бирже Сиднея евро упал к доллару на 1,12% — после того как стало известно, что около шестидесяти процентов греков проголосовали против требований европейских кредиторов.
Одновременно цена на нефть марки «Brent» снизилась до 59,35 долл. за баррель. Падение цены аналитики объясняют результатами референдума в Греции и возможным выходом государства из еврозоны.
Что думают по поводу итогов голосования в Греции экономисты?
По мнению лауреата Нобелевской премии по экономике Пола Кругмана, глас народа на референдуме стал победой для премьер-министра Алексиса Ципраса. Но выбор греков означает также и победу… Евросоюза.
«Ципрас и СИРИЗА одержали большую победу на референдуме, укрепив свою позицию на будущее — каким бы оно ни было. Но они не единственные победители: я считаю, что Европа и европейская идея тоже одержали большую победу, во всяком случае, избежали проблемы», — цитирует блог мистера Кругмана на сайте «New York Times» РИА «Новости».
«Не надо любить СИРИЗА или считать, что они разбираются в том, что делают — это как раз не очевидно, хотя тройка (кредиторов) была ещё хуже — чтобы осознать, что европейские институты только что спаслись от собственных наихудших инстинктов», — пишет Кругман.
Экономист полагает, что если бы Грецию удалось запугать, Европа потеряла бы репутацию на поколения вперёд.
Нобелевский лауреат не исключает, что Греция может выйти из еврозоны. «Но в любом случае демократия более важна, чем валютная система», — отметил Кругман.
А вот ещё одно мнение — уже не от экономиста, но от бывшего высокопоставленного военного США.
Отставной четырёхзвёздный адмирал Джеймс Ставридис, бывший Верховный главнокомандующий ОВС НАТО, ныне трудящийся на посту декана Школы права и дипломатии Флетчера при Университете Тафтса, высказался на страницах авторитетного издания «Foreign Policy».
«Как гордый американец греческого происхождения, — пишет Ставридис, — я опечален ситуацией». По мнению эксперта, сейчас, в разгар греческого финансового кризиса, следует крепко подумать «о геостратегических последствиях «Grexit», а ведь они «в значительной степени игнорируются».
«Давайте смотреть правде в глаза», — предлагает Ставридис. Греция теперь может проявить свою несговорчивость на международной арене — например, в контексте решения о санкциях против России. Именно у России греки теперь могут попросить поддержки. Политические решения в ЕС по вопросам трансатлантического партнёрства, инвестиций и сельскохозяйственных субсидий, а также беженцев, плывущих через Средиземное море, могут оказаться под большим вопросом. Греция может даже повлиять на исход сложных переговоров с участием ЕС по поводу иранской ядерной проблемы.
Наконец, если греческая шаткая экономика при выходе страны из еврозоны полетит в тартарары, случится «эффект домино», и операции НАТО, миссии ЕС, гуманитарные проекты, спасение беженцев и многое другое, в чём участвуют сегодня греки и что помогает обеспечивать в Европе безопасность, тоже окажутся под вопросом.
Стоит помнить и о важном географическом положении Греции. Это государство по сути является морским «флангом» НАТО.
Тут как тут и геополитика. Будучи отвергнута Европой, Греция «неизбежно начнёт искать поддержку и участие в другом месте». Весьма вероятно, что «перспективным партнёром станет Россия». Ведь многие греки «сочувствуют России, близкому православному народу, особенно в связи с ситуацией на Украине». И если Москва решит экономически помочь Афинам («даже незначительно»), такое решение «ещё больше дистанцирует Грецию от Западной Европы». Следующим вероятным другом и партнёром Греции станет Сербия, которая «имеет свои проблемы с различными балканскими членами ЕС». В конечном счёте не является невозможным и то, что Греция вообще покинет не только Европейский союз, но даже и НАТО, считает Ставридис. Впрочем, «холодные головы» в Афинах выступают против этого.
С другой стороны, греки будут думать как экономически, так и геостратегически. Несмотря на явное желание жить в составе ЕС, Греция может решиться на присоединение к Евразийскому союзу, организованному Россией считает эксперт.
«Холодные головы» в Афинах, добавим к этому, действительно готовы остудить «горячие».
По словам представителей греческого правительства, результаты воскресного референдума не означают разрыва отношений между Грецией и кредиторами. Официальный представитель кабинета министров Гавриил Сакелларидис по окончании плебисцита заявил, что Греция намерена возобновить переговоры с международными кредиторами. «Переговоры, которые вскоре начнутся, должны быть завершены очень быстро, возможно, даже через 48 часов, — цитирует Сакелларидиса «Утро.ру». — Мы предпримем все усилия, чтобы быстро достичь соглашения».
По данным греческих СМИ, ссылающихся на источники в правительстве страны, отмечает «Утро», сегодня (6 июля) в Брюссель отправится делегация для возобновления переговоров с кредиторами.
Известна и реакция ведущих государств Евросоюза.
Как передал из Берлина корреспондент ТАСС, Ангела Меркель и Франсуа Олланд поговорили по телефону. Политики выступили за проведение 7 июля чрезвычайного саммита глав государств и правительств стран еврозоны.
«Ситуация вокруг Греции будет рассмотрена на экстренном заседании Еврогруппы (министров финансов 19 стран зоны евро), однако, если этого будет недостаточно для принятия решения, может потребоваться проведение Европейского совета (саммита)», — сообщил корреспонденту ТАСС неназванный европейский источник в Брюсселе.
«Пока дата этой встречи ещё не обсуждалась», — уточнил источник. Принятие решения о созыве саммита находится в компетенции председателя Европейского совета Дональда Туска.
Что касается упомянутых канцлера ФРГ и президента Франции, то они проведут отдельную встречу в Париже по ситуации вокруг Греции.
Гадать о том, какое решение примут в Европе по поводу греческого референдума и его последствий, смысла нет. Козыри есть не только у Ципраса, «победившего» на референдуме (победой можно считать сохранение премьерского кресла), но и у Евросоюза. В Брюсселе прекрасно знают, насколько шатка греческая экономика и что даже при отказе от ближайших выплат долгов и переходе на драхму Афины на несколько лет погрузятся в пучину жесточайшего экономического кризиса, при котором Ципрас уже гарантированно потеряет кресло. Отсюда и явно высказанное желание Афин о продолжении переговоров с международными кредиторами — причём речь идёт о переговорах срочных. На греческом референдуме восторжествовало не желание греков не платить долги, но проявила себя демократия. Пол Кругман совершенно прав, хоть и недоговаривает. Европе придётся заплатить немного за торжество демократии. То есть скостить Афинам долги. Только и всего. А иначе Афины — вполне демократически, по воле народа, — повернутся в сторону Москвы.
Обычно такой неделикатный подход к делу называют шантажом, но у политиков в ходу коммерческий термин «торг».
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru