Карта индустриализации в ЕАЭС есть, а порядок финансирования не определен

Комплексная индустриализация экономик стран ЕАЭС охватывает к настоящему времени свыше 150 совместных проектов в 25 отраслях. Об этом на днях заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин в ходе международного форума ИННОПРОМ в Казахстане. Реализуется столь масштабная программа на основе Карты индустриализации Союза, базовый вариант которой был утвержден в 2020-2021 годах.

Главная задача программы - поэтапное развитие сырьевого и технологического импортозамещения в основных промышленных и сельскохозяйственных отраслях, энергетике, транспортной инфраструктуре стран ЕАЭС. Ожидается, что к середине 2030-х уровень технологического импортозамещения в металлургии, приборо- и станкостроении Союза превысит 70%; в транспортном и энергетическом машиностроении достигнет не менее 80%; в химпроме, включая фармацевтику, и АПК будет на уровне в 83-85%; в производстве компонентов электроники/компьютерной и смежной техники достигнет как минимум 60%. Соответственно, доля высокотехнологичной продукции в стоимости совокупного экспорта ЕАЭС превысит 65% против примерно 45% к настоящему времени.

Как пояснил Артак Камалян, министр ЕЭК по промышленности и АПК, в металлургии Союза предусмотрено в рамках Карты индустриализации 9 проектов; производство нефтяного кокса, продуктов нефтепереработки и газохимия охватывают до 15 проектов. Столько же – 15 проектов – включают производство строительно-дорожной, специальной и коммунальной техники, а в химпроме предусмотрены свыше 20 проектов. Кроме того, Карта индустриализации, по словам министра, содержит 669 технологических направлений в 30 отраслях, по которым либо уже налажено производство предприятиями Союза, либо имеется промышленный потенциал для этого.

Уже имеется официальная информация о многих стратегических объектах, предназначенных для реализации на основе упомянутой Карты. Например, в Армении речь идет об организации новой технологии литья из местного базальта для нужд горнодобывающей промышленности и транспорта (по запасам базальта у Армении одно из лидирующих мест в СНГ). В Белоруссии это прежде всего проекты по строительству высокотехнологичного авиаремонтного завода (с использованием искусственного интеллекта) на территории национального аэропорта «Минск» и по возведению комплекса по комплексной переработке нефтяных остатков на Новополоцком НПЗ.

Поясним: речь идет о побочных продуктах нефтепереработки (гудрон, тяжелый мазут, твердеющие остатки нефтяного сырья и т. п.), уровень глубокой переработки которых в ЕАЭС-регионе пока ниже, чем во многих третьих странах. Точнее выход готовой продукции на условную единицу данных видов сырья в ЕАЭС, по имеющимся оценкам, пока не превышает 40% от возможного уровня. В то время как, к примеру, в США и Канаде этот показатель не менее 65%, в Австралии, Японии и западноевропейских странах ЕС – более 60%. А готовые продукты в данном сегменте – это разнообразное сырье и его полуфабрикаты для выработки высококачественных нефтепродуктов, для лесохимии, нефтегазохимии, ряда отраслей легпрома, фармацевтики.

Наиболее крупные проекты в Киргизстане – это крупноузловая сборка городских маршрутных автобусов экологического стандарта «евро-5», а также проект по добыче и комплексной переработке металлической сурьмы (эта продукция востребована в большинстве отраслей химпрома, в ряде секторов металлургии). По промышленным запасам этого сырья Киргизстан – среди стран-лидеров по всему экс-СССР.

В Казахстане в Карту индустриализации включены 12 объектов, среди которых выделяются проекты в области фармацевтики, пищепрома, легпрома. А также в автомобилестроении: в этом сегменте планируется сборка современных легковых авто в Алматы и Костанае, автобусов в Карагандинской области. Российский же КИ-пакет – ожидаемо самый большой, он охватывает максимально возможное количество отраслей промышленности: от строительства производственного комплекса «Аммиак-карбамид-меламин» (г. Губаха Пермского края) и производства автомобильных кранов повышенной проходимости до организации производства бионических протезов рук.

По имеющимся данным, к настоящему времени степень реализации упомянутых и ряда других проектов превышает 20%.

Участие стран ЕАЭС в программе (карте) индустриализации Союза в 2023 г. следующее: РФ – 55% от общего количества совместных с другими странами ЕАЭС проектов, Белоруссия – 19%, Казахстан – 14%, Киргизстан – 7%, Армения – 5%.

Разумеется, достижение оптимального уровня сырьевого/ технологического импортозамещения в рамках общесоюзной экономики определяется соответствующей методологией. К настоящему времени в Союзе уже действует единая методология расчета прогнозных балансов спроса-предложения по основным видам сельхозсырья, готового продовольствия, льноволокну, кожевенному сырью, хлопковолокну и шерсти, утвержденная рекомендацией Коллегии ЕЭК от 06.09.2016 г. Но пока нет утвержденной – апробированной методологии расчета балансов спроса-предложения по видам промышленной продукции. Этот фактор содержит в себе риски, в том числе в рамках Карты индустриализации, частичного или даже полного дублирования производств, превышения предложения над спросом или спроса над предложением по каким-либо видам продукции (сырьевой, промежуточной или готовой).

В свою очередь, возникает соблазн реализации стратегии импортозамещения каждой страной ЕАЭС в отдельности. Но ограниченная – географическая и потребительская – емкость большинства национальных рынков не позволяет достичь максимального эффекта от такой «разновидности» импортозамещения, в отличие от кооперационной: об этом свидетельствует опыт АСЕАН, МЕРКОСУР, Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива. Кроме того, «сепаратизм» в импортозамещении создает предпосылки для создания новых или сохранения прежних барьеров на рынке ЕАЭС и, стало быть, для сдерживания кооперации между предприятиями Союза.

Пока не всё ясно и с общесоюзным финансированием проектов, составляющих Карту индустриализации. Похоже, оно к настоящему времени осуществляется в основном по двусторонним соглашениям между бизнес-структурами или на базе межправительственных/межведомственных соглашений.

Такое предположение проистекает из уточнений М. Мишустина в ходе упомянутого ИННОПРОМа в Казахстане. Российский премьер заявил, что странами ЕАЭС на предстоящем межправсовете «планируется утвердить критерии отбора кооперационных промышленных проектов, финансируемых за счет бюджета Союза». Эта мера вводиться будет на сразу: «Она начнет действовать после окончательной проработки и согласования всех существенных условий. Главное – в кооперационных проектах должны участвовать предприятия не менее трех стран».

Словом, методология расчета балансов спроса-предложения по промышленной продукции и четкое определение механизма финансирования КИ-проектов – приоритетная двуединая задача. Её решение обеспечит реальную, точнее максимальную внутри- и внешнеэкономическую эффективность всех проектов, заложенных в Карте индустриализации Евразийского союза.

Алексей Балиев, политолог

Источник

Теги: ЕАЭС