Происходящие на Украине события последних двух месяцев привлекли к себе внимание ведущих политиков и мировых СМИ. Особенно высокую активность проявляет европейская общественность и лидеры стран-членов ЕС. Большинство европейских политиков призывают к сплоченности и солидарной позиций в отношении украинского кризиса. Неотъемлемой частью этого единства многими рассматриваются экономические санкции против России. Говоря о необходимости более решительных мер, многие в Евросоюзе забывают о том, что поддерживаемая ими политика порядка в Восточной Украине и сдерживания России, в первую очередь, бьет по интересам самого же Союза.
ЕС, лидеры которого изначально поддержали украинскую оппозицию во главе с Яценюком, Кличко и Тягнибоком, а затем и новоизбранного президента Порошенко, неволей становится жертвой своей восточной политики. Пособничество новым украинским лидерам и обещания подписать соглашение об ассоциации воодушевили украинских либералов и правых на более смелые шаги в отношении не поддающегося европеизации русскоязычного населения восточных областей. Разгорающаяся ныне пока еще слабым огнем гражданская война на Украине — результат тех самых стратегических просчетов, которые Евросоюз допустил еще во время государственного переворота февраля 2014 года.
В лице Украины ЕС получил еще одну зону нестабильности у себя под боком. План Х.Соланы о создании кольца процветающих государств по периметру европейских границ трещит по швам. Вслед за Тунисом, Египтом, Ливией, Сирией, Украина стала новой геополитической проблемой для Брюсселя. Одновременно украинский пример показывает, что экономические и политические инструменты, используемые ЕС для развития соседних стран не могут обеспечить главного — стабильности. Новая система безопасности в Европе и в Евразии, о которой уже много лет твердят российские президенты, может игнорироваться евроатлантиками, но без нее решать конфликты и кризисы как в Магрибе, Сирии, так и на Украине, невозможно.
Хотя на Западе все признают необходимость скорейшего разрешения украинского кризиса, реальная европейская позиция идет вразрез с такими целями. Европа не без участия Вашингтона обвиняет Россию и подумывает о том, чтобы наложить на нее новые санкции. Давление и угрозы в сторону Москвы лишь отдаляют мирное решение украинского кризиса. В свою очередь, ограничение торговли и финансовых операций в рамках расширенных санкций угрожают финансовой стабильности целого рядя стран Европы. Готовы ли налогоплательщики Старого Света, еле оправившиеся от последствий мирового экономического кризиса 2008 г., пожертвовать своим благосостоянием во имя Украины? Вряд ли.
Учитывая экономические и стратегические издержки решительных мер в украинской проблеме, которые не в пользу Европы и ее граждан, свободный и демократичный выбор ЕС вызывает сомнения. Можно много говорить о теории заговора, но в позиции Брюсселя все же прослеживается американская установка. Удивительно например, как резко изменилился настрой А.Меркель после телефонных переговоров и встреч с Б.Обамой [1]. Американцы, как и в Сирии призывают к более жесткой позиции в отношении России. Если все же страны-члены договорятся о санкциях, это будет доказательством того, что решения евробюрократов и глав государств далеки от народа и обслуживают чужие интересы. Примечательно, что опрос общественного мнения в Германии показывает, что большинство немцев выступают против санкций [3].
Пожалуй, единственной выгодой этой политики может быть искуственное создание духа единства и солидарности через демонизацию России. Такие попытки особенно заметны на фоне крушения лайнера над воздушным пространством Украины. Как сообщает Wall Street Journal, большое количество жертв из Нидерландов … может изменить динамику внутри блока 28 стран-членов [2]. Т.е. если ранее говорилось о потерях со стороны Киева, то здесь уже речь идет о жертвах чисто европейских, которые должны заставить европейцев выступить единым фронтом.
Несмотря на привлекательность идей сплоченной Европы, такое единство не отвечает ни ее стратегическим, ни экономическим интересам. Европейскому Союзу стоит переосмыслить геополитические реалии и последствия своей восточной политики. Пора уже признать, что курс на расширение на восток, частью которого являются договоры об ассоциации, лежат не в ее, а в стратегических интересах США. Вашингтон через Брюссель пытается оградить Россию от постсоветского пространства и сдержать ее геокультурное влияние. Заложником такой политики остается Европа, несущая не только экономические потери, но рискующая своей безопасностью.
Камран Гасанов
Источник: vpoanalytics.com