Россия – Армения: партнерство и гарантии безопасности

Военно-политическая ситуация на Южном Кавказе после недавнего обострения в зоне карабахского конфликта не претерпела качественных изменений. Баланс сил не сместился в ту или иную сторону, статус-кво сохранен на обозримую перспективу. Между тем эскалация напряженности на армяно-азербайджанской линии соприкосновения сделала еще более актуальным для Москвы и Еревана вопрос об укреплении системы взаимных гарантий безопасности и взаимопомощи. Россия и Армения, будучи членами ОДКБ, связаны и двусторонними договорённостями в военно-политической сфере. Углубляя связи со своим закавказским партнёром, Москва тем не менее сталкивается с трудностями, вытекающими из её объективных интересов в конфликтогенном регионе. Строить отношения с Арменией за счёт постановки под вопрос добрососедства с Азербайджаном Россия не настроена. Но и недостаточное внимание к вопросам укрепления военного содружества с армянской стороной чревато негативными последствиями.

В Армении и в непризнанном международным сообществом Нагорном Карабахе считают самодостаточным собственный военный потенциал не только для успешной обороны нынешних рубежей на линии прекращения огня, но при необходимости и для нанесения противнику ещё большего военного урона, с которым он столкнулся по итогам кампании 1991–1994 годов. Гарантии безопасности России для армянской стороны ныне выражаются, прежде всего, в прикрытии западных рубежей Армении от потенциальной турецкой агрессии. В августе 2010 года Армения и Россия подписали Протокол № 5 о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения от 16 марта 1995 года. Статья 1 Протокола изложила в новой редакции статью 3 Договора 1995 года: «Российская военная база в период её пребывания на территории Республики Армения кроме осуществления функций по защите интересов Российской Федерации обеспечивает совместно с Вооружёнными Силами Республики Армения безопасность Республики Армения». По Протоколу статья 3 Договора дополнена новым положением, которое отсутствовало в предыдущей редакции: «Для достижения указанных целей Российская сторона осуществляет содействие в обеспечении Республики Армения современным и совместимым вооружением, военной (специальной) техникой». В соответствии с действующими соглашениями, «российская военная база выполняет задачи, вытекающие из соответствующих договорённостей Сторон», а «применение воинских формирований российской военной базы осуществляется на основе взаимных договоренностей Сторон, Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 августа 1997 года и в соответствии с законодательством Сторон».

Применение воинских формирований российской военной базы является в экспертных кругах дискуссионным вопросом, тесно увязываемым с возможными действиями России в случае возобновления масштабных боевых действий в зоне карабахского конфликта. Можно предположить, что Россия и Армения имеют определенные договоренности по данному вопросу, существо которых конфиденциально. Упоминание дважды в тексте Протокола формулировки «соответствующие договорённости Сторон» косвенно свидетельствует о подобной конфиденциальности. Постановка же в тексте Протокола формулировки «на основе взаимных договорённостей Сторон» в привязке к вопросу «применения воинских формирований российской военной базы» перед официальными соглашениями предполагает приоритетность именно данных договоренностей при возникновении вопроса о задействовании потенциала 102-й базы России в Армении.

Российские гарантии распространяются на всю территорию Республики Армения. За её территориальными пределами в отношении пока никем не признанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) вступают в силу гарантии безопасности Еревана Степанакерту. В Стратегии национальной безопасности Республики Армения от 2007 года одной из главных задач ВС Армении закреплено обеспечение физической безопасности населения НКР. На отдельных этапах острых региональных развитий (например, в 2008 году) ставился вопрос о заключении большого договора между Арменией и Нагорным Карабахом, в котором были бы прописаны гарантии безопасности и взаимопомощи. Пока такого договора нет, но это вовсе не означает отсутствие между политическим руководством и армейским командованием двух армянских республик планов оперативного реагирования на кризисные ситуации в регионе. Необходимо уточнить, что толкование «накладывающихся» друг на друга обязательств в военной сфере в условном треугольнике Россия – Армения – Нагорный Карабах по схеме «гарант моего гаранта – мой гарант» - неверно. Нагорно-карабахская сторона выведена за рамки официальных связей Москвы и Еревана, тем более в военно-политической сфере, что представляется фактически безальтернативным для проведения паритетной политики России в отношениях с Арменией и Азербайджаном.

Прямая военная помощь Вооружённым силам Армении со стороны 102-й военной базы России на территории республики в случае нового армяно-азербайджанского военного конфликта практически исключена. Указанные выше соглашения двух союзников, проходящие в межгосударственных документах с формулировкой «соответствующие (взаимные) договорённости», могут проявиться в выдвижении части имеющейся в составе 102-й базы военной техники к восточным рубежам Армении, примыкающим к зоне карабахского конфликта. При этом важно отметить, что «аутсорсинга» вооружений и военной техники (ВВТ), состоящих на балансе 102-й базы, со стороны ВС Армении не будет. В этом просто нет никакой необходимости. Возможно, возникнет лишь надобность в демонстрации российского присутствия в приграничных с Азербайджаном северо-восточных регионах Армении, что будет вытекать из буквы и духа соглашений 2010 года. Но основная функция российской базы будет сведена к защите армяно-турецкой границы и совместному с ВС республики прикрытию нахичеванского участка армяно-азербайджанской линии соприкосновения. 102-я база уже пополнилась новыми образцами ВВТ. Поступают сведения о возможном усилении её боевого потенциала новейшим вооружением (к примеру, оперативно-тактическим ракетным комплексом «Искандер» и реактивной системой залпового огня «Торнадо»).

Война Армении и Азербайджана – крайне нежелательный для России сценарий на Южном Кавказе. Для минимизации развития событий по военному сценарию гарантии безопасности в системе армяно-российских отношений должны найти свои зримые очертания в мирное время, в нынешний период сравнительно низкой интенсивности перестрелок и локальных боестолкновений на карабахском фронте. Приведем основные направления развития двусторонней системы гарантий безопасности, в которых заинтересована армянская сторона.

Малые территориальные размеры республики, наличие здесь атомных мощностей по выработке электроэнергии, скученность населения в столице (в Ереване сконцентрировано более 30% всего населения Армении, что в мировом масштабе является одной из наиболее высоких диспропорций в равномерном распределении населения по всей территории отдельного государства) ставят вопрос создания эффективной противовоздушной обороны. Сотрудничество по вопросам ПВО в рамках ОДКБ и на двусторонней с Россией основе (с 1999 года осуществляется совместное боевое дежурство сил ПВО и авиации России и Армении) представляет особую важность. До конца 2014 года Россия и Армения определили задачей подписать соглашение о создании Объединённой системы ПВО в Кавказском регионе коллективной безопасности.

Другим направлением развития системы гарантий традиционно выступает высокий уровень военно-технической кооперации России и Армении. В закавказской республике есть хороший технологический и кадровый задел для создания на месте материально-технической базы обеспечения оружейного сотрудничества двух стран. В августе 2010 года стороны подписали меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области создания на территории Республики Армения сертифицированных сервисных центров и совместных предприятий по ремонту и техническому обслуживанию ВВТ. Знаковым событием в этой сфере стало заключение в июне 2013 года армяно-российского Договора о развитии военно-технического сотрудничества.

Ещё одной подпоркой в системе гарантий, в которой представлен элемент сдерживания потенциальных агрессоров в регионе, выступают совместные военные учения союзников по ОДКБ. Армения - их активный участник, открытый к обмену опытом с российскими и другими партнерами по системе коллективной безопасности, например в ведении боев в условиях сильно пересеченного горного рельефа. В высокой боевой выучке ВС республики её союзники не раз могли убедиться и в полевых условиях, на равнинной местности, в том числе по результатам недавнего чемпионата мира по танковому биатлону в подмосковном Алабино (армянская дружина в общекомандном зачёте заняла второе место).

Летом и осенью 2008 года, когда стабильность Южного Кавказа подверглась наиболее серьезному испытанию, впервые традиционно антиэкстремистская легенда ежегодных учений «Рубеж» в рамках ОДКБ была изменена на сценарий по отражению внешней агрессии. Тогда был отработан один из возможных вариантов развития военно-политической и стратегической обстановки в условиях обострения отношений между ведущими мировыми державами и военными блоками в Кавказском, Восточноевропейском регионах, а также эскалации обстановки в Центральной Азии. Также впервые мероприятия проводились вне Центральноазиатского региона: совместные командно-штабные и тактические учения проходили в разных регионах коллективной безопасности на едином оперативно-тактическом фоне. В Армении, например, российские и армянские подразделения отработали подготовку и проведение совместной оборонительной операции по отражению внешней агрессии. В рамках ОДКБ существует три региона коллективной безопасности, в которых должны быть полностью сформированы коалиционные группировки: Восточноевропейская (Россия – Белоруссия), Кавказская (Россия – Армения), Центральноазиатская (Россия – государства-члены ОДКБ в Центральной Азии). Учитывая, что на Восточноевропейском и Кавказском направлениях государствами-членами ОДКБ являются соответственно только Белоруссия и Армения, деятельность по созданию группировок сведена к отношениям между Россией и Белоруссией, Россией и Арменией. Так, Кавказская группировка формировалась на двусторонней российско-армянской платформе. 27 сентября 2000 года было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения по вопросам совместного планирования, применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности, которое стало основой создания Объединённой группировки войск (сил) Армении и России «для решения задач совместной обороны под единым командованием» (ст. 1 Соглашения). Статья 3 данного Соглашения закрепляет, что «Уполномоченные органы Сторон совместно анализируют военно-политическую обстановку, согласовывают сделанные выводы, с учётом направленности потенциальных угроз и на основе общего замысла определяют состав Объединённой группировки войск (сил), планируют её применение и управление ею в соответствии с законодательством Сторон».

В военно-политическом отношении Армения никогда не была исключительно потребителем безопасности на Южном Кавказе. С момента становления своих ВС республика постоянно повышает возможности выступать в региональном масштабе в качестве продуцента стабильности. Понимание этого очень важно, когда политики и эксперты пытаются найти новые точки сближения России и Армении, а также осмыслить систему существующих между ними гарантий безопасности и её укрепления. ВС Армении могут самостоятельно ставить и решать любую военную задачу в интересах поддержания мира и стабильности в регионе, осознавая всю важность тесного взаимодействия с российским союзником на западных рубежах республики.

Автор: Вячеслав МИХАЙЛОВ
Источник: topwar.ru

Теги: Армения