Сможет ли украинский президент разоружить радикалов?

Согласно Минскому соглашению, достигнутому «нормандской четверкой», Киев обязан ликвидировать все незаконные вооруженные формирования. В первую очередь, предстоит демилитаризировать 17 батальонов территориальной обороны Украины, которые подчиняются националисту Дмитрию Ярошу, лидеру «Правого сектора». Известие об этом вызвало крайне нервную реакцию со стороны его соратников. Ярош заявил о непризнании Минских соглашений.

Не хотят слышать о разоружении и другие радикалы. Командир батальона «Донбасс» Семен Семенченко заявил о создании координационного штаба неподконтрольных Порошенко формирований. Заместитель командира батальона «Азов» Игорь Мосийчук обвинил президента в «национальной измене». Правда, их тут же одернули: судя по тому, что высказывания Яроша были удалены с официальной страницы Нацгвардии, призывы радикалов вызвали негативную реакцию на Западе.

Тем не менее, угроза дестабилизации Украины остается, и теперь вопрос заключается в том, насколько у Порошенко хватит влияния ее предотвратить.

С юридической точки зрения, у него есть все основания после подписания перемирия вернуть батальоны территориальной обороны в места постоянной дислокации — туда, где они были созданы. Рассредоточив по областям, их легче будет расформировать. Правовые основания для этого найдутся, если вспомнить, что батальоны территориальной обороны создавались в 2014 году, в нарушение закона Украины № 1932-XI «Об обороне».

Можно с уверенностью прогнозировать, что часть подразделений взбунтуется. И тут большую роль играет позиция Национальной гвардии. Формально она подчиняется министру внутренних дел, но фактически большое влияние не нее оказывает министр обороны Степан Полторак, командовавший «гвардейцами» с момента создания.

Ситуация осложняется еще и тем, что боевики имеют мощную политическую поддержку в лице парламентских партий – «Народный фронт», «Самопомощь», радикалы Олега Ляшко, «Батькивщина» Юлии Тимошенко.

Эти политические силы практически срослись с криминальными группировками. В списках провластных фракций то и дело встречаешь имена «бригадиров» преступных группировок, уцелевших в разборках 1990-х. Больше всего их собралось в «Народном фронте» Арсения Яценюка. Именно при помощи криминальных авторитетов и были созданы те самые батальоны, которые сегодня отказываются подчиняться Порошенко.

В случае издания указа президента Украины о расформировании батальонов территориальной обороны, своих «братков» лидеры преступных группировок просто так не сдадут. А значит, Порошенко столкнется еще и с активным противостоянием в парламенте. Итогом политической конфронтации может быть либо импичмент президенту (если в Верховной Рады найдется достаточное количество голосов), либо роспуск законодательного органа (формальным поводом для этого может быть выход Блока Порошенко из коалиции). И тогда — новые выборы.

Но даже если глава государства сумеет обеспечить все юридические процедуры для их проведения, высока вероятность того, что выборы Верховной Рады могут просто не состояться. И тогда — в условиях парламентской модели управления и при отсутствии самого парламента — у Порошенко окажется еще меньше возможностей контролировать правительство Арсения Яценюка. Он не сможет и отправить Кабинет министров в отставку.

Политический кризис, несомненно, затянется, и Украину ждет еще одно испытание — резкий рост преступности. Она уже сегодня буквально захлестнула страну, процветает рэкет. Особенно притягательным местом для сбора криминала стала столица и ее пригороды. В Киево-Святошинском районе, по данным украинских СМИ, собралось около 120 криминальных авторитетов, многие из которых запаслись удостоверениями «участников АТО». Слившись с радикалами, они занялись открытым грабежом. В результате в Киеве вдвое выросло количество краж, каждый день совершается более 500 преступлений, большинство которых не раскрывается. Еще более цинично и нагло криминалитет действует в сельских районах. Сюда не приедут журналисты и милиция, поэтому преступные группировки действуют открыто: забирают у местных жителей деньги, ценности, автотранспорт якобы «на нужды АТО».

В случае попыток власти ограничить политическое влияние радикалов преступные группировки обрушат на страну такой вал преступлений, что их волна захлестнет общество.

Словно готовя страну к подобному сценарию, радикалы полностью разрушают правоохранительные органы. Депутаты Верховной Рады 12 февраля проголосовали за ликвидацию Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД. Расформировали спецподразделения милиции и оставили за собой право контролировать органы министерства внутренних дел.

Если эта «реформа» будет завершена, то в результате президенту придется воевать с неподконтрольными ему военными формированиями, с ярыми радикалами в парламенте и бандформированиями, опираясь только на регулярные военные части.

Успеха в этой ситуации он сможет достигнуть только в одном случае – если сможет договориться с хозяевами «Правого сектора» и других радикальных группировок. До сих пор США исходили из принципа: чем хуже, тем лучше. В русле политики Вашингтона действовали и лидеры ЕС. Но Минские соглашения показали, что во внешнеполитическом курсе Запада возможны изменения — Евросоюзу нужен российский газ и рынки сбыта.

Если эти новые веяния Порошенко не использует, то, как он сам говорил перед началом встречи в Минске, Украина действительно «пойдет вразнос». Во всяком случае, первая леди с детьми уже покинула страну…

Юрий Городненко, политолог
Источник 

Теги: Украина