В марте в Сингапуре завершилась конференция Корпорации Интернета по присвоению имен и номеров (ICANN). Вопросы компетенции этой структуры, как правило, имеют технический характер и вызывают интерес прежде всего у специалистов. Однако в этот раз все было иначе – в спектр нейтральных технических вопросов вмешалась международная политика. Поводом к тому стало неожиданное заявление агентства в структуре Министерства торговли США – Национальной администрации по телекоммуникациям и информации, опубликованное на сайте организации за неделю до конференции ICANN. Устами агентства правительство США анонсировало намерение передать «глобальному сообществу заинтересованных сторон» формальный контроль над функциями Администрации адресного пространства Интернет (IANA).
Функции IANA включают координацию присвоения технических параметров протоколов, по которым работает интернет; администрирование файла корневой зоны системы DNS; распределение доменных имен верхнего уровня и блоков IP-адресов, а также управление некоторыми специальными доменами верхнего уровня. Без надлежащего исполнения этих функций интернет не может работать, поэтому они являются критическими. Централизованное исполнение этих функций осуществляет команда специалистов в рамках ICANN – некоммерческой корпорации, существующей в правовом поле штата Калифорния. В ICANN решения принимаются с участием всех заинтересованных сторон, то есть правительства, выступая на равных с бизнесом, представителями гражданского общества и техническими экспертами, не имеют права решающего голоса. Однако правительство США – родины Сети – исторически оказалось в особой ситуации, запустив процесс создания Корпорации Интернета в 1997 г. и впоследствии взяв на себя обязательства по контролю над ее деятельностью.
Именно формальный контроль правительства США над осуществлением функций IANA, зафиксированный в контракте между NTIA и ICANN, истекающем 30 сентября 2015 г., и является поводом для критики сложившейся модели управления двумя важнейшими уровнями инфраструктуры Сети. Ряд государств, включая Россию, критикуют избыточную концентрацию контроля над управлением Сетью в руках США и недостаточное участие в этом механизме других правительств. Россия в лице представителей МИД, Минкомсвязи и других ведомств с момента учреждения ICANN в 1998 г. высказывала предложения о необходимости интернационализации управления интернетом, имея в виду повышение роли в этом процессе структур ООН – и прежде всего Международного союза электросвязи (МСЭ).
Сегодня такая задача закреплена в доктринальном российском документе – недавно подписанных президентом России Основах государственной политики в области международной информационной безопасности до 2020 г. Схожие предложения, поступали и от ряда других государств. В совокупности они стали причиной ожесточенных дебатов на площадке Всемирной конференции по международной электросвязи МСЭ в декабре 2012 г.
Оценивать внезапное, но давно назревшее заявление Национальной администрации по телекоммуникациям и информации США стоит с учетом этого контекста. Немаловажным катализатором публикации заявления стали разоблачения Эдварда Сноудена в 2013 г., серьезно подорвавшие авторитет США в вопросах использования Сети. Сегодня в экспертном сообществе развивается дискуссия о том, являются ли массированные программы электронной разведки онлайн лишь отдельным, пусть и грандиозным актом злоупотребления возможностями интернета– или же отражают фундаментальный порок нынешней архитектуры интернета, обрекающий подобную деятельность на систематическое повторение.
Пока однозначного ответа нет, политизация дискуссии вокруг управления Сетью лишь нарастает, а эрозия репутации в этой США грозит затронуть и саму ICANN как раз в силу ее зависимости от американского правительства. В этих условиях один из главных мотивов действий Белого Дома – «разведение» международно-политических дискуссий о механизме управления функциями IANA с обсуждением проблем, обозначенных Сноуденом. Сама ICANN заинтересована в том же – фон вокруг ситуации со Сноуденом, президент Корпорации Фади Шехаде использовал для того, чтобы в октябре 2013 г. сделать собственное заявление о намерении вывести ее из-под формального контроля американского правительства.
Международная общественность, включая экспертов, СМИ и политиков в самих США, восприняла заявление Национальной администрации по телекоммуникациям весьма неоднозначно. Ряд американских изданий, включая "Уолл Стрит Жорнал", поспешили выразить опасения, что полномочия Министерства торговли с радостью «перехватят» «авторитарные государства», прежде всего Россия и Китай. Примерно так же отреагировали и некоторые представители Конгресса.
Подобные опасения несостоятельны по ряду причин. Первая – наличие у Национальной администрации по телекоммуникациям достаточной свободы маневра: процесс передачи функций IANA обратим – если достойных предложений не поступит, он может быть приостановлен. Контракт между ICANN и Национальной администрацией по телекоммуникациям предусматривает два опциона на продление, в общей сложности до конца сентября 2019 г., так что время есть. Вторая причина – наличие ряда жестких условий, которым должен удовлетворять новый механизм контроля. Одна из них – следование принципам мультистейкхолдерного подхода – была прямо озвучена руководителем Национальной администрации по телекоммуникациям Ларри Стриклингом в Сингапуре. Это уточнение снимает вопрос об узурпации функций IANA каким-либо авторитарным правительством или группой государств. Наконец, ни Китай, ни Россия не собираются перехватывать контроль над функциями IANA у США. Речь идет о «выводе» этих полномочий в сферу ответственности ООН и ее членов – что можно критиковать или поддерживать, но не следует отождествлять с их рейдерским захватом.
Скорее стоит опасаться того, что процесс пойдет не так быстро, как предполагается, и США еще какое-то время не смогут «отпустить» контроль над «корнями» интернета. Затормозить процесс может как раз излишняя политизация вопроса о функциях IANA, заставившая часть американского политического истеблишмента перейти от критики к делу. 3 апреля 2014 года конгрессмен-республиканец от Пенсильвании Майк Келли внес в Палату представителей США проект Акта об ответственном управлении интернетом (Internet Stewardship Act 2014). В документе предлагается ни много ни мало «запретить Национальной администрации по телекоммуникациям передачу функций, связанных с обеспечением работы системы DNS». Шансы законопроекта на принятие явно невысоки, однако факт его появления симптоматичен.
Кроме того, США могут сохранить часть функций технического контроля в отношении функций IANA даже в случае прекращения контракта с ICANN. Генерация файла корневой зоны DNS происходит по цепочке из трех звеньев – формирования запроса ICANN, утверждение запроса Минторговли США – и непосредственного его исполнения американской корпорацией VeriSign. При этом VeriSign осуществляет технические операции с файлом корневой зоны в рамках собственного отдельного контракта с Национальной администрации по телекоммуникациям, никак не связанного с ICANN. На сайте Администрации утверждается, что процесс передачи контроля над функциями IANA должен идти параллельно с рассмотрением вопроса о функциях VeriSign в обеспечении работы DNS.
Теперь главный вопрос состоит в том, какой алгоритм передачи функций IANA и механизм их контроля удастся выработать в итоге. Будет ли он привязан к новой нейтральной структуре, и каков будет ее статус – один из ключевых сюжетов года в сфере глобального управления интернетом. В Сингапуре участники конференции неформально делились различными идеями, от расширения мандата Всемирного форума по управлению интернетом под эгидой ООН до передачи функций IANA нейтральному государству типа Швейцарии.
Свой взгляд на эту проблему в скором времени озвучит и Россия, чьи представители в Сингапуре в основном наблюдали за ходом дискуссий. За рамками площадки ICANN некоторые представители РФ уже озвучили критику в отношении инициативы Администрации как запоздалой и недостаточно решительной. Действительно, заявление от 14 марта может повлечь прогресс в «высвобождении» функций IANA из американского формального контроля – но не в том направлении, куда Москва хотела бы: в сторону глобализации (с участием всех стейкхолдеров) вместо интернационализации (в рамках диалога, построенного на признании государственного суверенитета в Сети).
Ближайший шанс представить свое видение проблемы официальным представителям России представится очень скоро – 23-24 апреля в Бразилии пройдет Глобальная встреча заинтересованных сторон по вопросам будущего управления интернетом. На мероприятии будет обсуждаться весь спектр проблем, связанных с глобальным управлением интернетом и киберпространством – и передача функций IANA, безусловно, займет важное место в повестке дня. Наряду с официальными лицами, в дискуссиях в Сан-Паулу примут участие представители бизнеса, эксперты, в их числе будет и автор этих строк.
Главный тезис, который, на мой взгляд, должен быть озвучен и продвинут в рамках этой встречи – сохранение и укрепление внеполитического характера дискуссии и решений относительно критической инфраструктуры интернета, в том числе конечно DNS. Ни США, ни другие страны не должны видеть в механизмах формального контроля работы технических специалистов инструмент реализации своих политических стратегий. Технология должна работать, обсуждаясь в сугубо техническом, нейтральном русле. А потому попытки консервативных конгрессменов остановить передачу функций IANA, равно как и поиск лишь слабых мест в позиции Минторговли США – не самые конструктивные из возможных стратегий.