Украинский кризис: занимательная арифметика

Под аккомпанемент новых обстрелов донецких городов первые персоны украинской власти совершили вояжи по Европе. Дабы выразить соболезнование во Франции и попросить денег в Германии. Или наоборот – выразить в Берлине соболезнование отсутствием денег для внедрения прогрессивных реформ. И порекомендовать французским властям свой опыт проведения АТО – из пушек по всем сомнительным целям в зоне артиллерийской досягаемости. Кто не выжил иль сбежал, террористом сразу стал.

Но Европа пока стесняется выдавать обещанные транши, увеличивать финансирование сверх обещанного плана, применять карательный опыт на своей территории. Ее стеснительность ограничена только в тиражировании провокационных карикатур. Европа внезапно узнает о пытках СБУ и НГ – узнает не от российских СМИ, а от своих дипломированных представителей в конфликтной зоне. Европа вынуждена подсчитывать убытки от санкций – торговые ограничения имеют свойство приносить ущерб всем участникам экономических войн. Европа вообще выясняет много нового об украинских реалиях. Если принимать во внимание не пропагандистские эмоции, а публикуемые статистические данные о положении постмайданной страны.

Например, еще 1 ноября 2014 года было заключено промежуточное газовое соглашение между Газпромом и Нафтогазом, под эгидой ЕС. Оно предусматривало частичную оплату украинских долгов и возобновление поставок российских углеводородов для промышленно-коммунальных нужд. Тем самым гарантировав газовый транзит в Европу и обогрев самой Украиной – что зимой отнюдь не лишнее. Весь ноябрь украинские запасы газа исправно пополнялись из собственных скважин и по реверсу, расход же был вполне умеренным. Частично из-за спада промышленного производства, частично ввиду теплой осени. На 1 декабря 2014 года в украинских ПХГ имелось 14.8 млрд. м3 газа.
В декабре возобновились его поставки из РФ, после оплаты 1.5 миллиардов кубометров. В дополнение к собственным и реверсным источникам. Однако в конце декабря газа оставалось уже 11.8 млрд. м3. А уже через десять дней, к 10 января с. г. – 10.9 млрд. м3. Порядка 5 млрд. м3 относится к буферным, технологическим запасам. Их при всем желании невозможно извлечь из ПХГ.

При существующих темпах потребления, при отсутствии платежей за новые партии газа из РФ к исходу февраля весь углеводородный запас будет использован. Или раньше, если месяцы сiчень и лютий будут морозными. Украина останется без топлива для промышленных предприятий и объектов ЖКХ. Европа будет поставлена перед фактом срыва газовых поставок для себя, любимой. Даже не из-за темных замыслов и коварных планов, а по причине технологической невозможности обеспечения транзита. Никого из нового состава европейских комиссаров сей факт не беспокоит – Брюссель надеется на чудо?

Пока же чудеса в стиле «Поля чудес» происходят с золотовалютными резервами (ЗВР) Киева.

На момент свержения злочинной влады в феврале 2014 года объем ЗВР составлял 20.41 млрд. $.
После эпохального освобождения от коррупционных расхитителей народного добра международные резервы Украины неуклонно сокращались. Разумеется, по объективным причинам – то подготовка ко всеобщему счастью в балаклаве на покрышке, то выборы, то неожиданно-невидимая война, то необходимость разгребать ее последствия, то снова выборы. Избавление от нескольких депрессивно-дотационных регионов газовому изобилию в хранилищах почему-то не способствовало. Избавление от золота с валютой к концу года лишь ускорилось. Зачем низменные материальные ценности, когда есть западные обещания о невероятной поддержке?

На 1 ноября 2014 года украинские золотовалютные резервы составляли 12.59 млрд. $. На 1 декабря 2014 они составляли 9.97 млрд. $ (минус 2.62 миллиарда за месяц). На 1 января 2014 их осталось 7.53 млрд. $ (минус 2.44 миллиарда за месяц). Всего за два месяца потрачено более 5 млрд. $, несмотря на поступления свыше 1.1 миллиарда от ЕС, МБРР, МВФ и других спонсоров украинской революции. Потому что за те же два месяца спонсоры забрали 1.3 млрд. $ в качестве обслуживания предыдущих долгов, и еще 3.6 млрд. $ пришлось перечислить Газпрому.

Из отчетов НБУ следует, что доходы национального регулятора состоят исключительно из кредитных траншей. Что МВФ – это альфа и омега украинских реформ, от его решения зависит наличие хлеба на столе и света в окошке. Что никакого экспорта из страны нет, как и обязательной продажи валютной выручки государству. Что закупленный в 2014 году российский газ обошелся потребителям бесплатно, все расходы несло только государство. Аналогичная судьба постигла уголь из ЮАР и РФ. В 2015 году Украина обязана погасить долги на 11.5 млрд. $. Только обслуживание внешнего долга обойдется в два раза больше всего ЗВР страны. Не считая необходимости оплачивать импорт товаров – в первую очередь энергоносителей. При существующем иждивенческом (если не потребительском) отношении к собственным резервам опрометчиво ожидать финансово-экономического выздоровления.

Стратегия украинского президента, посвященная устойчивому развитию государства и общества в ближайшие шесть лет, насчитывает 62 реформы и десяток госпрограмм. Речь украинского премьера в канун нового года заняла 40 страниц великих свершений. Начиная от достижения энергетической независимости и заканчивая популяризацией страны во всем мире. Бумажно-разговорные перемоги плывут в морозном небе, словно чудные облака. Полюбоваться ими может каждый, если не хлынет дождь из новых цен, град из новых тарифов и шквал из старых доходов.

Проще всего достигнуть намеченных позиций согласно разнообразным рейтингам. Хит-парадам, классифицирующим свободу слова, банковские перспективы от Doing Business, инвестиционные преимущества по шкале Standard and Poors, коррупционные заслоны по методикам Transparency International и т.д. Приятные цифры обеспечиваются приватным режимом общения с составителями рейтингов и практически не подлежат объективной проверке. Скажем, в рейтинге стран по ИЧР (индексу человеческого развития) за 2013 год Ливия превзошла как Россию, так и Украину. Разорванное натовскими бомбежками на феодальные лоскуты квази-государство оказалось впереди двух европейских стран. И это рейтинг ИЧР по расчетам ООН. Что уж говорить о частных агентствах и некоммерческих организациях с бюджетом больше, чем ЗВР Украины.

Планы же украинских властей по увеличению иностранных инвестиций в пять раз или роста ВВП в шесть раз абсолютно оторваны от реальности. Особенно с учетом милитаристских расходов на уровне 20-25 % от всех бюджетных доходов. На фоне стотысячного призыва в ВСУ и НГ под девизом «Приходите в военкоматы со своими теплыми штанами и ботинками, а горилку оставьте дома!». Вместо маниловских планов о неизбежном изобилии украинским властям стоило бы заняться неотложными делами. К которым относится завершение зимы без вымораживания населения и меры по ликвидации последствий дефолта.

Вот именно. Технически дефолт Украины уже наступил, вышеизложенная занимательная арифметика тому свидетельством. Было бы разумно его признать и начать процедуру выхода из валютно-финансового кризиса. Начать жить по средствам, а не умирать в ожидании кредитного дождя. Беречь ценности, сохранившиеся вопреки АТО – и не только материальные. Задуматься, почему от пустых лозунгов у большинства становится пусто в карманах.

Крах украинской экономики никому не нужен, особенно ее соседям. Никому не нужна деградация и нищета миллионов человек в непосредственной близости от своих границ. Никому не нужен разгул криминала и контрабанда оружия, распродажа активов за бесценок и Гуляй-Поле между РФ и ЕС. Простого и легкого выхода из долговой ямы для Киева не существует. Но ожидать решения этой проблемы за счет МВФ могут только недалекие популисты. Те самые, что уже обещали безвизовый въезд в ЕС с 1 января 2015 года, 1.000 гривен каждому бойцу, миллионные компенсации семьям павших, мирное и стремительное решение конфликта, пенсии и зарплаты в евро-выражении, прогрессивные и безболезненные преобразования неизвестно за чей счет, современную медицину и т.д. Те самые деятели, что говорили «хуже не будет».

Выборы прошли, осталось сделать выбор в пользу мира и адекватности. Иначе даже нынешнее состояние украинской действительности станет пределом мечты. Фраза о том, что «их дети будут сидеть в бомбоубежищах!» от автора 62 реформ описывала детей Донбасса. Бомбить и убивать проще, чем провести хотя бы одну успешную реформу. Да только оплачивать это никто не будет. Пора бы осознать, что Запад отказывается спонсировать не только развитие или поддержание украинской экономики в состоянии клинической смерти. Но и милитаризацию Украины ради приумножения количества людских смертей. Без прочного общенационального мира из арифметики финансового коллапса рождается алгебра самоубийственной войны.

Даша Гасанова
Источник: grtribune.ru

Теги: Украина