Украинский вопрос в ООН. Сомнения в отношении ОБСЕ

На прошедшей неделе Совет Безопасности ООН рассматривал ситуацию на Украине дважды. Сначала по требованию России, затем – Украины.

Заседание СБ ООН 13 апреля, созванное по требованию России, существенно отличалось от всех предыдущих. Пожалуй, впервые западные члены Совета Безопасности потеряли самообладание и выбрали язык, который редко применяется в дипломатических кругах. Грубость была демонстративной, но не убедительной… Так, например, представитель Британии утверждал, что «международное сообщество не поддаётся на кремлёвскую пропаганду и дезинформацию, цель которых заключается в том, чтобы посеять страх среди населения восточных регионов Украины». Представитель США утверждал, что «Россия стремится навязать свою волю народу Украины, распространяя дезинформацию и прибегая к запугиванию и агрессии, то есть к тактике, характерной для самых мрачных дней прошлого столетия». Представитель Франции пытался иронизировать: «Складывается впечатление, что отрицающая факты Россия не в курсе существования Интернета, который опровергает её отрицания».

Однако о каких фактах «из Интернета» говорят западные поборники прав человека на Украине? Ведь как раз с фактами у западных представителей в СБ ООН и их приспешников дела обстоят плохо. Выступая в Совбезе, представитель США заявила, что «российская информационная машина» занимается «дезинформацией и пропагандой» и поэтому, мол, она сосредоточится на фактах. Какие же факты привела в своём выступлении Саманта Пауэр? «Факт» первый: «Вооружённый захват зданий в шести городах Восточной Украины является зеркальным отражением тактики, применявшейся российскими силами на ранних этапах вторжения в Крым». «Факт» второй: «Вооружённые группы поднимали российские и сепаратистские флаги. Мы знаем, кто за этим стоит». «Факт» третий: «Нестабильность была сфабрикована и организована в России и самой Россией». Как видим, представитель США не может отличить слово «факт» от слова «обвинение». Причём обвинения голословного, ничем не подтверждённого! Не в лучшем положении оказался и «представитель» Украины Ю.Сергеев, пытавшийся обвинить Россию в том, что в Крыму не учитываются интересы крымских татар. Он тоже забыл подкрепить свои утверждения фактами. А они таковы. В новой Конституции Крыма крымско-татарский язык получил статус третьего – наряду с русским и украинским – государственного языка Крыма, чего никогда раньше не было. За представителями татаро-крымского населения зарезервированы высокие посты во всех министерствах и ведомствах Крыма, чего раньше также не было. Татарское население Крыма будет пользоваться теперь тем, что его проблемы будут решаться не только руководством России, которое уделяет этому необходимое внимание, но и республиканскими властями Татарстана – одного из самых крупных и благополучных субъектов Российской Федерации. Договоренности на этот счёт уже имеются.

16 апреля состоялось новое заседание СБ ООН, на этот раз по требованию Украины. По вопросу о ситуации с правами человека на Украине выступил помощник Генерального секретаря ООН Иван Шимонович. Главным тезисом Шимоновича стало утверждение о том, что «проявления национальной ненависти в Украине были преувеличены в ходе предвзятого освещения событий в некоторых СМИ». Далее он утверждал, что «число протестующих, в том числе и тех, кто, согласно сообщениям, прибыл из других регионов, существенно не увеличилось – речь идет о паре тысяч человек». В то же время помощник Генсека ООН сообщил: «Однако уровень насилия и доля вооруженных демонстрантов возросли. Это имеет серьезные последствия для прав человека». Именно это и было нужно новоявленным киевским правителям. «Представитель» Украины в СБ ООН Ю.Сергеев прямо заявил на заседании Совета: «В этом документе решительно отвергаются обвинения в нарушениях прав русскоязычного меньшинства в Украине, которые были использованы в качестве предлога для военной агрессии России против нашей страны и аннексии Крыма»…

Особое удивление вызывают попытки ооновского правозащитника преуменьшить тяжесть нарушений прав человека на Украине. Сам этот факт должен наконец убедить всех, кто ещё верит в правозащитную миссию международных структур, что права человека для них – всего лишь повод для манипуляций, а иногда и для обоснования преступлений. Так, Шимонович заявил, что хотя в ходе протестов на майдане были отмечены некоторые проявления национальной, расовой или религиозной ненависти со стороны отдельных групп и лиц, но данные проявления по отношению к русским были связаны с преступлениями бывшего правительства. Столь фантастическое «обоснование» нарушений прав человека со стороны главного советника Генсека ООН по правам человека ясно говорят не только о том, насколько способно данное лицо выполнять свои обязанности, но и о глубоко кризисном состоянии вопроса с правами человека в современной международной политике. Далее Шимонович заявил, что проявления национальной ненависти по отношению к руским «не носили систематического характера и не имели широкого распространения». По его словам, имели место лишь отдельные случаи, преувеличенные предвзятым освещением событий некоторыми СМИ. Как видим, задача Шимоновича состояла в том, чтобы обосновать право нынешних «властей» Украины удержаться на своих постах до 25 мая и убедить, что они якобы делают всё для обеспечения прав человека и проведения свободных выборов.

Оценивая доклад Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, Постоянный представитель России в ООН назвал его «однобоким» и «предвзятым». В.Чуркин отметил, что, если международники хотят оправдать свое пребывание на Украине, они должны объективно и беспристрастно оценивать складывающуюся ситуацию. Однако составители доклада предпочли не заметить, что нынешние украинские «власти» стали таковыми в результате вооруженного государственного переворота, а не цивилизованных демократических выборов. Нападения незаконных вооруженных формирований на силы правопорядка и разграбление радикалами административных зданий удивительным образом квалифицируются в докладе как «мирный протест». Демонстрации же граждан Украины в восточных регионах страны объявляются противоправными действиями.

Что касается других стран-членов СБ ООН, то следует отметить позицию Китая, который заявил, что главная задача сейчас состоит в том, чтобы, «действуя в рамках закона, урегулировать разногласия посредством диалога и переговоров, при полном учете законных прав, интересов и чаяний всех регионов и этнических общин». Некоторые страны (например, Республика Чад) не побоялись выступить с предложением о проведении независимого расследования вопроса о том, чьи же действия на самом деле привели к нынешней ситуации. А Аргентина вновь призвала обеспечивать принципы международного права, особо подчеркнув не принцип территориальной целостности, а… принцип невмешательства во внутренние дела! Как говорится, оцените изящество аргентинской дипломатии…

Так что не столь уж убедительны утверждения британского представителя в Совбезе о том, что «международное сообщество не поддаётся на кремлёвскую пропаганду». Вернее казать, что далеко не все члены международного сообщества поддаются на пропаганду англосаксонских держав. И это чем дальше, тем заметнее.

17 апреля в Швейцарии было принято Женевское заявление, согласованное министрами иностранных дел России, США, Украины и Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности. Согласно данному документу, «все стороны должны воздержаться от любых насильственных действий, запугивания и провокаций», а также отвергают «любые проявление экстремизма, расизма и религиозной нетерпимости, включая антисемитизм». Кроме того, «все незаконные вооруженные формирования должны быть разоружены; все незаконно захваченные здания должны быть возвращены законным владельцам; все незаконно занятые улицы, площади и другие общественные места в украинских городах и населенных пунктах должны быть освобождены».

На наш взгляд, одним из наиболее проблемных пунктов Женевского заявления являются контролирующие органы – ОБСЕ и миссии ООН. К сожалению, уже видна реальная позиция ОБСЕ, которой поручено наблюдение за выполнением женевских договорённостей. В частности, Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ практически проигнорировало дискриминационный выпад Киева в отношении российских граждан мужского пола в возрасте от 16 до 60 лет, которым с 17 апреля фактически запрещён въезд на территорию Украины. Невнятное же объяснение действий Украины как государства-участника ОБСЕ, которое было дано российскому журналисту РИА Новости в Варшаве пресс-секретарем БДИПЧ со ссылкой на директора Бюро Я.Ленарчича, и вовсе повергает в шок. Получается, что БДИПЧ поддерживает провокационную акцию против россиян. Почти тотальный запрет на въезд российских граждан, который ввели нынешние киевские власти, не может не вызывать негодования. История знает, что от таких решений до преследования людей исключительно по признаку национальной принадлежности – один шаг. БДИПЧ предпочло отмолчаться и по вопиющим выходкам националистов в отношении кандидатов в президенты Украины О.Царева и М.Добкина.

Интересно при этом, что Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун уже осудил нападения на О.Царева и М.Добкина, но БДИПЧ ОБСЕ никак на это не отреагировало. Хотя, если сравнивать украинскую ситуацию с аналогичными случаями во время избирательных кампаний в других государствах, подобные факты расценивались этим Бюро как «нарушающие условия избирательного процесса».

Учитывая всё вышесказанное, поручение мониторинга соблюдения прав человека в рамках женевских договорённостей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе вызывает большие сомнения.

Автор: Александр Мезяев
Источник: http://www.fondsk.ru