Ближний Восток и Африка – почему именно туда летал Лукашенко

На протяжении последних лет Белоруссия живет под жесткими санкциями Запада, которые коснулись практически всех сфер экономики республики. Введены ограничения, перекрывшие ее экспорту дорогу на европейский и американский рынки и вынудившие Минск ускорить диверсификацию своей внешней торговли, уделив особое внимание странам так называемой дальней дуги. Поэтому в нынешней весьма длительной поездке президента РБ Александра Лукашенко на Ближний Восток и в Африку нет ничего неожиданного, так как перед белорусским лидером стоит вполне простая и понятная задача – закрыть образовавшиеся из-за западной санкционной политики бреши в экономической безопасности страны.

За более чем 10 дней своей поездки, которая закончилась только 4 февраля, Лукашенко успел дважды побывать в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), а также Зимбабве, куда он летал по приглашению глав этих стран. О первом визите президента Белоруссии в его нынешнем турне в ОАЭ известно довольно немного. Он пробыл в Абу-Даби несколько дней, успев провести с кем-то «краткие переговоры», что, по сути, можно назвать, своеобразным небольшим отдыхом перед серьезной поездкой в Африку. 30 января Лукашенко уже летел с государственным визитом в Зимбабве, что стало первым мероприятием такого уровня в отношениях Белоруссии со странами южной части Африканского континента.

В зимбабвийской столице Хараре Лукашенко встречали как самого дорогого гостя, организовав весьма насыщенную программу визита – начиная от танцев с бубнами и барабанами в аэропорту и заканчивая экскурсией на водопад Виктория. Не обошлось и без подарков, которые для некоторых могут показаться забавными. Например, Лукашенко подарил своему коллеге Эммерсону Мнангагве трактор для его подсобного хозяйства, а в ответ получил чучело льва. Впрочем, все это было лишь одними из многочисленных символов теплых отношений лидеров двух стран, за которыми скрывается многолетняя работа по развитию двустороннего сотрудничества, в рамках которой нынешний визит Лукашенко можно считать символом нового этапа.

Можно напомнить, что Белоруссию и Зимбабве связывает продолжительная история отношений, а нынешний лидер этой африканской страны Э. Мнангагва дважды бывал в Минске. Еще в марте 2018 года бывший тогда руководителем управления делами президента Виктор Шейман после поездки в Хараре заявил о грандиозных планах по достижению торгового оборота в $500 млн, а к 2020 – в $1 млрд. Речь шла о поставках белорусской техники, разработке месторождений полезных ископаемых, а также о сотрудничестве в области обороны. К сожалению, этим планам не суждено было сбыться, хотя нельзя сказать, что в процессе двусторонней торговли страны не продвинулись вперед. В частности, за несколько последних лет товарооборот увеличился в 15 раз (в 2021 году он составил $25 млн при белорусском экспорте в $16,5 млн, а по итогам января-ноября 2022 года суммы были уже $38,6 млн и $29,6 млн соответственно), а в Зимбабве появилась совместная компания по добыче полезных ископаемых, стартовали совместные проекты в аграрной сфере, а также началось строительство солнечной электростанции. Кроме того, за 2018-2022 годы Минский тракторный завод поставил в эту страну более 1,8 тыс. единиц техники. В январе текущего года А. Лукашенко одобрил проект соглашения с Зимбабве о создании совместной постоянной комиссии по сотрудничеству, что должно резко интенсифицировать двусторонние торгово-экономические отношения.

Нынешний визит белорусского лидера в Зимбабве, а также проходивший в эти дни в Хараре совместный бизнес-форум сегодня многие в Минске называют историческими, так как в рамках проведенных мероприятий удалось решить многое из того, что стороны не могли сделать на протяжении последних нескольких лет. Например, был подписан пакет из 8 документов, среди которых соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций, о создании совместной постоянной комиссии по сотрудничеству, меморандум о взаимопонимании по вопросам взаимного признания документов об образовании, соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов, а также об установлении побратимских отношений между Минском и Хараре. В личной беседе президентов двух стран речь шла и о гуманитарной сфере, в первую очередь медицине.

Кроме того, стороны договорились о реализации инвестиционных и кооперационных проектов, а позже стало известно, что президент Белоруссии пообещал построить в Зимбабве заводы по переработке лития в случае предоставления литиевых концессий. Дополнительно ко всему были заключены отдельные контракты на поставку белорусской тракторной и зерноуборочной техники, а также оборудования для строительства и модернизации комплексов хранения зерна. Последнее, как отмечают эксперты, дало старт третьей фазе программы механизации сельского хозяйства Зимбабве, в рамках которой в течение двух лет Белоруссия поставит еще свыше 3,5 тыс. тракторов и около 60 комбайнов на сумму более $66 млн. С учетом того, что в ближайшее время белорусская сторона отправит в эту африканскую страну еще свыше 30 самосвалов БелАЗ, а также иную автомобильную и специальную технику, сегодня можно говорить о том, что Минск уже создал предпосылки для формирования в этой части Африки своего рода хаба для торговли своей продукцией на континенте.

Вместе с тем нельзя забывать, что нынешняя поездка была важна для Лукашенко не только с точки зрения перспектив торгово-экономического сотрудничества с африканскими странами, но и в политическом плане. Поэтому неслучайными были его многочисленные заявления о том, что Африка «давно проснулась» и «без нее мир развиваться не может», как бы ни старались противодействовать этому на Западе. По сути, президент Белоруссии напомнил и своему зимбабвийскому коллеге, и лидерам других стран континента, что пора прекращать оглядываться на ЕС и США и начинать развиваться самостоятельно, а Минск в этом будет готов «подставить плечо в любой момент и по абсолютно всем направлениям». В качестве примера своего уважительного отношения к Зимбабве в белорусском МИД уже анонсировали визит в республику министра иностранных дел и международной торговли этой страны в конце марта, а также завершение подготовительных процедур по открытию зимбабвийского посольства в Белоруссии.

 Поездка Лукашенко в Африку, которая, по словам главы МИД Белоруссии Сергея Алейника, может дать суммарный экономический эффект в $200 млн, конечно, была главной составляющей нынешнего турне белорусского лидера. Однако стоит помнить, что после Хараре президент Белоруссии 3 февраля снова оказался в ОАЭ, где провел официальные переговоры с главой этой страны шейхом Мухаммедом Бен Заид аль-Нахайяном.

Не секрет, что Белоруссию и ОАЭ связывают весьма дружественные и прочные отношения, а арабский капитал уже давно присутствует в белорусской экономике: прямые инвестиции на чистой основе только в прошлом году составили $59,4 млн, а общий объем превысил $320 млн. Страны уже не первый год реализуют ряд масштабных проектов, в числе которых одна из крупнейших строек Минска «Северный берег» (около $5 млрд), которым занимается Emaar Properties – владелец небоскреба Бурж-Халифа в Дубае. У партнеров есть совместные интересы в сферах промышленности и сельского хозяйства, транспорте и логистике, образовании, спорте и, конечно, туризме. При этом товарооборот между странами не в пример больше того, что есть у Белоруссии и Зимбабве, показывая в последние годы весьма неплохие результаты. В частности, если в 2021 году он составил $79,9 млн (белорусский экспорт $58,7 млн), то уже в прошлом году объем двусторонней торговли только услугами достиг $211,5 млн (белорусский экспорт вырос за год на 162,6 до $164,5 млн).

Подобное развитие отношений стало возможно только благодаря усилиям белорусских властей и А. Лукашенко лично, который немало уделял внимания сотрудничеству с арабским миром. За последние годы в ОАЭ побывали множество различных белорусских делегаций, в том числе и высокого уровня, и наоборот. Буквально незадолго до поездки Лукашенко белорусский посол в ОАЭ Андрей Лученок встретился с Мухаммедом аль-Шамиси – гендиректором портового, промышленного и логистического оператора этой страны Abu Dhabi Ports. По имеющейся информации, на встрече обсуждалось возможное сотрудничество в сфере логистики, торговли и развития инфраструктуры, хотя детали до сих пор неизвестны. Однако данное событие важно с точки зрения поездки в ОАЭ Лукашенко, а также дальнейшей стратегии развития белорусских экспортных поставок, для которых западное направление оказалось закрыто.

Нет сколько-нибудь подробной информации, о чем конкретно договорились Лукашенко и Мухаммед Бен Заид аль-Нахайян. Как отмечала пресс-секретарь президента Белоруссии Наталья Эйсмонт, «там было два основных направления, которые обсуждались» – вопросы безопасности и экономики. По косвенным заявлениям можно сделать вывод, что поездка белорусского лидера и его более чем 4-часовые переговоры с президентом ОАЭ, а также ряд встреч с бизнесменами из этой и ряда других стран, в том числе и России, оказались довольно удачными. В частности, были достигнуты договоренности по более чем десятку направлений в сфере торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия, а особый акцент был сделан на гуманитарную сферу. Примечательно, что находившийся в составе делегации председатель Белорусской Торгово-промышленной палаты Михаил Мятликов позже сообщил, что Минск заинтересован в развитии сотрудничества с ОАЭ, так как «это с шикарной инфраструктурой страна», где существует развитая портовая инфраструктура, что даст возможность «реэкспорта белорусской продукции в дальнейшем и на африканский рынок». Информация о том, что в ближайшее время в Белоруссию прибудет большая делегация специалистов из ОАЭ, которые «на месте отработают конкретные вопросы по обозначенным направлениям взаимодействия», только подтверждает тот факт, что Минск и Абу-Даби приняли решение выводить свои отношения на качественно новый уровень, о котором в прежние годы речи не велось.

В конечном счете можно констатировать, что выбор Лукашенко в его многодневной поездке именно ОАЭ и Зимбабве был далеко не случайным. В условиях поиска рынков сбыта и путей торговли Минск вполне может рассчитывать на формирование новой транспортно-логической цепочки для своего экспорта на Африканский континент за счет перевалки грузов в ОАЭ и далее, например, через Мозамбик, который Лукашенко также считает перспективным партнером, в формирующийся сегодня хаб в Зимбабве.

И, по всей видимости, это далеко не последние планы Минска относительно Африки. Как отмечали в МИД Белоруссии, нынешний визит белорусского лидера в Зимбабве «открывает целую серию запланированных достаточно значимых международных мероприятий двустороннего характера со странами дальней дуги». В пресс-службе белорусского лидера и вовсе с оптимизмом сообщили, что многие африканские лидеры уже ищут возможность пригласить к себе Лукашенко и расширить сотрудничество с республикой. Проще говоря, несмотря на различные санкции со стороны Запада, в Минске не видят повода опускать руки и планируют компенсировать все нынешние потери за счет тех регионов, которые в прошлом казались крайне далекими и малоперспективными. Поэтому нельзя сомневаться, что нынешняя поездка Лукашенко в ОАЭ и Зимбабве не будет последней, так как именно на южное направление в белорусской столице сегодня делают серьезную ставку.

Илья Захаркин, политолог

Источник