Центральная Азия: интеграционные итоги-2013

Что бы ни говорили, Таможенный союз в минувшем году сумел доказать свою эффективность. Несмотря на обозначившиеся проблемы в виде экономического спада, нетарифных ограничений во взаимной торговле и неизбежных при столь быстром создании объединения противоречий между его участниками, ТС продемонстрировал работоспособность и умение решать сложные вопросы. Это со всей очевидностью показало состоявшееся 24 декабря 2013 г. в Москве заседание Высшего Евразийского экономического совета.

Одним из ключевых направлений для расширения ТС является Центральная Азия – регион с обширной территорией, многочисленным населением и богатыми нефтегазовыми ресурсами. В процессах евразийской интеграции на территории Центральной Азии активно участвуют две из пяти республик бывшего СССР – Казахстан и Киргизия. Астана является одним из создателей и активным участником объединения, Бишкек же находится на стадии подготовки документов и проработки условий своего участия в ТС. В сентябре 2012 г. о намерении вступить в союз заявил Таджикистан. Узбекистан и Туркмения от участия в евразийской интеграции демонстративно дистанцируются. Ташкент предпочитает ориентироваться на сотрудничество с США и КНР, а Ашхабад придерживается постоянного нейтралитета, провозглашенного в декабре 1995 г.

После заметных экономических успехов в виде роста взаимной торговли, продемонстрированном ТС в 2011-2012 гг., в 2013 г. его участники впервые столкнулись с признаками экономического кризиса. Если в 2011 г. взаимная торговля стран ТС по сравнению с предыдущим годом выросла с 47,1 до 63,1 млрд. (на 33,9%), а в 2012 г. – до 68,6 млрд. долл. (на 8,7%), то в завершившемся году ее объем сократился. По данным Евразийской экономической комиссии, за январь-октябрь 2013 г. объем взаимной торговли государств союза составил 52,9 млрд. долл., или 93,7% к уровню соответствующего периода 2012 г. Правда, связано это в основном с краткосрочными конъюнктурными факторами. В 2012 г. Россия резко увеличила поставки нефти в Белоруссию, а в 2013-м их объем снизился вдвое. Без учета топливно-энергетических товаров объем торговли внутри ТС вырос на 1,1%.

Причиной некоторого сокращения торговли стал и спад промышленного производства. По данным ЕЭК, опубликовавшей на днях обзор «Состояния приоритетных секторов экономики государств-участников Таможенного союза» за январь-сентябрь 2013 г.», средний индекс промышленного производства в обрабатывающей промышленности стран ТС в указанный период составил 99,4%, в том числе в Белоруссии – 95%, России – 99,7%, а в Казахстане – 101,2%. Снижение промышленного производства неизбежно влечет за собой и падение торговли. Единственной страной, продемонстрировавшей рост товарооборота с остальными членами ТС, стал Казахстан. По данным министра экономики и бюджетного планирования Ерболата Досаева, взаимная торговля Казахстана со странами ТС в январе-сентябре 2013 г. увеличилась на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. и составила 17,7 млрд. долл.

Несмотря на отдельные противоречия, отношения между Россией и Казахстаном поступательно развиваются. 11 ноября в Екатеринбурге состоялся 10-й форум межрегионального сотрудничества двух стран, на котором был подписан целый ряд документов по дальнейшему углублению сотрудничества. Ключевой документ – договор о добрососедстве и союзничестве в ХХI веке, 10-я статья которого говорит о необходимости дальнейшего укрепления Таможенного союза и Единого экономического пространства. Кроме того, Москва и Астана договорились о необходимости развивать систему коллективной безопасности и реагирования на кризисные ситуации в рамках ОДКБ, что в условиях предстоящего сокращения присутствия США в Афганистане является особенно важным, а также заключили ряд соглашений по сотрудничеству в сфере промышленности, образования и транспортировки нефтегазовых ресурсов.

Более сложный вопрос – перспективы интеграции Киргизии. О намерении присоединиться к Таможенному союзу руководство республики заявило 11 апреля 2011 г. В октябре того же года была создана рабочая группа, которая должна была заниматься изучением последствий присоединения Киргизии к ТС и выработкой практических рекомендаций. К вступлению в союз Киргизия должна была быть готова к декабрю 2013 г. Однако решить этот вопрос оказалось гораздо сложнее, чем ранее предполагалось. За годы независимости страна оказалась в сильной торгово-экономической зависимости от Китая. С 1998 г. Киргизия первой на постсоветском пространстве стала членом ВТО, в связи с чем таможенные пошлины опустились до крайне низкого уровня или вовсе исчезли. В результате республика превратилась в главный транзитный центр для поставок китайских товаров в Казахстан и Россию.

Расположенный на окраине Бишкека «Дордой» – крупнейший вещевой рынок Центральной Азии и 10-й по размеру вещевой рынок в мире. Его площадь –100 га (для сравнения – закрытый в Москве Черкизовский рынок занимал площадь в 66 га). На рынке работают 40 тыс. торговых точек, 90% товаров в которых – китайские. Здесь заняты 55 тыс. человек, а всего, по информации «Forbes», в торговле и в связанных с ней секторах – до 800 тыс. человек, то есть четверть всего трудоспособного населения Киргизии. Всемирный банк оценивает долю «Дордоя» в ВВП Киргизии в баснословные 33%. Ежегодно торговцы платят за аренду на «Дордое» 540 млн. долл., тогда как арендные платежи на втором по товарообороту в Центральной Азии рынка «Барахолка» в Алма-Ате дают в год всего 66 млн.

Вторая критически зависящая от КНР отрасль киргизской экономики – швейная промышленность, работающая на дешевых китайских тканях и фурнитуре. В швейном производстве Киргизии работает 430 предприятий, а всего, по оценкам Агентства США по международному развитию (USAID), там работает около 5 тыс. швейных цехов, на которых только в Бишкеке занято свыше 300 тыс. человек. Причем в Россию из Киргизии попадают товары как собственно киргизского производства, так и китайская контрабанда. В 2004 г., например, российская таможня оформила импорт 7 млн. единиц швейных изделий из Киргизии, в то время как на киргизских фабриках было произведено всего 2 млн. единиц. Остальное – китайская продукция, ввезенная под видом киргизских товаров. К 2008 г. экспорт швейных изделий в РФ достиг 40 млн. штук.

Неудивительно, что присоединение к Таможенному союзу вызывает в Киргизии серьезные опасения по поводу будущего ключевых секторов ее экономики. Так, вступление в ТС приведет к введению 10-процентной таможенной пошлины на китайские ткани и фурнитуру, что снизит конкурентные преимущества киргизской текстильной промышленности. Однако потери ждут республику и в случае невступления в ТС. Она лишится беспошлинных поставок нефти и нефтепродуктов из России. После того, как казахстанские власти в апреле 2010 г. из-за беспорядков в Киргизии на два месяца закрыли границу, киргизский бизнес, по разным оценкам, потерял от 360 млн. до 1 млрд. долл. Полного закрытия границ в случае отказа от вступления в ТС, конечно, не произойдет, но со статусом крупнейшего реэкспортера китайских товаров в Казахстан и Россию Бишкеку, скорее всего, придется расстаться.

С опасениями по поводу негативных последствий от вступления в ТС связана столь резкая реакция киргизских властей на предложенную Евразийской экономической комиссией дорожную карту из 167 пунктов. 16 декабря президент А. Атамбаев заявил, что этот документ был разработан без участия Киргизии и в нынешнем виде ее не устраивает. При этом он признался, что альтернатив вступлению в ТС у Киргизии мало, и поручил продолжить работу над согласованием условий присоединения к союзу. «По той дорожной карте, которую утвердили без нашего участия, мы не будем вступать в этот союз, – цитирует его слова ИТАР-ТАСС. – Мы пойдем только тем путем, который отвечает интересам граждан Киргизии».

На рубежах Кыргызстана евразийская интеграция в Центральной Азии, скорее всего, в обозримом будущем и остановится. Таджикистан никаких реальных шагов в этом направлении не предпринимает, мотивируя свою позицию тем, что вначале к ТС должна присоединиться Киргизия, так как общей границы с союзом он сегодня не имеет. Однако, например, Армении это обстоятельство отнюдь не помешало сделать выбор в пользу ТС и даже обогнать на этом пути Киргизию. Туркмения и Узбекистан присоединяться к союзу, как уже говорилось выше, вообще не планируют.

Между тем к 1 января 2015 г. ТС должен превратиться в Евразийский экономический союз с едиными таможенными тарифами, техническими регламентами, трудовым и миграционным законодательством, банковской системой. В перспективе это приведет к тому, что Центральная Азия, некогда объединенная пребыванием в составе СССР, окажется, скорее всего, разделенной на две зоны, одна из которых будет сближаться с Россией и странами ТС, а другая – неизбежно отдаляться от них.

_____________

Фото – http://vsekommentarii.com/news/2011/10/19/4755595.htm
Автор: Сергей ВАСИЛЬЕВ
Источник: rusedin.ru