Закавказье-2013: итоги евразийской интеграции

Ушедший 2013-й год можно смело назвать годом развеявшихся иллюзий в мировой политике, а также годом начала масштабных преобразований в Закавказье. А потому стоит ещё раз вспомнить события минувшего года и осмыслить круг задач, требующих разрешения в новом году.

Десаакашвилизация грузинской мечты

Победа «Грузинской мечты» на парламентских выборах в Грузии ознаменовала закат Михаила Саакашвили как политика. Попытки Саакашвили держать глухую оборону не увенчались успехом: Запад, так опекавший его все предыдущие годы, на сей раз отвернулся и сделал ставку на Бидзину Иванишвили. Что во многом определило исход противостояния между Саакашвили и Иванишвили — на президентских выборах победил протеже последнего.

Саакашвили припомнили все его грехи: пытки, политзаключённых, тайники с оружием и компроматом, нереализованные инфраструктурные проекты, дань, наложенную на бизнес. Для ограничения власти явно утратившего адекватность президента в Грузии была проведена конституционная реформа: республика превратилась из президентской в парламентскую.

Однако есть нюанс. Идея десаакашвилизации республики сплотила граждан Грузии и была реализована, но ни одной реальной проблемы в действительности разрешено не было. Слегка потеплели, но существенно не изменились отношения с Россией. Жители двух непризнанных республик — Южной Осетии и Абхазии — так и не услышали извинений за «августовскую» войну. Более того, их «возврат» полагается условием восстановления дипломатических отношений с Россией. Грузия продолжает пребывать под внешним управлением — экономические проблемы и риторика в отношении РФ это подтверждают.

Осознавая эфемерность грузинского экономического «чуда», Бидзина Иванишвили ушёл из политики на пике популярности, оставив после себя нового президента, Григория Маргвелашвили, и премьер-министра Ираклия Гарибашвили. Вероятно, они повторят судьбу Михаила Саакашвили, полностью растеряв электоральную поддержку. Ведь по большому счёту, дело не столько в самой личности бывшего президента Грузии, сколько в патронах, стоявших за его спиной. Заявив о десаакашвилизации, новые лидеры Грузии тем не менее сохранили прежний курс на отказ от субъектности и участие в антироссийских сценариях.

А потому Грузию ждёт дальнейшая экономическая деградация (не может же Иванишвили вечно спасать экономику республики своими капиталами!), медленное и неизбежное дозревание населения и элит до необходимости реальных изменений в государстве.

Процесс этот длительный, крайне болезненный, но необходимый. А пока же Грузия, несмотря на уход Саакашвили, для евразийской интеграции утеряна. И в краткосрочной перспективе коренных изменений в политике республики ожидать не стоит.

Южная Осетия и Абхазия: первым делом экономика, а политика потом

В прошлом году обошлось без громких политических новостей из Южной Осетии и Абхазии. Так, в начале декабря помощник президента России по взаимодействию со странами СНГ, Абхазией и Южной Осетией Владислав Сурков посетил с рабочим визитом Южную Осетию, где призвал жителей республики быть реалистами и уделять внимание хозяйственным вопросам.

Аналогичную политику Россия занимает и в отношении Абхазии, которой в прошлом году были увеличены объёмы государственной поддержки, что позволит завершить работы над 163 инфраструктурными объектами.

Для ускорения экономического развития Южной Осетии и Абхазии 22 декабря президентом РФ был подписан закон о ратификации соглашений о беспошлинной торговле. Несмотря на изъятие подакцизных товаров, договор существенно подстегнёт развитие их экономик.

Западный мир и его сателлиты пока не готовы признать Южную Осетию и Абхазию самостоятельными республиками, ведь это будет равносильно признанию своей неправоты в войне 2008 года и осуждению Саакашвили как военного преступника. Впрочем, это дело будущего.

Возвращаясь же к признанию — проще всего признать свершившийся факт. Формула независимости республик — это субъектность, экономический суверенитет и участие в процессах евразийской интеграции, а политическое признание со временем приложится.

Азербайджан: дружба с Турцией и контракты с Россией

Переизбрание Ильхама Алиева ничего не изменило в политике Азербайджана: республика продолжает быть наиболее «антиевразийской» в Закавказье.

Август прошлого года ознаменовался заявлениями о готовности создания совместных турецко-азербайджанских вооружённых сил и необходимости перехода вооружённых сил Азербайджана на стандарты НАТО. Некоторые азербайджанские чиновники и вовсе отрицают факт наличия азербайджанцев как нации. Продолжается азербайджано-турецкая блокада Армении, а в конце 2012-го года Россия была вынуждена покинуть Габалинскую РЛС.

Несмотря на все сложности политических взаимоотношений между Россией и Азербайджаном, в прошлом году в закавказскую республику были поставлены 94 танка Т-90, порядка 100 БМП-3, 18 артустановок Мста-С, 18 пусковых установок реактивных систем залпового огня «Смерч», 18 единиц самоходных артиллерийских орудий «Вена» и 6 единиц тяжёлых огнемётных систем ТОС-1А «Солнцепёк».

Поставками указанных систем вооружений Россия уравняла межрегиональный баланс сил Армении и Азербайджана, охладив горячие головы участников Карабахского конфликта.

Окончание армянской многовекторности

Политики Армении, похоже, первыми из представителей несоюзных элит осознали, что традиционная политика многовекторности себя исчерпала. А потому уже в мае этого года Армения, возможно, станет полноправным членом Таможенного союза. Впрочем, путь республики в Союз был долог и тернист.

Начало весны в Армении ознаменовалось президентскими выборами: в электоральном сражении сошлись оппозиционер Раффи Ованнисян и Серж Саргсян. В итоге после неудавшейся цветной революции поддерживаемый Западом Ованнисян прекратил борьбу за президентское кресло, а Серж Саргсян лишь укрепил свои позиции. Впрочем, совсем не неудачная попытка переворота привела к изменению внешнеполитического курса Еревана.

Первым тревожным знаком для армянских элитариев стало повышение цены на российский газ, больно ударившее по платёжному балансу республики. Окончательно же в Армении убедились в безальтернативности евразийской интеграции и пагубности подписания договора об ассоциации с ЕС после основательного изучения текста соглашения.

Из него следовала необходимость признания территориальной целостности соседних государств (что равносильно утрате Нагорного Карабаха), разрыв экономических связей с Таможенным союзом, сдачу национального рынка европейскому товаропроизводителю и неизбежный вывод российской 102-й авиабазы. После чего у Армении не оставалось бы шансов на сохранение государственности.

Таким образом, Евросоюз сам оттолкнул от себя Армению, и уже в начале сентября было принято политическое решение о намерении республики присоединиться к Таможенному союзу.

Теперь же Армения, подогретая экономическим допингом, набрала такие темпы интеграции, что в Союзе с трудом поспевают за ней. А после подписания «дорожной карты» по присоединению Армении к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству вероятность резкого поворота республиканских элит в сторону Евросоюза становится практически невозможной. Особенно после реакции Брюсселя на решение Армении о евразийской интеграции.

Таким образом, Таможенный союз вскоре расширит свои границы, а российская дипломатия укрепит свои позиции в республиках Закавказья.

Выводы

Минувший год для российской дипломатии в Закавказье был весьма успешным: Грузия несколько смягчила тональность своей политики и даже намекнула на готовность «подключить» к Союзу Армению посредством разблокирования железнодорожного сообщения через Абхазию, Южная Осетия и Абхазия восстанавливают свои экономики, а Армения, включившись в евразийскую интеграцию, становится ключевым союзником России в закавказском регионе.

Ключевой же задачей на следующий год станет промышленное восстановление Армении, ограничение влияния Турции в Закавказье и поиск подходов к Азербайджану, дабы купировать его вероятные попытки препятствовать процессу евразийской интеграции в Закавказье.

Учитывая фактический крах политики «Восточного партнёрства» Евросоюза, накал геополитической борьбы за регион постепенно будет уменьшаться, что не может не облегчить работу российской дипломатии, а потому новый год должен стать не менее плодотворным, чем минувший.

Автор: Иван Лизан
Источник: www.odnako.org