На внеочередных парламентских выборах в Сербии, в которых участвовало 19 партий, победила Сербская прогрессивная партия. Отныне у неё — абсолютное большинство в парламенте. «Прогрессисты» получат там примерно половину голосов. В СМИ отмечают, что победа СПП означает «нет» в Сербии как либеральным демократам, так и политикам, настроенным пророссийски (выступающим за союз с Россией). Победа СПП называется при этом «убедительной» и даже «оглушительной». Теперь в Сербии сформируется однопартийное правительство.
У социалистов (блок «Социалистическая партия Сербии — Партия пенсионеров — Единая Сербия» с лидером Ивицей Дачичем) — примерно 15% голосов. У Демократической партии — всего 6%. Либерально-демократическая партия даже не преодолела пятипроцентного порога. Помимо поражения демократов, это говорит и о явном расколе в их стане. Отметим, что последняя из названных партий активно выступала за признание независимости «Республики Косово», а также вступление Сербии в блок НАТО.
Что до пророссийски настроенных сербских партий, то они потерпели полнейшее поражение. Национал-демократы, возглавляемые бывшим премьером Коштуницей, не преодолели 5%-ного барьера. За барьером осталась и Сербская радикальная партия. Движение «Двери» тоже ничего не добилось на выборах. У новой «Русской партии» поистине мизерный результат в 0,2%.
Почему СПП, ранее известная на Западе как «партия националистов», а теперь объявленная «проевропейской», добилась «оглушительного» успеха? Тут всё просто. На «ВО» мы не раз уже писали о том, что многие сербы (то бишь электорат) хотят присоединения страны к ЕС. Именно СПП поддерживала вступление Сербии в Евросоюз — при одновременном упоре на патриотические чувства и здоровый национализм. Казалось бы, странная смесь… К тому же многие националисты — та же Марин Ле Пен — сегодня выступают открыто против Евросоюза. Но речь идёт об обыкновенной игре на чувствах электората. Предвыборные кампании никогда не взывали в разуму, но всегда обращались к эмоциям. Согласно товарищу Карлейлю и его единомышленнику Спенсеру, разум едва ли присущ 90% людей на планете, и специалисты по предвыборным технологиям сей удобный факт, несомненно, учитывают. Поэтому-то Ле Пен никогда не получит половины мест в Европарламенте.
Возглавляет СПП 44-летний Александр Вучич. Ясно, что он станет премьер-министром. СПП — консервативная правоцентристская партия, созданная в 2008 году им и Томиславом Николичем. Чем знаменит относительно молодой для крупной политики Вучич?
В последнее время он прославился на посту вице-премьера, где он, как пишут газеты, деятельно боролся с коррупцией и организованными бандами, а также отвечал за оборону страны. Борьбу с коррупцией Вучич вёл не так, как это делают в России, — то есть не на словах. Благодаря активности этого человека были арестованы крупнейшие бизнесмены и известные чиновники (в их числе — бывшие министры), замаравшие свои государственные руки взятками и другими нехорошими действиями. Вучич, разумеется, преследовал и другую цель, которую всегда имеет в виду политик, — добиться ещё большей популярности. Это ему удалось. Успешная борьба с коррупционерами всегда приносит политику дивиденды в виде народной любви.
Кроме того, многие сербы давно хотят, чтобы Сербия вошла в ЕС, и Вучич в прямом смысле слова использовал их настроения. Во внимании к политическим ожиданиям масс ему никак не откажешь. Это политик, учитывающий все обстоятельства. Отсюда и его странная программа, построенная на национализме и на евроинтеграции одновременно.
Заодно Вучич пообещал народу победить безработицу — причём в ближайшие годы. Это отдаёт душком популизма, но перед выборами все средства хороши. Тем более что народ (как минимум, половина сербского народа, судя по опросам) полагает, что вступление в ЕС решит массу проблем, в том числе и сократит безработицу. Сербская молодёжь и без того стремится уехать на работу в страны Евросоюза.
Победа СПП между тем возложит на эту партию весь груз ответственности за будущее Сербии. Тут и вступление в ЕС, и программа по сокращению безработицы, и ожидание финансовой помощи от Брюсселя, и сотрудничество с США, Китаем и Россией, и прочие обещания, в том числе выведение Сербии из кризиса. Кроме того, Вучич перед выборами говорил о неких внутренних структурных реформах, причём болезненных. После голосования А. Вучич напомнил о продолжении борьбы с коррупцией: «Я рассчитываю на то, что основными вопросами для нас после этих выборов будут проведение реформ, создание рабочих мест и борьба с коррупцией».
Итак, половина парламентских мест у СПП означает, что и спрос будет исключительно с «прогрессистов». Правительство тоже будет «прогрессистским». Большую ответственность подтвердил и сам Вучич, который сказал: «Этот результат [выборов] для нас — дополнительная ответственность, и я постараюсь работать ещё больше и с большей ответственностью в интересах граждан».
Между тем Вучич, вероятно, знает печальную сербскую статистику. Государственный долг страны составляет 62% от ВВП (более 20 миллиардов евро). Безработица достигла почти 30%. В 2014 году ожидается дефицит бюджета в 7-8% от ВВП. Никакого особого экономического роста от Сербии эксперты не ждут — прогнозируется максимум один процент, да и тот под вопросом. «Болезненные» структурные реформы, о которых предупреждал Вучич, означают повышение пенсионного возраста, массовое увольнение государственных служащих, сокращение бюджетных расходов — короче говоря, те самые неприятные меры, которые с подачи Германии широко практикуются в ЕС.
Победа СПП при проигрыше пророссийских партий коснулась и отношения в Сербии к украинскому вопросу. Посол Республики Сербия в Украине Радо Булатович, встретившись с заместителем министра иностранных дел Украины Даниилом Лубкивским, заявил, что Сербия выступает за территориальную целостность Украины. После того, как г-н Лубкивский сообщил, что любые антиукраинские действия граждан Сербии вредят и сербскому государству, Булатович сказал, что сербская сторона выступает за территориальную целостность Украины. Кроме того, дипломат выразил готовность продолжать плодотворный двусторонний диалог.
И это несмотря на проблему «Республики Косово»! Впрочем, представители Сербии и Украины спокойно обсудили и этот вопрос, коснувшись, как выражаются дипломаты, «развития ситуации».
Таким образом, Сербия явно становится частью западноевропейского сообщества. Совершенно очевидно, что недавние переговоры с Кэтрин Эштон, на которых обсуждался вопрос «Республики Косово», и теперешняя полная победа партии Вучича приведут Белград прямо в Брюссель, под синий флаг. Будем надеяться, что сербы от этого начнут жить лучше…
Автор: Олег Чувакин
Источник: topwar.ru