Дуда в Пекине: попытки расшатать белорусско-китайские отношения провальны

Эксперты активно обсуждают результаты недавней поездки в Китай президента Польши Анджея Дуды, где он пробыл с 22 по 26 июня и провёл переговоры с лидером КНР Си Цзиньпином. Пребывающие в параллельной реальности недруги Москвы и Минска с воодушевлением вещали, что, дескать, «Китай перешел на крик в отношении Лукашенко», «Лукашенко поставил под угрозу китайский транзит», в то время как «угроза закрытия границы вызвала истерику в Минске и Москве».

Причина такого взрыва дурных эмоций заключается в том, что одной из тем польско-китайских переговоров являлся миграционный кризис на границе Белоруссии и Польши. Варшава заявила о готовности закрыть восточную границу, но больше надеется на то, что Пекин заставит Минск остановить так называемые атаки мигрантов.

Для КНР Белоруссия интересна тем, что в рамках реализации программы «Великий шёлковый путь» через ее территорию обеспечивается транзит товаров из Китая в Евросоюз и в обратном направлении. Сейчас на белорусско-польской границе работают всего два транспортных коридора: для пассажирских перевозок – Брест – Тересполь, для грузовых – Козловичи – Кукурыки.

Поляки расценивают визит как успешный, особенно на фоне недавнего унижения китайцами немцев Олафа Шольца и Урсулы фон дер Лейен. Дуде было высказано особое расположение. Причиной этого является заинтересованность Китая сохранить сухопутный коридор на европейский рынок и более интенсивно задействовать возможности Белоруссии, в частности индустриальный парк «Большой камень», потенциал которого не освоен из-за недостаточных зарубежных инвестиций. Польский рынок китайцам не интересен, инвестировать в его инфраструктуру КНР не намерена.

Что же касается призывов Варшавы к Пекину надавить на Минск, то поляки явно не в той весовой категории. На встрече с Си Дуда лишь намекнул на возможность полной блокады белорусско-польской границы, в том числе остановки железнодорожного транзита, и попросил Пекин повлиять на белорусские власти.

Дело в том, что поляки пока не намерены стрелять себе в ногу. Они обсуждают с китайцами налаживание экспорта польской сельскохозяйственной продукции, в частности ввоз в КНР домашней птицы, инвестиции, углубление сотрудничества в железнодорожном секторе, в морских перевозках, в том числе при транзите в ЕС. По мнению самого Дуды, «Польша должна стать окном для Китая в наш регион и весь ЕС. Один из путей проходит через Украину, он нарушен продолжающейся войной, а другой – через Белоруссию». Да и европейцы, особенно немцы, вряд ли будут приветствовать перекрытие поляками транспортных коридоров в Европу.

Китаевед Богдан Гуральчик считает, что «паломничество» Дуды в Пекин дало скромные результаты. «Решение по визам для поляков было ожидаемым, если соглашение касается только птицы, то этого явно недостаточно», – считает политолог. Жалобы Дуды на Лукашенко имели незначительный эффект. Польский президент уверял журналистов, что «мы очень подробно поговорили и обсудили эту ситуацию». Правда, результат для Варшавы оказался обескураживающим. После переговоров в МИД КНР заявили: «Китай надеется, что обе стороны (Польша и Белоруссия. – Ред.) будут относиться друг к другу с уважением и будут решать проблему путем консультаций, чтобы избежать эскалации напряженности».

Китаю не нравится, что Польша выстраивает тройственный союз с Литвой и Украиной (Люблинский треугольник), где Варшава намерена играть лидирующую роль. У Пекина негативное отношение к Вильнюсу, признавшему мятежный Тайвань отдельным государством, и к Киеву, заблокировавшему сделку по «Мотор-Сич». Китайцы не собираются и ликвидировать большую диспропорцию в товарообмене между двумя странами (экспорт в Польшу в 15 раз превышает импорт). Даже забой всей домашней птицы в Польше и ее продажа китайцам (через Ормузский пролив на радость хуситам) не позволит ликвидировать этот разрыв.

В отличие от Польши, Белоруссия успешно развивает отношения с Китаем в разных областях. По итогам 2023 года товарооборот составил в несколько раз меньшую сумму, чем у поляков (около 8,4 млрд долл.), но был более сбалансированным. Из Китая ввозятся текстиль, станки, автомобили, промышленное и медицинское оборудование. В обратном направлении поставляется минеральная и химическая продукция, продовольствие, сельхозтовары и целлюлоза. Основная статья экспорта – калийные удобрения.

Несмотря на западные санкции, Пекин конструктивно подходит к сотрудничеству в банковской сфере. В феврале с. г. сообщалось о временных трудностях в работе коммерческого банка Zhejiang Chouzhou с белорусскими компаниями, однако сейчас ситуация нормализовалась, хотя посредники из Гонконга отказываются продолжать оказывать услуги по переводу платежей между Минском и Улан-Батором.

В Минске уделяют особое внимание запланированному на август с. г. визиту в РБ премьера Госсовета КНР Ли Цяна. Президент Александр Лукашенко поставил правительству задачу добиться увеличения китайских инвестиций в экономику страны. Это касается автомобиле- и машиностроения, переработки сельхозпродукции, вышеупомянутого индустриального парка «Большой камень». Правда, пока официальный Пекин не спешит с подписанием соответствующих соглашений. Ряд проектов реализуется лишь благодаря вмешательству Лукашенко и Си Цзиньпина.

Между странами созданы механизмы регулярных обменов визитами, контактов между международным отделом ЦК KПK и аппаратом президента РБ, ведётся активный межпарламентский диалог. Активно развивается сотрудничество в сфере безопасности, военной и военно-технической сфере. Проводятся обмены визитами, совместные учения, военнослужащие двух стран обучаются в военных заведениях РБ и КНР.

Активное двустороннее сотрудничество в рамках международных организаций основано на стратегическом характере двусторонних отношений и совпадении позиций по основным вопросам международной повестки дня. Важным направлением укрепления стратегического партнерства является превращение Республики Беларусь в крупного регионального участника инициативы «Один пояс – один путь».

В ходе прошедшего 4 июля в Астане саммита ШОС Белоруссия официально, в т. ч. благодаря поддержке со стороны КНР, принята в состав организации в качестве полноправного участника, что будет в полной мере способствовать укреплению региональной безопасности.

Артем Карпович, политолог

Источник