Визит Барака Обамы в Индию в американской прессе называют «историческим» и «прорывным». В реальности же поездка стала чисто символической: никаких конкретных договоренностей и контрактов, только декларации. И уж тем более нельзя говорить о том, что эти декларации чем-то угрожают России. А вот что нужно – понимать, что главный союзник для Индии – это сама Индия. Все остальные – партнеры.
В эпоху глобального противостояния между СССР и США у остальных стран мира было не так много вариантов геополитического поведения. Первый – присоединиться к западному блоку и получать военную и экономическую помощь от Вашингтона, второй – объявить о строительстве коммунизма и ждать военных советников и безвозмездных кредитов из Москвы. Но существовал также и третий путь – «Движение неприсоединения», основанное Индией, Египтом и Югославией в 1961 году. Эти страны заявили о принципиальном неучастии в военных блоках и пытались проводить взвешенную политику по отношению к обеим сторонам холодной войны. Лучше прочих это получалось у Индии, наладившей выгодное экономическое и военное сотрудничество и с Советским Союзом, и с Западом.
После распада СССР некоторое время казалось, что в мире остался только один центр силы. Но стремительными темпами росла экономика Китая, после десятилетия безвременья начала восстанавливать свои позиции в мире Россия. После украинского госпереворота, начала донбасской гражданской войны и введения санкций мир по сути снова вернулся к реалиям холодной войны. И со стороны «неприсоединившихся» было бы крайне глупо не воспользоваться ситуацией в своих целях.
Энергия и оружие
Второй по количеству населения стране мира Индии от внешнего мира нужно не так уж и много. Во-первых, энергия, чтобы, грубо говоря, в каждом из сотен миллионов индийских домов горели лампочки. Во-вторых, оружие, так как у страны сохраняются территориальные споры с двумя соседними ядерными державами – Китаем и Пакистаном (уточним, что в «легальный ядерный клуб» США, РФ, КНР, Франции и Великобритании Пакистан и Индия не входят). И несмотря на то, что население Пакистана меньше населения Индии на один миллиард шестьдесят миллионов человек, именно эта страна воспринимается Нью-Дели в качестве основной внешней угрозы.
В последние годы из-за серьезных внутренних проблем Пакистана градус противостояния несколько снизился, но он в любой момент может возрасти. Предыдущее обострение в индо-пакистанских отношениях произошло после террористической атаки на Мумбаи, осуществленной силами мобильной группы из 10 участников. Террористам удалось убить 195 человек и поставить Индию и Пакистан на грань войны, потому что индийское общественное мнение было уверено, что нападение было организовано и поддержано Исламабадом. Найти 10 отморозков – не проблема ни для ИГИЛ, ни для любой другой внешней силы, заинтересованной в новом обострении.
Таким образом, любые переговоры Индии с Россией, странами Евросоюза и США – это, в первую очередь, обсуждение энергетического и военного сотрудничества. Всё остальное – автопром, мобильная связь, поставки продовольствия – второстепенно.
Владимир Путин посетил Индию месяц назад. Основными реперными точками визита стали соглашения между министерствами обороны двух стран о сотрудничестве в области безопасности полетов, «стратегическое видение укрепления сотрудничества в области мирного использования атомной энергии» и программа по расширению сотрудничества в нефтегазовой сфере.
Из тех итогов переговоров, которые «можно пощупать»: Москва и Нью-Дели подписали контракты на поставку в Индию 71 вертолета Ми-17В-5 стоимостью 1,3 млрд долларов, а также технологических комплектов для лицензионного сборочного производства 42 самолетов Су-30МКИ стоимостью 1,6 млрд долларов.
В случае с Обамой конкретики меньше, но больше пафоса. На сайте «Голоса Америки» визит назван «историческим». Нарендра Моди «нарушил протокол, встретив лично Обаму и обняв его, как только президент США приземлился в Нью-Дели», – сообщает издание с неповторимыми интонациями советского агитпропа.
В реальности же Барак Обама и индийский премьер Моди подписали лишь соглашение о продолжении военно-технического сотрудничества и о возобновлении взаимодействия в атомной сфере, прерванного после официального испытания Индией ядерного оружия в 1998 году. Впрочем, и этот договор прорывом не стал – основное соглашение в этой сфере было заключено еще в 2008 году предшественниками Обамы и Моди Джорджем Бушем и Манмоханом Сингхом. Правда, Моди удалось добиться от США снятия требования о тотальном контроле за ядерным топливом, поставляемом в Индию. Но ни одного соглашения о поставках оружия подписано не было.
Меньше политики, больше экономики
Как ни странно, не только госдеповские, но и финансирующиеся из других источников издания пытаются изобразить визит Обамы как «прорыв» для Америки.
«Другим, не менее серьезным ударом, теперь уже на внешней арене, стал официальный визит Барака Обамы в Индию. По мнению наблюдателей, поездка американского президента носила беспрецедентный характер, поскольку впервые в истории президент США посещает Индию второй раз за время своего пребывания на посту главы государства. По мнению ряда экспертов, США рассчитывают добиться значительного развития отношений с Индией в различных областях, включая сотрудничество в военно-технической сфере и ядерной энергетике, что бьет по интересам России», – сообщает в статье с заголовком «Россию хотят отбросить в позапрошлый век» газета «Утро».
Следуя логике автора, по интересам России бьет любое соглашение, заключенное между третьими странами. Но индийские энергетический и оружейный рынок настолько широки и объемны, что на них хватит места и России, и США, и Евросоюзу, и даже Китаю, который на фоне неизбежного спада мировой экономики уже начал интенсифицировать экономические связи с соседом.
А главное – на текущий момент несопоставимы объемы российско-индийского и американо-индийского внешнеэкономического взаимодействия. Торговый оборот Индии и США – 100 миллиардов долларов с перспективой увеличения до 500 миллиардов. Москва и Нью-Дели наторговали в прошлом году на 12 миллиардов с перспективой увеличения до 30 миллиардов в 2025 году.
Об угрозе для России от американо-индийских экономических соглашений можно было бы говорить, если бы Индия была нашим основным внешнеторговым партнером. Но этого нет даже в планах.
К слову, в Индии с пониманием отнеслись к намерению Обамы сократить программу визита и не ездить в Тадж-Махал, который специально к его приезду отреставрировали. А вот привычка президента США жевать жевательную резинку вызвала весьма негативную реакцию у индийцев. Но главное – несмотря на достаточно комплиментарное для американского президента приглашение на военный парад, никаких совместных политических заявлений Обама и Моди не делали. Обама в гордом одиночестве рассказывал о том, что США якобы «заинтересованы в том же, в чем и любая другая страна, – чтобы крупные государства не запугивали маленькие государства». А заместитель главы индийского МИДа Суджата Сингх специально пояснила, что Россия была и остается стратегическим партнером Индии.
Директор индийского Фонда евразийских исследований, профессор Арун Моханти особо подчеркнул, что сегодня Индия развивает партнерство со многими странами, в том числе с США, но никогда ни с одним государством у нее не будет таких доверительных и близких отношений, как с Россией. «Эта позиция основывается не на политической конъюнктуре, а на общенациональном консенсусе, который сложился в индийском обществе за многие десятилетия прочной дружбы с СССР и Россией», – добавил он.
Главное отличие визита Путина в Нью-Дели от поездки Обамы – российский президент приехал с конкретными контрактами, которые и были подписаны. Американский президент подписал декларации, которые еще предстоит приближать к реальности.
А главное сходство обоих визитов – Индия готова экономически дружить и с Россией, и с США, и со всеми другими странами мира. Но политической поддержки от нее ждать бессмысленно и незачем. Впрочем, когда миллиардная страна однозначно заявляет о своём нейтралитете – это тоже дорогого стоит.