Развитие ситуации на российско-украинском «фронте» практически полностью вытеснило новости из других регионов планеты, в том числе и с Ближнего Востока, который приковывал внимание мирового сообщества последние годы. Однако Ближний и Средний Восток по-прежнему являются «пороховой бочкой» человечества. В Сирии своим ходом продолжает развиваться война. Соседний Ирак успешно ведут к развалу (вернее, его официальному оформлению) и войне всех против всех.
В Багдаде хорошо понимают, что внутренний кризис в стране вызван не только многочисленными внутренними проблемами, но и активным внешним воздействием, направленным на развал Ирака. Так, иракский премьер-министр Нури аль-Малики заявил, что власти Саудовской Аравии и Катара фактически ведут войну против Ирака. Об этом глава правительства заявил в интервью французскому телеканалу France 24. «Они (Саудовская Аравия и Катар) атакуют Ирак, через Сирию и напрямую, и они объявили Ираку войну. Эти два государства прежде других несут ответственность за межконфессиональный и террористический кризис и кризис безопасности в Ираке», — сказал Нури аль-Малики.
По словам премьер-министра Ирака, Эр-Рияд и Доха оказывают политическую, финансовую и информационную поддержку бандформированиям в Ираке и даже снабжают их оружием. Подстрекаемые Саудовской Аравией и Катаром религиозные фанатики дестабилизируют ситуацию в иракском государстве. «Я обвиняю их в подстрекательстве и поощрении террористических движений. Я обвиняю их в политической и медийной поддержке террористов, в поддержке их деньгами и оружием», — заявил иракский премьер-министр. По его мнению, власти Саудовской Аравии и Катара поддерживают террористов не только в Ираке, но и по всему миру. По сути, Эр-Рияд и Доха — это спонсоры мирового терроризма и поджигатели войны.
Нури аль-Малики подчеркнул, что Багдад не намерен идти на масштабную конфронтацию с Эр-Риядом и Дохой. Однако предупредил, что поддержка боевиков обернется против арабских монархий. Собственно, в настоящее время Багдад и не может ничего предпринять против «нефтяных монархий». Страна разваливается на курдскую, шиитскую и суннитскую части; активизированы процессы регионального сепаратизма — регионы противостоят центру, обвиняя его в несправедливом распределении средств; часть территории уже оккупировали бандформирования; население недовольно массой социально-экономических проблем. Вооруженные силы и правоохранительные органы не могут справиться с волной насилия, армия так и не восстановила свою боеспособность после американской оккупации. Власти не могут обеспечить безопасность даже в столице, которую с пугающей регулярностью сотрясают серии масштабных террористических актов. Коррупция — страшный бич всего управленческого аппарата, который не пользуется доверием населения. Нового Саддама Хусейна, который смог бы навести порядок в этом хаосе, не наблюдается.
Ситуация осложняется противостоянием между суннитами и шиитами (шииты среди мусульманского населения Ирака составляют около 65%, сунниты — 35%). В настоящее время сунниты считают себя притесняемым меньшинством. Надо сказать, что после оккупации Ирака американцами, когда власть перешла к шиитам, Багдад действительно наломал немало дров, активно притесняя суннитов. В стране существуют целые повстанческие армии. Самыми мощными считаются: Исламская армия Ирака (сторонники партии Баас считаются идейными наследниками погибшего президента Саддама Хусейна); Исламский Фронт иракского Сопротивления (суннитские боевики); Армия Ансар-аль Сунна («Армия Последователей Сунны», сунниты-исламисты); группировка «Исламское государство Ирака и Леванта»; Совет моджахедов шуры (подразделение «Аль-Каиды»).
Продолжаются бои в крупнейших городах провинции Анбар — Эль-Фаллудже и Эр-Рамади. Исламисты захватили их ещё в конце 2013 года. С тех пор власть Багдада на Анбар практически не распространяется. Багдад уже несколько раз пытался выбить боевиков, но ничего не вышло. Ситуация усугубляется присутствием третьей силы — суннитских отрядов самообороны.
Ситуацию в Ираке хорошо характеризуют новости из страны: практически вся новостная лента посвящена убийствам, терактам, нападениям на государственные и военные объекты, на чиновников, военных и полицейских. Страна погрузилась в инферно. Только в конце февраля и в начале января 2014 года в Ираке произошло несколько масштабных серий терактов. Так, 20 февраля минометному обстрелу подвергся город Эль-Мусайиб, расположенный примерно в 40 километрах к югу от Багдада. Погибло 22 человека и более 50 получили ранения. Расследование показало, что обстрел вели из соседнего города Джурф эс-Сакр, который населен преимущественно суннитами.
22 февраля боевики провели серию терактов. В городе Сания террористы атаковали КПП, четверо полицейских погибли, шесть получили ранения. В городе Тикрит террористы заложили взрывные устройства в два здания, где проживали представители правоохранительных органов. В результате взрывов погибло три человека, ещё 17 были ранены. В восточной провинции Дияла бандитский отряд атаковал базу правоохранительных сил. Погибли шесть полицейских, еще шесть были ранены. Погибло и несколько боевиков. В это же день произошло ещё несколько терактов и перестрелок.
23 февраля пришла новость о нападении боевиков на военную базу в районе населенного пункта Айн Джахаш. Погибло десять военнослужащих, получили ранения пять человек. В это же день боевики сбили вертолет, который совершал разведывательный полет над городом Карма. Четверо находившихся на борту машины военнослужащих погибли. 24 февраля бандиты атаковали полицейских, которые охраняли трубопроводы на севере Ирака. 26 полицейских погибло, 10 были ранены. Ночью боевики напали на районную штаб-квартиру МВД в районе населенного пункта Сулейман Бек. Трое полицейских погибли, 12 получили ранения.
Нападения на полицейские, военные и административные объекты происходят по одному сценарию. Террористы наносят огневой удар, обычно ночью, из минометов, гранатометов, обстреливают здания из стрелкового оружия. Часто ворота таранят заминированные автомобили. Затем боевики идут на штурм.
Надо отметить, что чаще всего боевики имеют большую боеспособность, чем представители силовых структур. Они идейно мотивированы, готовы принести себя в жертву — часто подрывы машин, взрывы у ворот зданий, военных и административных объектов совершают смертники. Боевики хорошо вооружены, мобильны. Имеют хорошую финансовую поддержку. Бич армии и сил безопасности — массовое дезертирство. Солдаты не хотят умирать за правительство, которое уже отличилось серией коррупционных скандалов.
24 февраля боевики организовали ещё одну серию нападений. В результате минометного обстрела в центре города Рамади погиб один полицейский, несколько было ранено. В городе Эль-Хаббания, который расположен в провинции Анбар, смертник устроил теракт у блокпоста иракских силовиков. Несколько человек было убито и получило ранения. В Эль-Фаллудже продолжались бои между боевиками и армией, силами полиции, отрядами суннитского ополчения «Ас-Сахва». В городе Мосул напали на губернатора этого региона Асила ан-Нуджейфи. Два его охранника получили ранения.
25 февраля взрыв произошёл у здания муниципалитета города Рамади, погибло 3 человека, еще 15 получили ранения. 27 февраля пришла новость о новой серии терактов. В иракской столице террористы организовали серию взрывов. Более 30 человек погибло, раненых — более 50.
4 марта боевики захватили здание городского совета в иракском городе Самарра. Один боевик подорвал двери, другие ворвались в здание, захватив несколько десятков человек. Иракские военные пошли на штурм. Оставшиеся в живых боевики отказались сложить оружие и подорвали себя. Несколько человек погибло, ранения получили около 50 человек. В этот же день исламисты убили 20 пленных солдат. Боевики захватили блокпост на юге города Фаллуджа, взяв его гарнизон в заложники. Через некоторое время солдат расстреляли.
5 марта террористы организовали новую серию терактов в Багдаде. Террористы взорвали несколько заминированных автомобилей. В двух случаях сработали заложенные у дороги мины. Погибло 14 человек, свыше 70 получили ранения. 6 марта в стране произошло ещё несколько терактов. Погибло по меньшей мере 10 человек, еще 13 человек получили ранения. 6 марта очередная серия терактов в столице и стране. Их жертвами стали 26 человек, еще около 60 получили ранения.
9 марта пришла новость о страшном теракте в городе Эль-Хилл. Террорист-смертник взорвал микроавтобус у скопления автомобилей у контрольно-пропускного пункта на въезде в город. Взрыв был такой силы, что загорелось около 50 машин, а здание КПП было частично разрушено. По крайней мере 45 человек погибли и 147 получили ранения. Среди погибших — несколько полицейских.
Что это означает
Во-первых, шансов на восстановление стабильности в Ираке все меньше. Страна вся глубже погружается в хаос гражданского противостояния. Разломы проходят по религиозной и национальной почве, что резко ужесточает конфликты. Лидера, который бы смог восстановить единство «железом и кровью», нет. Ирак могло бы спасти международное вмешательство. Однако практически все глобальные (США) и региональные силы (арабские монархии и Израиль) заинтересованы в гибели Ирака. Россия и Китай не имеют действенных инструментов для помощи Ираку, они слишком удалены от региона, да и других проблем хватает. Поэтому Ираку можно только посочувствовать.
В принципе, в ситуацию может активно вмешаться Иран. Тегеран и так поддерживает официальный Багдад. Однако участие иранских спецподразделений и войск в борьбе с бандформированиями на территории Ирака по примеру Сирии вызовет резкую реакцию США, Израиля и арабских монархий. Они и так уже резко отреагировали на новость о поставках вооружений Ираку со стороны Ирана.
Во-вторых, мы видим, как стремительно формируется новый фронт мировой войны. Это суннитско-шиитское противостояние. Эр-Рияд и Тегеран претендуют на лидерство в мусульманском мире. Ирак стал одним из фронтов этого противостояния. Другой фронт — Сирия. Рано или поздно этот конфликт выйдет на новый, более высокий уровень.
Автор: Самсонов Александр
Источник: topwar.ru