Иран: нефть — России, газ — Европе?

Некоторые эксперты говорят о сближении России и Ирана, причём сближении назло Соединённым Штатам. Однако ничего определённого на эту пока не сообщается. Зато об интересе Ирана к трубопроводным стройкам есть информация вполне ясная: Тегеран очень хочет полностью выйти из-под санкций и поставлять Европе газ. Момент рыночной экспансии самый подходящий: Россия в Европе считается злобным агрессором, на фоне которого Иран будет казаться мягким и пушистым.

Недавно в Тегеране прошёл первый ирано-российский торгово-экономический форум. Его заявленной целью было создание благоприятной атмосферы для проведения деловых переговоров, ознакомление с условиями выхода на рынки двух стран, знакомство с инвестиционными возможностями и так далее. В форуме участвовала делегация российских деловых кругов. Иранскую сторону представляли директор Организации промышленности и торговли провинции Тегеран и глава совместной Ирано-Российской торговой палаты.

Ничего определённого о прошедшем форуме в прессе нет. Лишь общие заявления. Пропагандисты твердят о «сближении мощнейших энергетических держав», «страшных снах Обамы» и о том, что две страны подружатся, находясь под санкциями. Всё это малоубедительно.

Кандидат исторических наук, эксперт центра Среднего Востока Института востоковедения РАН Ирина Фёдорова сказала корреспонденту «Pravda.Ru», что «наблюдается стремление двух стран повысить уровень торгово-экономических отношений, подписан долгосрочный меморандум о взаимопонимании».

Что касается конкретных деталей, то Фёдорова отметила, что контракты будут заключены в Тегеране, как предполагается, уже в сентябре. Сотрудничество двух государств даст возможность «упорядочить не только добычу и продажу нефти, но и более разумно относиться к ресурсам, которые достаточно в нашем мире ограничены». Кроме того, это «очень серьёзный шаг противодействия странам Запада».

Но вместе с тем не исключено, отмечает эксперт, что «будут введены новые санкции», причём санкции «и против России, и против Ирана». Ведь «идёт передел мирового энергетического рынка».

Добавим к этому, что Иран нарываться на новые санкции не станет. Это же экономическое безумие. Цель Тегерана сегодня — прямо противоположная: из-под оставшихся санкций выйти. И он готов ради этого она многое. Ведь меморандум — не контракт.

Юлия Юзик (Yulia Yuzik) пишет в «The Times» (источник перевода — «ИноСМИ»): «…самой впечатляющей — и во многих отношениях самой проблематичной для Запада — составляющей ответных мер стало подписание нефтяной сделки между Россией и Ираном. Это соглашение, подписание которого состоялось в Москве 5 августа, даёт Ирану право продавать России свою нефть и тратить вырученные от продажи средства на покупку российского бурового оборудования и других технологий, которые, вероятно, предоставят Ирану хорошую возможность нивелировать последствия жёстких санкций Запада. Таким образом, годы дипломатических усилий Запада, который пытался помешать реализации ядерной программы Ирана, изолировав иранскую экономику, окажутся потраченными впустую благодаря действиям одного из государств, которое до настоящего момента эти усилия поддерживала».

Правда, сделка «нефть в обмен на товары» остаётся предварительной.

Автор отмечает далее, что США сопротивляются заключению договора между Ираном и Россией: любая российская нефтяная компания, ведущая дела с Ираном, может стать мишенью для санкций. Между тем, изолируя Россию, «Запад закладывает основы для альянса стран, враждебно настроенных против США. Этот клуб государств со временем научится преодолевать последствия изоляции со стороны Запада посредством взаимопомощи и торговли, и их совокупное влияние на глобальную экономику и поставки энергоресурсов в конечном счёте могут обернуться серьёзной проблемой для Запада».

Но самое важное для Ирана вот что:

«Хотя нефтяная сделка с Россией даст Ирану возможность обойти западные санкции, она всё же не позволит Ирану реализовать весь потенциал иранских энергетических ресурсов. Для этого иранцам необходимо, чтобы в результате переговоров 5+1 Запад отменил санкции, позволив Ирану продавать свои нефть и газ напрямую в Европу и за её пределы».

На днях энергетические экспортные планы Ирана стали поводом бурного обсуждения в мировой прессе. Оказывается, предварительно задружив с Москвой, Тегеран собрался… обеспечить газом Европу.

Более подходящего момента и не найдёшь: пока Восточная и Западная Европа трясётся от страха перед русскими «агрессорами» во главе с Путиным, Иран стремится набрать политические очки и выйти из-под санкций. Вашингтон, надо полагать, может положительно отреагировать на стремление Ирана в перспективе согреть европейцев газом в обмен на ущемление газовых интересов Москвы. В таком случае Кремль году этак к 2020-му получил бы чуть ли не полную блокаду в ЕС, а Тегеран оживился бы на рынке. Строить подобные долгосрочные прожекты, задействуя в них вчерашних врагов, — вполне в духе Белого дома.

12.08.2014 г. в газете «Ведомости» появилась статья М. Серова, Г. Старинской, Е. Базановой и М. Киселёвой, в которой авторы приводят заявление заместителя министра нефти и газа Ирана Али Маджеди, первоначально процитированное агентством «Прайм».

Суть заявления в том, что Иран готов поставлять газ в Европу по трубопроводу «Nabucco». По словам замминистра, недавно Иран посетили делегации из двух европейских государств (не названы), интересовавшиеся импортом газа. Обсуждались маршруты доставки: через Турцию, Ирак, Сирию, Кавказ, Чёрное море. Наиболее предпочтительным оказался турецкий маршрут, сказал г-н Маджеди. Имеется и потенциал для поставок в Европу сжиженного природного газа, добавил замминистра.

Далее издание указывает, что Маджеди, сказав о проекте «Nabucco», мог иметь в виду проект «TAP». Об этом газете сказал аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. Ведь консорциум «Nabucco» развалился, а его главное действующее лицо — австрийская компания «OMV» — присоединилась к строительству «Южного потока».

Строительство «TAP» завершится в 2019 году (кстати, добавим от себя, примерно в то же время оканчиваются долгосрочные контракты «Газпрома» с европокупателями).

В материале «Ведомостей» приводится и мнение европейских экспертов. «Иран может стать политической альтернативой для ЕС, так как надёжность России как главного партнёра по торговле под сомнением», — указывают эксперты Немецкого общества внешней политики. Специалисты отмечают, что санкции США против Ирана ослабевают, и американские компании возобновили переговоры с правительством ИРИ. Что касается Евросоюза, то он во всём ориентируется на Соединённые Штаты.

И ещё одно мнение, приведённое газетой. Как полагает директор аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев, Иран использует российско-американский конфликт, чтобы выйти из-под санкций. В свою очередь, США могут использовать иранскую нефть для обвала цен и нанесения таким образом удара по России. У Ирана нет политических союзников, и «если у него будет возможность продать нефть и России, и США, а газ — Европе, он сделает это», сказал Казанцев.

К этому надо кое-что добавить. Задружить Европе с ИРИ не так давно (в июне 2014 г.) предлагал не кто иной, как сам Гюнтер Эттингер — комиссар по энергетике. Он так и сказал: новым поставщиком газа для Европы может быть Иран. Еврокомиссия давно уже ставит палки в колёса российскому «Южному потоку» и продвигает идеи по «диверсификации» поставок газа. А с украинским кризисом всё ещё больше осложнилось. Теперь Россия числится злейшим врагом Запада — почти таким же, как во времена холодной войны, а Иран, который начнёт с Россией конкурировать, а то и Россию с рынка вытеснять, — стало быть, переходит в разряд если не друзей, то «партнёров».

Не надо забывать и о СПГ. Если создание газопровода — это долгострой, и говорить о реальной конкуренции России в ближайшие годы не приходится, то проект по покупке СПГ таких капзатрат не требует, и ЕС вполне может пойти на такого рода «диверсификацию».

В любом случае на ситуацию будут влиять США. Без Вашингтона в Европе решения не принимаются. В свете последних газовых новостей надо терпеливо ожидать результата следующих (осенних) переговоров «шестёрки» с Ираном. Если США согласятся на ослабление санкций, станет ясно: Америка даёт Ирану зелёный свет, и изголодавшийся, долго просидевший на санкционном пайке Тегеран сделает много из того, о чём его попросят вежливые западные партнёры. А бомба… Какая бомба?

Ставить во главу угла предварительные договорённости с Россией, реализация которых намечена на сентябрь, Иран вряд ли станет — если Запад приманит его отменой санкций. Отмена санкций — это много больше для ИРИ, нежели обход части санкций через сотрудничество с Россией. Ведь решение Запада об отмене даст Тегерану возможность свободно торговать как газом, так и нефтью напрямую. И с Европой в том числе. Тут, как ни крути, но прочное положение на европейском сырьевом рынке России пошатнётся. Иран с его богатыми запасами способен — нет, не в ближайшие годы, но в долгосрочной перспективе и при наличии инвестиций в соответствующие отрасли, — сильно потеснить Россию на рынке Европы.

Июньское заявление Эттингера вряд ли появилось на пустом месте. Вполне возможно, что иранское решение украинского кризиса давно разработано в Белом доме и потихоньку проводится в жизнь.

Итак, ждём новых переговоров «5 + 1» с Ираном. Напомним, сроки так называемой «временной сделки» с ИРИ странами-посредницами были продлены до 24 ноября 2014 года.

Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru