Исторические грабли: Меркель проигрывает Путину Украину и может проиграть Турцию

В Евразии зачат новый стратегический альянс

Совет Безопасности ООН не принял резолюцию по Украине. Наряду с некоторыми положениями, в этом документе содержался тезис о признании нелегитимности референдума в Крыму. Причем изначально было известно, что Запад и его союзники инспирируют театральное политическое шоу, поскольку было очевидно, что Россия, как член Совета Безопасности ООН, блокирует этот документ, о чем заранее предупреждал постпред при ООН Виталий Чуркин.

По мнению МИД России, «шаг американской стороны можно объяснить лишь непреодолимым желанием в угоду собственным геополитическим интересам максимально политизировать и без того непростую ситуацию, продолжить нагнетание в международном масштабе истерии вокруг Украины». Но при этом американцы предприняли попытку разыграть китайскую «карту». Накануне в западных СМИ появились сообщения, что президент США Барак Обама общался с главой Китая с целью убедить его «поддержать позицию Запада». Но Китай, как сообщают те же СМИ, на заседании СБ ООН «с улыбкой поднял руку воздерживаюсь». Такую позицию российский политолог Федор Лукьянов объяснил тем, что для Китая Украина - периферия на фоне того, что происходит на Ближнем Востоке, в Восточной Азии, в Индийском океане, на Тихом океане. По его словам, как в ходе сирийского кризиса, так и в отношении Украины он является тем «третьим игроком», «который может «выиграть больше всех в случае наступления клинча между Россией и Западом».

Это не совсем так. Ранее высокие официальные лица Китая заявляли о поддержке позиции России о праве на защиту интересов своих граждан и «широчайшем взаимопонимании» по крымско-украинской ситуации. Более того, как отметил постпред Китая в ООН Лю Цзеи, «главная причина столкновений на Украине - иностранное вмешательство», что «нанесло серьезный материальный ущерб стране». Это - намек на то, что скоро может наступить момент, когда США и их союзникам придется нести юридическую ответственность за те разрушения инфраструктуры, экономический урон и человеческие жертвы в странах, в которых они осуществляли проект «цветных революций».

Напомним, что еще в 2000 году американские аналитики разработали документ, в котором были проанализированы некоторые из возможных сценариев предстоящих мировых геополитических потрясений. Их объединяла общая идея, суть которой заключалась в выработке сценариев действий в случае возможного ослабления мощи США и падения их влияния в мире. Причем отмечалось, что ставка США в исламском мире на экстремистские силы, а в остальных регионах на местных националистов - может создать «благоприятные условия» для наведения «нового порядка» на Ближнем Востоке и в таких странах, как Россия и Китай. Отметим и то, что готовящиеся в некоторых странах «цветные революции» должны были развиваться по четкому сценарию: первоначально «взрыв» ситуации осуществляется со стороны гражданского общества, затем в действие вступают «новые силы» при непременном развале примата международного права. Так ковался обоюдоострый меч, которым США и их западные партнеры получали возможность - под разным идеологическим прикрытием - наносить удары по другим странам. С другой стороны, этот же меч можно было использовать и в отношении США и их союзников. Это и сделал президент России Владимир Путин.

Дело в том, что на украинском направлении США и их союзники, в особенности Германия, «сыграли» крайне грубо. В частности, германские СМИ открыто пишут о том, что Берлин стал делать откровенную ставку на Украине на неонацистов, что Виталий Кличко – ставленник Ангелы Меркель, а его партия «Удар» - проект Фонда имени Конрада Аденауэра - организации, финансируемой за счёт государственного бюджета Германии. И еще многое другое о контактах между Берлином и соответствующими американскими структурами с целью не допустить создание союза Киев-Москва. Германия также уже не скрывает своих намерений укрепиться и в Турции, откуда можно начать экспансию к энергоресурсам Ирака и стран Персидского залива, пробиться к Баку и Тегерану и начать процесс энергетического выдавливания России из Европы.

Так что украинский кризис - прогнозируемый и ожидаемый сценарий Запада для «игры» на постсоветском пространстве. Его цена - либо геополитическая маргинализация России, либо восстановление ее доминирующего влияния в зоне своих национальных интересов. В этом смысле статус Крыма является важным, но всего лишь сюжетом, выявляющим сформировавшийся реальный расклад политических сил в мире. Как писал когда-то известный американский политик Генри Киссинджер, «в международной системе, для которой характерно наличие, возможно, пяти или шести великих держав и множества меньших государств, порядок должен возникнуть в основном, как и в прошлые столетия, на базе примирения и балансирования соперничающих национальных интересов». В этой связи канцлер Германии Ангела Меркель, «остро чувствующая Россию» и хорошо ее знающая, стала нервничать, понимая, что Крым - пока всего лишь локальный вариант происходящих геополитических перемен, ориентированный в первую очередь в бассейн Черного моря и Кавказа.

В свою очередь, турецкая Milli Gazete пишет, что Анкара столкнулась с ситуацией выбора:

1) обратить данный кризис в удачную возможность для развития российско-турецкого сотрудничества;

2) вместе с ЕС, и прежде всего, Германией расстроить планы России по реализации политики «броска на юг»;

3) эффективно используя находящиеся в руках Турции инструменты, выработать политику, в центре которой — Анкара.

При этом газета считает, что действия Турции в фарватере политики Запада являются «операцией с заведомо проигрышным результатом». Газета также усматривает определенные параллели между украинским кризисом и нынешними турецкими политическими потрясениями. Запад не устраивает то, что Турция, которая обожглась на «арабской весне» и сирийском кризисе, ведет себя благоразумно сдержано в отношении определения будущего статуса Крыма. К тому же высока заинтересованность Анкары в развитии и сохранении существующих торгово-экономических отношений с Россией. На фоне решительных действий Москвы она видит недееспособность внешней политики Брюсселя - в целом, и Берлина - в частности, понимает смысл происходящих геополитических перемен. Неслучайно премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступает с резкой критикой политики Запада и неслучайно его пытаются устранить с турецкого политического пространства.

Что же касается перспектив установления предлагаемого стратегического альянса Анкара-Берлин, то в Турции помнят, что раньше из этого вышло и не желают наступать еще раз на свои «исторические грабли». Конечно, это хорошо понимают и на Западе, который обеспокоился геополитическими последствиями зарождения пока еще невидимого, но уже зачатого евразийского стратегического альянса с участием России и Турции. Так что впереди Россию и Турцию ждут новые битвы.

Автор: СТАНИСЛАВ ТАРАСОВ
Источник: politobzor.net