Как понимают «откат от демократии» в Вашингтоне и Тбилиси

Пожалуй, еще никогда за 30-летнюю историю дипломатических отношений между Грузией и США разногласия по принципиальным вопросам развития демократии в Грузии не выливались в публичное пространство. Никогда стороны так открыто, в том числе на официальном уровне, не обменивались взаимными упреками. И еще никогда за 30 лет в Грузии не критиковали открыто американского посла за вмешательство во внутренние дела. Не звучали открытые заявления, обвиняющие США в попытках втянуть Грузию в военные действия против России на фоне специальной военной операции на Украине.

Известные события на Украине аукнулись в Грузии самым неожиданным образом. Они внесли новую трещину в её отношения с коллективным Западом, недовольным правлением партии «Грузинская мечта» («ГМ»), основанной миллиардером Бидзиной Иванишвили, фигура которого также стала яблоком раздора в отношениях с Западом. Клубок противоречий в отношениях растет, притом что обе стороны внешне демонстрируют стремление сотрудничать на базе общих ценностей.

Выступая на брифинге и отвечая на вопрос грузинского журналиста о «пророссийском дрейфе» правящей партии «ГМ», пресс-секретарь Госдепартамента США Нед Прайс заявил, что в Грузии наблюдается «откат демократии». С не свойственной дипломатам прямотой Прайс заявил, что «откат демократии», который «мы наблюдали и обсуждали в [Вашингтоне] последние дни, уводит Грузию от заявленной цели евроатлантической интеграции, но, что более важно, это ослабляет демократию страны». Чиновник Госдепа добавил, что «мы [США] открыто говорим с правительством Грузии о необходимости укрепления демократических институтов и процессов, верховенства закона и прав человека».

О «глубокой обеспокоенности» Вашингтона нападками на посла США в Грузии Келли Дегнан и критику в её адрес со стороны некоторых грузинских политиков, а также о проблемах демократии в Грузии заявила и заместитель Госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Бонни Дженкинс, посетившая Грузию в начале октября и имевшая встречи с руководством страны и оппозицией. Кроме Госдепартамента, критика в адрес Грузии, а точнее «ГМ», прозвучала и от конгрессменов, и сенаторов, не говоря о представителях экспертного сообщества.

Наличие проблем в грузино-американских отношениях подтвердила и народный защитник Грузии Нино Ломджария во время своего визита в США. По ее словам, «в Америке есть некое разочарование по отношению к Грузии» из-за того, что, по мнению Вашингтона, с некоторых пор Грузия менее охотно сотрудничает с Америкой. «Если так будет продолжаться, это будет иметь серьезные последствия», – заключила Ломджария. Она считает, что Вашингтон может потерять интерес к Грузии и обратить его на другие страны региона. Она считает, что процесс может стать «необратимым», однако его можно повернуть вспять.

Такие открытые и резкие упреки США в адрес стратегического партнера, коим Грузия стала для США еще в 2009 г., можно рассматривать как серьезный признак охлаждающихся отношений. Раньше, при прежних властях, претензии США к уровню демократии в Грузии в основном озвучивались за закрытыми дверями и почти не артикулировались на публике в подобной форме.

Охлаждение двусторонних отношений, естественно, не возникло на пустом месте и из ничего. Здесь уместно вспомнить и заявление главы СВР РФ Сергея Нарышкина еще в начале 2021 г. о том, что в США, которые привыкли полностью контролировать действия властей Грузии, в последнее время нарастает недовольство правящей партией «Грузинская мечта», которая уклоняется от безропотного выполнения американских требований и стремится к самостоятельности.

События показали, что это действительно так. «ГМ» в одностороннем порядке вышла из соглашения, подписанного при посредничестве президента Европейского совета Шарля Мишеля и подготовленного при самом деятельном участии США. «ГМ» отказалась от льготного кредита ЕС в 75 млн евро, условием которого было проведение судебной реформы по западным рецептам, что могло повлечь переход контроля над судами в руки оппозиции и союзных ей сил. Перечень подобных разногласий можно продолжить, но главное в том, что они продемонстрировали Западу, что «ГМ», при ее прозападной ориентации все же готова отстаивать и свои интересы, и свое видение на развитие страны в различных областях. Реакция США и ЕС на это «самовольство» не заставила себя долго ждать. Для посольства США в Тбилиси и посла Келли Дегнан стало привычным делом открыто критиковать, порой весьма остро, действия грузинских властей в различных областях, особенно в сфере реформы правосудия, в которую, как они подчеркивают, США инвестировали многое. От них не отставали и послы стран ЕС.

Негативные оценки в адрес Грузии и «ГМ» все чаще стали звучать с различных трибун США и ЕС. Венцом всего этого стал отказ Европейского совета и Еврокомиссии предоставить Грузии статус кандидата в члены в ЕС, в отличие от Украины и Молдовы, и дать лишь европейскую перспективу при условии выполнения 12 рекомендаций, среди которых есть требования, по которым подходы ГМ и ЕС не всегда совпадают. Один из наглядных примеров – требование покончить с политической поляризацией в стране.

Дело в том, что, учуяв разлад в отношениях «ГМ» с Западом, радикальная часть грузинской оппозиции, костяк которой составляют Единое национальное движение (ЕНД) находящегося в заключении Михаила Саакашвили и отпочковавшиеся от него малые партии, увидела во всем этом шанс вернуться к власти, минуя выборы. Пользуясь создавшейся геополитической конъюнктурой из-за войны на Украине и взвинчивания противостояния Россия–Запад, они пытаются выставить «ГМ» как в стране, так и за рубежом пророссийской силой. Естественно, они предлагают себя как альтернативу и прозападную силу. Надо сказать, что на кое-кого на Западе это производит впечатление, хотя нельзя говорить, что такие настроения стали всеохватывающими в политических кругах Запада.

Попытки радикальной оппозиции раскачать ситуацию в стране, манипулируя антироссийской и проевропейской темами, пока терпят провал.

Обвинения «ГМ» в пророссийской ориентации не очень работают. Если обратиться к фактам, за 10 лет правления «ГМ» пророссийские силы либо значительно ослабли, либо исчезли с политического поля Грузии и нет признаков их реинкарнации.

«ГМ» продолжает утверждать, что никакого отката от демократии нет, что критика Запада основана на дезинформации, идущей от оппонентов власти, и призывает западных партнеров руководствоваться фактами, а не восприятиями. Например, согласно индексу верховенства закона 2022 года проекта World Justice, Грузия занимает первое место среди 14 стран региона и опережает всех кандидатов на членство в ЕС. Подчеркивание своих суверенных прав как независимого государства в отношениях с Западом стало новым политическим почерком «ГМ» за последние два года.

После начала войны на Украине недовольство Запада в отношении Грузии и ее правящей партии вызвано и риторикой в адрес США и ЕС со стороны группы депутатов, покинувших недавно ряды «ГМ» и основавших общественное движение «Сила народа», а также планирующих создать партию. Они прямо обвиняют США и ЕС в попытках втянуть Грузию в войну против РФ путем открытия т. н. второго фронта в Абхазии и Южной Осетии для отвлечения части армии РФ, дабы подсобить Украине. Этого же требовали от Тбилиси и киевские власти, и не исключено, что это делалось с подачи Запада.

Лидеры «Силы народа» утверждают, что США оказывали давление на основателя «ГМ» Бидзину Иванишвили, побуждая его вернуться в политику, и с целью принудить правительство к открытию «второго фронта», а, получив отказ, использовали свое влияние для замораживания его активов до $1,8 млрд в одном из швейцарских банков и угроз наложить на него санкции. Кроме того, посла Келли Дегнан обвинили в ослаблении государственных институтов страны, потворствовании радикальной оппозиции, а также в координации попыток по смене власти в Грузии.

США и ЕС особенно задело их публичное обвинение в попытках втягивания Грузии в войну против России, в котором они, видимо, усмотрели опасные для них тенденции, особенно на фоне вялых попыток «ГМ» дистанцироваться от этих обвинений. ЕС и США категорически открещиваются от этих обвинений, но в то же время их представители с различных трибун постоянно напоминают властям Грузии, что пора определиться, наконец, на чей же стороне они стоят в войне России и Украины. Отказ Грузии полностью присоединиться к антироссийским санкциям продолжает отравлять её отношения с Западом.

Нынешние трения Тбилиси с Вашингтоном и Брюсселем, скорее, носят преходящий характер и вряд ли их можно рассматривать, как признак смены внешнеполитической ориентации властей Грузии. Главная цель «ГМ» – это отвратить военный конфликт от Грузии. С учетом динамики процессов на Украине, это вполне обоснованная политика. Насколько долго «ГМ» сумеет выдержать такую политику, во многом зависит от хода и исхода СВО на Украине. Выбор рано или поздно придется сделать.

Коллективный Запад по-прежнему рассматривает Грузию как своего стратегического союзника и опоры в регионе. Об этом говорит и новая американская стратегия безопасности, совместные программы в области обороны и безопасности и многое другое. Но при этом критические жесты Запада в адрес властей грузинская оппозиция воспринимает как сигнал ее поддержки. Это создает опасную политическую турбулентность в стране.

Заал Анджапаридзе, политолог

Источник

Теги: Грузия, США, ЕС