Нестандартную идею высказал по поводу гражданской войны на Украине российский журналист Александр Невзоров:
«Я сторонник того, чтобы российские войска были введены на территорию Украины, но только для того, чтобы объединиться с силами АТО и удавить войну в лице террористов».
Половина этой мысли гениальна. Какая именно половина, скорее всего, зависит от географии. Если вы за океаном, вероятно, будете рукоплескать идее о том, что Россия расправляется с ополчением Новороссии (как бы невероятно это ни звучало). Если в России, наверняка поддержите мысль, что славянам давно пора быть по одну сторону и уж тогда точно не давить вместе Новороссиию, а заниматься более полезными делами. Сейчас, когда по областным центрам – Донецку и Луганску – ведет огонь украинская армия, идея крепить с ней воинское братство выглядит странной. Но кучку маргиналов, желающих повоевать с русскими, на Украине можно было найти во все времена, однако это не помешало запорожским казакам служить России при Екатерине Второй, а украинцам и русским вместе защищать советские земли в XX веке.
Чтобы это понимать, нужно по меткому выражению Эйнштейна «господствовать над хаосом», проще говоря, видеть за деревьями лес. Такое стратегическое мышление, несомненно, присуще Владимиру Путину, не раз доказывавшему, что политика – искусство возможного. Всем, у кого признание заслуг российского президента вызывает выделение желчи, стоит задуматься, почему американский журнал «Time» в 2007 году назвал Путина человеком года? Сделай это российский «Огонёк», можно было бы завести шарманку о цензуре, желании угодить начальству и дремучей недемократичности российских СМИ. Но это американский журнал, и вот, что он писал задолго до появления проблемы Новороссии:
«За восемь лет его (Владимира Путина – прим.LivDA.ru) президентства страна заметно изменилась. Он вернул стабильность и чувство гордости гражданам, которые после многих лет советской стагнации прокатились на захватывающих дух русских горках, обретая и утрачивая надежду в период правления Горбачёва и Ельцина [...] Страна выплатила иностранный долг, некогда достигавший почти $200 миллиардов».
Собаки лают – караван идёт
Статья американских журналистов называлась «Родился царь». Путина принято считать человеком, жаждущим снова объединить русские земли. Недруги, правда, называют это имперскими амбициями, но если времена империй прошли, то русская сказка о прутьях, которые легко сломать поодиночке и невозможно, когда они вместе, по-прежнему остается кладезем мудрости.
Владимир Путин не скрывает, что в перспективе видит бывшие славянские государства в одном мощном союзе, который сможет успешно конкурировать на геополитическом пространстве. Распад Советского Союза в прошлом кадровый офицер КГБ Путин считает «крупнейшей геополитической катастрофой века». На постсоветском пространстве при Путине, несмотря на ожесточенное сопротивление США, успешно идут интеграционные процессы. Через 21 год после распада СССР Беларусь, Россия и Казахстан образовали общий рынок – Единое экономическое пространство. Двумя годами ранее тройка объединилась в Таможенный союз. Задачи объединения те же, что и у стран Европейского Союза – свободное движение внутри ЕЭП товаров, капиталов, услуг и рабочей силы.
По пути из числа подписантов выпала Украина, которая стояла у истоков ЕЭП. Владимир Путин неоднократно предлагал Киеву взвесить преимущества участия в едином рынке с бывшими советскими республиками. «Очень жаль, что вне рамок этого процесса пока остается братская Украина», - говорил российский президент в 2012 году. По оценкам российской и украинской академий наук, участие Украины в ТС могло бы позволить стране наращивать ВВП до 2% в год, а в 2014 после заключения договора об ассоциации с ЕС прогнозируется падение украинского ВВП на 6%. Курс украинской валюты гривны уже сейчас бьет антирекорд. Сказать, что их не предупреждали, украинцы не могут. Владимир Путин несколько лет подряд говорил Киеву, что ассоциация с ЕС – красивый фантик, а Таможенный союз введет защитные меры, чтобы товары из ЕС беспошлинным потоком не хлынули на восток. Но мучимый комплексом младшего брата Киев всё же решил дружить с европейцами, не видя, что уже на ассоциированные с Брюсселем страны наивно продолжают ждать манны небесной.
В образ собирателя земель не вписывается действия Владимира Путина в Азии. Там в 2004 году Россия уступила Китаю остров Тарабаров и 40 % острова Большой Уссурийский. Однако формально спорные земли были нейтральными, и, разграничив территорию, Москва избавилась от гипотетических территориальных претензий Пекина. В бытность Путина премьер-министром Россия урегулировала территориальные претензии с Норвегией, поровну разделив с ней спорную морскую акваторию. В прошлом году при президенте Путине России удалось обосновать права на 52 тысячи квадратных километров континентального шельфа Охотского моря, а в нынешнем к России отошел Крым.
Искусство возможного
Владимир Путин признал, что сохранить стабильность и провести референдум о самоопределении в Крыму в условиях государственного переворота в Киеве и изгнания легитимного президента Виктора Януковича помогли российские военные. Что произошло бы, если бы такой поддержки не было, сейчас наглядно демонстрирует ситуация в Новороссии. Самопровозглашенное государство вслед за Крымом попросило принять его в состав России. Однако Владимир Путин не спешит следовать требованиям «диванных генералов» и вводить войска в ДНР и ЛНР. Вмешательство во внутриполитический конфликт на Украине сделает Россию агрессором, а геополитические дивиденды получат её геополитические соперники.
При всем хладнокровии, взвешенности российского лидера и его умении отстаивать национальные интересы, Россия пока в «весовой категории» БРИКС и ей трудно противостоять богатейшим странам мира из ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития). Но трудно, не значит невозможно. Развитие кооперации с Китаем и Латинской Америкой, сотрудничества с Германией помогают России играть в свою игру – создавать, пользуясь выражением Путина, «Европу от Лиссабона до Владивостока».
В период обретения независимости Крымом появившихся на полуострове военных в форме без знаков различия СМИ прозвали «вежливыми людьми». Военные, действительно, вели себя доброжелательно, но сам факт их присутствия вселял уверенность, что русскоязычных крымчан не будут притеснять силовики Киева. Тогда же родилась шутка, что следом «вежливые люди» появятся на Аляске. В реальности же славянские народы сейчас противостоят друг другу в Новороссии, а не везут гуманитарную помощь ополченцам Техаса, вот уже больше века пытающегося получить независимость от Вашингтона. Однако политика – искусство возможного, и в среднесрочной перспективе славянские государства могут обрести единство. Тогда война русских с украинцами будет проходить только по одному сценарию – солдаты двух стран встанут на границе спинами друг к другу и будут стрелять в каждого, кто их стравливает. Похоже, именно о таком единстве говорят и Невзоров, и Путин.
Источник: politobzor.net