Кокаиновая экономика

В мировой прессе появились очередные крупные «наркотические» новости: ВМС Колумбии изъяли в Тихом океане у трёх дилеров почти полтонны кокаина. Парни просто плыли на моторной лодке, делали свой обычный бизнес. Этот «бизнес» по своей сути сравним с прибыльным «сельским хозяйством» Афганистана. Наркоторговля и в Афганистане, и в Колумбии неистребима потому, что с её уничтожением рухнет значительная часть экономики обеих стран.

17 февраля мировая пресса рассказала об очередном изъятии крупной партии кокаина у трёх мелких колумбийских наркодилеров. 428 килограммов конфисковали военно-морские силы страны. Моторная лодка была задержана в Тихом океане, близ морской границы Панамы. Торговцы белым снадобьем пытались выбросить «товар» за борт, но эти попытки были пресечены.

В этот же день, 17 февраля, центральные новостные издания России передали, что ФСКН «разгромила колумбийский наркокартель в Латинской Америке» (цитата из заголовка канала «LifeNews»).

«LifeNews» пишет, что в феврале ФСКН России и полиция Бразилии и Перу провели операцию «Латиноамериканский капкан». Крупный канал поставки кокаина из Южной Америки в Россию был ликвидирован. У преступников было изъято более тринадцати килограммов высококонцентрированного наркотика.

Телеканал напоминает, что сотрудники ФСКН вышли на след транснациональной группировки ещё в конце прошлого года. Преступники доставляли южноамериканский кокаин в Россию и здесь распространяли.

Благодаря информации, переданной ФСКН бразильским полицейским, те задержали двух граждан России в международном аэропорту Бразилии Гуарульюс. Оба действительно оказались наркокурьерами. При посадке на рейс Сан-Паулу — Филиппины у подозреваемых изъяли более 7,5 кг белого снадобья.

Другое задержание прошло в России. Гражданина Республики Перу сотрудники ФСКН задержали 10 февраля в питерском кафе: там он пытался продать наркотик. У него изъяли более трёх килограммов колумбийского кокаина. Парень перевозил наркотики в ручной клади, в обуви, в лямках рюкзака и в двойных стенках чемоданов.

В ходе дальнейших оперативно-следственных мероприятий, сообщает телеканал, в международном аэропорту Перу «Хорхе Чавес» полицейские задержали одного местного жителя: у него в багаже обнаружили 2,5 кг зелья.

Вот так колумбийский порошок появляется и продаётся в России.

Директор ФСКН Виктор Иванов рассказал о некоторых подробностях операции «Латиноамериканский капкан» журналисту «Российской газеты».

Во время допроса задержанного в Санкт-Петербурге, сообщил Иванов, выяснилось, что в Россию из Перу аналогичным маршрутом с партией кокаина прибудет ещё один наркокурьер. Его задержали. В его багаже нашли почти 2,5 кг кокаина.

Сейчас по всем фактам, выявленным следователями, в России, Бразилии и Перу возбуждены уголовные дела.

«Некоторые операции показывают, что в Москве отдельные клиенты платят от 30 до 100 тысяч рублей за грамм кокаина. В нашей оперативной работе именно по оргпреступности мы имеем дело с богатыми преступниками, которые имеют широкие связи», — отметил товарищ Иванов.

Владимир Тучков («Свободная пресса») указывает, что, несмотря на давление США, власти Колумбии до сих пор не могут победить наркомафию.

Дело в том, что нынешние наркокартели учитывают негативный опыт прошлых лет и не стремятся к укрупнению и объединению. Сейчас в стране промышляют примерно два десятка производителей кокаина. Полиция с ситуацией не справляется, к тому же ей досаждают одновременно партизаны «Армии национального освобождения» и «Революционных вооружённых сил Колумбии».

Однако это не главные причины. К тому же, добавим, полиция действует вовсе не в одиночку: есть и армия, и флот.

Владимир Тучков справедливо указывает, что «фатальное бессилие правительства перед наркомафией имеет и более глубинную причину». И полицейский подход перед ней бессилен. Ведь «в сохранении нынешнего положения вещей заинтересовано подавляющее большинство граждан Колумбии», пишет эксперт.

В Афганистане, добавим от себя, действует правительственный запрет на выращивание опийного мака. Ну и что? В XXI веке эта страна выбилась в мировые лидеры по производству опиатов. Доля пускаемого афганцами в оборот опийного мака составляет примерно 90% от его общемирового производства! Откуда данные? От ООН.

С 2012 по 2013 гг., по приблизительным оценкам, Афганистан поднял удельный вес собственной наркотической «продукции» в мировом производстве приблизительно на 10, а то и 15 процентных пунктов.

Корче говоря, афганские «макоробы» не торопятся перейти на злаковые культуры: это невыгодно. Рынок есть рынок.

Вот и колумбийцы живут по этому же рыночному сценарию.

Товарищ Тучков верно пишет: если крестьяне перейдут на возделывание «легальных культур», они «обнищают». Они и без того живут на грани бедности. «Латифундисты, финансовое могущество которых в значительной мере также опирается на плантации коки, тоже понесут потери», — пишет автор статьи на «СП».

А бойцы разного рода вооружённых формирований и «партизаны»? За что им тогда воевать? И они тоже, значит, останутся без работы.

Мало того, если умрёт наркобизнес, умрёт и благотворительность в стране. Это не шутка: на колумбийских горожан «частично проливается благостный кокаиновый дождь в виде благотворительных и филантропических начинаний наркомафии».

Наконец, валютные поступления: «более 30 процентов находящейся в обращении валюты — это наркодоллары».

На верхушке проигравших окажется правительство: «относительная экономическая стабильность Колумбии невозможна без теневого кокаинового бизнеса», резюмирует эксперт. Окончательный вывод: «Поэтому продолжающаяся и поныне борьба с кокой, которая в Колумбии всему голова, обречена на провал». Формальная «борьба с белой смертью приводит к тому, что на месте одной отсечённой головы отрастают две-три».

Таким образом, добавим от себя, ситуация в Колумбии в целом схожа с положением в Афганистане. Обе страны производят наркотики и имеют налаженную международную сеть сбыта. При сильной зависимости афганской и колумбийской экономики от наркоторговли не следует ожидать каких-либо решающих перемен ни в первой, ни во второй стране.

У ФСКН будет много работы в России…

Обозревал и комментировал Олег Чувакин 
— специально для topwar.ru