17 декабря Барак Обама подписал документ о восстановлении полных дипломатических отношений с Кубой и открытии посольства США в Гаване. Госсекретарю США Джону Керри переданы соответствующие распоряжения, включая возможное исключение Кубы из списка стран, поддерживающих терроризм. Этому предшествовали 18-месячные секретные переговоры, проходившие при посредничестве папы римского. (1)
Изменение кубинской политики Вашингтона подается Белым домом как «обновление лидерства США в Северной и Южной Америке, завершение устаревшего подхода в отношении Кубы, содействие более эффективным переменам, которые поддерживает кубинский народ», а также как мера, отвечающая «интересам национальной безопасности США». (2)
На переговорах обсуждалось, в частности, освобождение американского шпиона Алана Гросса, который был выпущен на свободу и на военном самолете США отправлен домой. За это в США были освобождены трое из пяти кубинцев, получивших большие сроки, вплоть до пожизненного заключения из-за отказа пойти на сделку с властями США. Инициатором обмена выступила Куба, но американские СМИ подают это как победу Вашингтона. Обама радостно заявил, что Гросс отпразднует праздник Хануки у себя дома. Впрочем, некоторые считают провал Алана Гросса «результатом дисфункциональной, склеротичной и безмозглой политики». (3)
Сообщается также об освобождении еще одного агента ЦРУ Рональдо Саррафа Трухильо, просидевшего в кубинской тюрьме около 20 лет, а также о готовности Гаваны освободить 53 заключенных, которых США считают политическими.
Сдвиг в отношениях между Вашингтоном и Гаваной сопровождается спекуляциями относительно кубинско-российских отношений. «Улучшение отношений между США и Кубой, - пишет «Лос-Анджелес Таймс», - может подорвать ожидания России насчёт того, что Гавана будет на ее стороне в политической и дипломатической конфронтации бывших сверхдержав». (4)
«Вашингтон Таймс» отмечает, что разведка США была обеспокоена недавними соглашениями между Кубой и Россией в области обороны и безопасности. (5) В частности, беспокоит возможность размещения на Кубе базы стратегической авиации России. Венесуэла ранее предоставляла свой аэродром Майкетиа возле Каракаса для самолетов Ту-95, способных нести на борту ядерное оружие.
Куба в качестве базы российского стратегического оружия - давний кошмар Белого дома. В свое время аналитики STRATFOR высказывали опасения, что российские ракеты и авиация на Кубе и в Венесуэле могут парализовать экономику США, блокировав Мексиканский залив, через который проходит значительная часть грузов, доставляемых в Америку и из неё.
Джеффри Голдберг в недавней статье в «Атлантик» описывал свое семейное путешествие на Кубу в марте 2014 года. Одним из мест его визита был Залив свиней, где в1961 году пытались высадиться кубинские контрреволюционеры при поддержке ЦРУ. Голдберг пишет, что когда его дочь в магазине на Плайя Хирон увидела чипсы Pringles, она сказала: «Мы победили».(6) Если условная страна начинает потреблять товары и услуги своего геополитического противника, она работает на его экономику, каким бы путем эти товары и услуги на рынок ни попадали.
А вот как видит будущее Кубы Майкл Тоттен, один из редакторов журнала World Affairs. «Однажды Гавана, скорее всего, восстановится. Каждый день я думал о том, как это будет выглядеть, когда не будет эмбарго и запретов на поездки, а будет свободное предпринимательство и политический либерализм. Гавана станет жемчужиной Карибского бассейна и, возможно, даже всего полушария… Путь вперед для кубинского процветания ясен: подключить столько людей, сколько возможно, к мировой, и в частности американской, экономике. Люди хотят этого, они смертельно устали быть отрезанными от большого североамериканского региона, к которому до Кастро они принадлежали». (7)
Либеральные интервенционисты, отстаивающие тезис об исключительности США, уже обосновали новый подход к Кубе в надежде, что Соединенные Штаты сумеют произвести нужные им изменения в стране, расположенной поблизости. (8)
В официальном заявлении Белого дома отмечается, что «участие США будет иметь решающее значение, когда это целесообразно, и будет включать в себя оказание сильной поддержки, направленной на улучшение ситуации с правами человека и демократическими реформами на Кубе… ». (9)
Вряд ли это означает что-то иное, кроме намерения Вашингтона начать вмешиваться во внутренние дела Кубы. После восстановления дипломатических отношений и создания полноценных миссий возможности для этого существенно расширятся. США уже запланировали экспорт на Кубу информационных материалов, продвижение «гуманитарных проектов», развитие на острове интернет-коммуникаций. При этом саму Кубу в США продолжают клеймить как «коммунистический режим» и «остров диктатуры». Можно предположить, что попытки организации на острове акций протеста против режима не заставят себя долго ждать.
Любопытно, что аналитики STRATFOR, оценивая эволюцию отношений Кубы и США, обращаются к перспективам Венесуэлы - ближайшего союзника Кубы в Латинской Америке. Они исходят из того, что будущее Венесуэлы зависит от уровня мировых цен на нефть и способности президента Венесуэлы Николаса Мадуро одновременно иметь дело с беспорядками на улицах и претендентами на власть в своём окружении. Отмечается, что через несколько часов, после того как было объявлено о достигнутой между США и Кубой договорённости относительно обмена заключенными, Мадуро заявил, что Венесуэла готова улучшить свои политические связи с Соединенными Штатами. (10)
Наконец, заслуживает внимания ещё одно обстоятельство. В официальном заявлении Белого дома говорится, что статус военно-морской базы США в заливе Гуантанамо во время переговоров не обсуждался. То, что никаких изменений в положении базы не произойдет, официально подтвердили высокопоставленные чиновники из Совета национальной, безопасности США и администрации базы на Кубе. (11)
Однако адмирал ВМС США в отставке Джеймс Ставридис считает, что с потеплением кубинско-американских отношений Гавана немедленно вынесет на повестку дня вопрос о закрытии самой большой и старой военной базы в Карибском бассейне и Латинской Америке. При этом адмирал видит возможность закрытия находящейся в Гуантанамо знаменитой тюрьмы, но считает обязательным сохранение на Кубе военно-морской базы, имеющей критическое значение Четвёртого флота США. (12)
(1) PETER BAKERDEC. U.S. to Restore Full Relations With Cuba, Erasing a Last Trace of Cold War Hostility. The New York Times. Dec. 17, 2014
(2) whitehouse.gov
(3) JEFFREY GOLDBERG. Good Riddance to a Ridiculous Cuba Policy. The Atlantic, DEC 17 2014.
(4) CAROL J. WILLIAMS. U.S.-Cuba thaw could erode Russian influence with Havana allies. LA Times, Dec. 18, 2014.
(5) Bill Gertz. Intel concerns about Russia-Cuba ties preceded Obama’s deal to dismantle sanctions. December 17.
(6) JEFFREY GOLDBERG. Good Riddance to a Ridiculous Cuba Policy. The Atlantic, Dec 17 2014.
(7) Michael J. Totten. Letter from Cuba: To Embargo or Not. worldaffairsjournal.org
(8) Gordon Adams. The Liberal Fallacy of the Cuba Deal. FP, December 19, 2014.
(9) Fact Sheet on Steps to Chart A New Course in Cuba. THE WHITE HOUSE. Office of the Press Secretary. 17 December 2014.
(10) The United States and Cuba Begin Restoring Relations, Stratfor, DECEMBER 17, 2014.
(11) Carol Rosenberg. Guantanamo not part of U.S.-Cuban bargain. Miami Herald, 12/17/2014.
(12) James Stavridis. Opening Cuba and Closing Gitmo? FP, DECEMBER 19, 2014.
Автор: Леонид САВИН
Источник: topwar.ru