Лидеры БРИКС хотят сорвать банк

Главным событием предстоящего саммита БРИКС в бразильском городе Форталеза станет подписание документов о создании банка развития и пула валютных резервов. Лидеры пяти развивающихся государств обсудят вопросы политической координации, проблемы глобального управления, а также встретятся с руководителями Делового совета БРИКС, российскую часть которого возглавляет президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.

На российско-бразильской встрече в верхах пройдет обмен мнениями о состоянии и перспективах развития двусторонних связей, обсуждение конкретных проектов взаимодействия в торговой, инвестиционной, гуманитарной сферах и других направлений углубления стратегического партнерства. Предполагается также затронуть международную тематику, в том числе вопросы, касающиеся координации в ООН, БРИКС, «Группе двадцати», ВТО, а также по линии региональных интеграционных объединений, участником которых является Бразилия.

Детали предстоящего создания банка развития раскрыла глава внешнеполитического ведомства ЮАР Маите Нкоана-Машабане. По ее словам, в планируемом банке каждая из пяти стран будет иметь равную долю, независимо от размеров экономики. «Мы уверены, что лидеры БРИКС не будут разочарованы. Банк будет финансировать инфраструктуру и другие проекты устойчивого развития», – сказала Нкоана-Машабане. Правда, она признала, что лидерам предстоит решить один потенциально дискуссионный вопрос – место расположения штаб-квартиры банка.

По ее словам, в Форталезе «надо решить, как действовать в условиях глобальных экономических и финансовых проблем». При этом она выразила уверенность, что время доминирования развитых стран «ушло в историю».

Более детальные данные сообщил журналистам российский министр финансов Антон Силуанов. По его словам,

оплаченный капитал банка, который будет называться «Новый банк развития», составит 10 млрд долларов, доля России в нем – 2 млрд долларов, при этом разрешенный капитал равен 100 млрд долларов, а распределенный – 50 млрд долларов.

Банк будет специализироваться на финансировании инфраструктурных проектов, в первую очередь на территории стран БРИКС. Однако двери банка не будут закрыты для других стран. В частности, по словам А. Силуанова, «банк открыт для принятия новых членов, стран, состоящих в ООН», но достигнута договоренность, что доля стран – участников БРИКС в капитале не будет снижаться ниже 55 %.

Для управления избрана трехуровневая система, в которой роль высшего коллегиального органа будет играть совет управляющих, исполнительный орган – совет директоров. При этом президент банка будет избираться на пять лет по представлению учредителей в порядке ротации. При этом представители остальных учредителей будут иметь должность вице-президентов.

Голоса будут распределяться в соответствии с долями в капитале банка, а решения будут приниматься специальным большинством, предполагающим поддержку четырьмя из пяти представителей государств.

Что касается города, в котором расположится штаб-квартира банка, то обсуждаются кандидатуры Шанхая или Нью-Дели, на этом довольно жестко настаивают и китайская, и индийская стороны.

Правда, президент ЮАР считает, что она должна находиться в Южно-Африканской Республике. Так что вопрос может оказаться по-настоящему дискуссионным.

Что касается пула резервных валют, то в Форталезе будет подписано только рамочное соглашение. Обязывающим документом должно стать соглашение, подписанное главами ЦБ стран-участниц.

По словам А. Силуанова, в нынешних условиях волатильности будет важно иметь такой мини-МВФ. Пул сможет быстро реагировать на оттоки капитала, предоставив в рамках своп-операций ликвидность в свободной конвертируемой валюте, в частности в долларах. Объем пула составит 100 млрд долларов.

Достигнуты договоренности, что доля КНР составит 41 млрд долларов, доли Бразилии, Индии и России будут равняться 18 млрд долларов, а доля ЮАР – 5 млрд долларов.

При этом Китай сможет располагать половиной своего взноса, ЮАР – двукратным размером взноса, а Бразилия, Индия и Россия смогут получать средства в размере национального взноса. Сами взносы в пул будут депонироваться центробанками и храниться в составе своих золотовалютных резервов.

Стороны согласовали и определенный механизм использования этих средств, согласно которому страна сразу сможет получить не более 30 % необходимых средств. А остальные – после предоставления соответствующей программы.

Руководить пулом будет совет управляющих, в который будут входить или министры финансов, или главы центробанков.

Игорь Пономарев,
ТПП-Информ