Ложная «демократизация»: Центральной Азии невыгодно сближение с ЕС ценой отношений с Россией

Западные страны не оставляют попыток втянуть в антироссийскую политику традиционных партнеров Москвы. Как отметили в МИД России, Вашингтон бесцеремонно сыпет обещаниями «помощи» в обмен на соблюдение санкций. А в октябре прошел саммит «ЕС – Центральная Азия», на котором европейские представители поддержали «укрепление демократии» в регионе, и также заявили о необходимости не допустить обхода антироссийских ограничений. 20 ноября в Казахстане пройдут досрочные президентские выборы. Накануне голосования иностранные СМИ уже пытаются «раскачать» ситуацию в стране, называя их «дорогими» и «ненужными». Как реагируют на подобные шаги власти республики и других стран региона, и какие риски для них несет сближение с Западом, в интервью «Евразия.Эксперт» проанализировала доктор политических наук, профессор СПбГУ Наталья Еремина.

Стратегия Евросоюза

ЕС столкнулся с рядом трудностей в реализации своей Центральноазиатской стратегии 2019 г. Провозглашая основными путями и темами взаимодействия со странами региона вопросы гуманитарного, энергетического, транспортно-логистического сотрудничества и безопасности, он вынужден соотносить свою стратегию с позицией США и Великобритании. Кроме того, выходя в регион, Брюссель неизбежно сталкивается с конкуренцией с России и Китая, не говоря о Турции. Да и сами страны региона, за исключением Туркменистана, занимающего позицию строгого нейтралитета, в основном проводят многовекторную политику.

Это означает не только, что центральноазиатские государства вынуждены лавировать и скорее реагировать на предложения других стран, нежели свободно реализовывать свою стратегию. Страны-партнеры сталкиваются с постоянно меняющимся контекстом во взаимодействии с ними, и поэтому вынуждены учитывать их политико-экономические маневры. В этих условиях для ЕС остается наиболее значимой повестка прав человека и «демократических реформ» при содействии Брюсселя, с которой он изначально ассоциировался в своем продвижении в регионе. Такой подход подтверждается и встречей в Астане лидеров стран Центральной Азии и Европейского союза.

Турне Мишеля

В октябре 2022 г. в Астане прошла первая встреча лидеров и представителей стран Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) на высшем уровне с председателем Европейского совета Шарлем Мишелем. Данный визит был представлен Брюсселем как политический сигнал приверженности ЕС Центральной Азии и стремлению укрепить межрегиональные связи. При этом именно Казахстан и Узбекистан Евросоюз особо выделил, назвав Астану и Ташкент критически важными партнерами.

Встреча была посвящена не только вопросам торгово-экономического взаимодействия, но и носила явно антироссийский характер, причем в контексте множественных проблем безопасности. Так, в ходе визита в Казахстан Мишель посчитал необходимым обсудить не только ситуацию с Афганистаном, что вполне объяснимо, но и политику России на Украине, подводя эту дискуссию к проблеме прав человека. Притом, согласно пресс-релизу встречи с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, обе стороны подтвердили приверженность международному праву и принципу территориальной целостности государств.

Более того, Мишель посетил мемориальный комплекс АЛЖИР («Акмолинский лагерь жен изменников родины»), отметив необходимость бороться с тоталитаризмом. Помимо этого, ЕС потребовал от Казахстана провести тщательное расследование январских событий, с чем власти республики согласились. Примечательно, что прямые требования внешних игроков в лице Евросоюза в казахстанском политическом истеблишменте, как правило, получают позитивную оценку, а не представляются как недопустимое обращение.

Справка «Евразия.Эксперт»:

Не успел Казахстан оправиться от трагических событий января, восстанавливая стабильность под давлением западных политиков, НКО и СМИ, как «мировое сообщество» вновь пытается манипулировать им. Все это происходит в преддверии новых выборов президента и последующих парламентских в марте 2023 г. После объявления внеочередных выборов в Алматы прошел митинг против их проведения, на котором было задержано 5 человек. Его не осветило ни одно казахстанское СМИ, но радио «Азаттык»*, портал «Настоящее время»* (внесены Минюстом РФ в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента) и другие иностранные СМИ выпустили целую серию материалов с освещением этого незначительного события. Налицо предварительная информированность о проведении несогласованной акции и попытка выставить эти выборы как антинародные.

28 октября представитель ЕС посетил Узбекистан, где встретился с президентом страны Шавкатом Мирзиёевым. Обе стороны высоко оценили обновленное партнерство о сотрудничестве, высказав мнение о необходимости его скорейшей ратификации. Повестка борьбы Брюсселя с «влиянием России» в регионе была продолжена и здесь. Так, визит Мишеля начался с возложения венка к Монументу независимости, которую страна получила 30 лет назад. После этого чиновник направился в Самарканд, где встретился с его мэром, чтобы обсудить совместные транспортные и энергетические проекты.

В настоящее время Брюссель ищет общие стратегические интересы, которые заключаются в торгово-экономические связях и инвестициях (при этом Казахстан остается главнейшим торговым партнером ЕС в Центральной Азии), а также в формировании транспортно-логистических цепочек под эгидой инициативы «Глобальные ворота» (этой теме будет посвящена специальная конференция, которая состоится 18 ноября в Самарканде, и где Узбекистан подготовит «дорожную карту» по реализации совместных проектов).

Для Брюсселя важно также получить согласие стран Центральной Азии, прежде всего Казахстана и Узбекистана, на принятие «зеленой повестки» ЕС при сохранении и развитии транскаспийских энергетических маршрутов. Также во всех странах региона для ЕС значимым остается поддержка «демократических реформ», которые были обозначены Брюсселем как основание для кооперации. Не забыл европейский представитель и в прямом смысле слова похвалить страны региона за улучшение ситуации с правами человека, в том числе в отношении гендерного равенства, и заявил о готовности в дальнейшем «поощрять» такое движение благодаря торговым преференциям.

В очередной раз Брюссель не постеснялся прямо связать торгово-экономическое партнерство со своим отношением к внутренней политике стран.

Находясь в Казахстане и Узбекистане, Мишель прямо осудил действия России, обвинив страну в «нарушении» Хартии ООН, призвав государства присоединиться к ЕС, чтобы «обрушить российскою военную машину». Данный призыв – инструмент принуждения региона к согласию с позицией Брюсселя и «отрыву» от России, в том числе экономически, а прежде всего политически. При этом Мишель также подтвердил готовность поддерживать Украину столько, сколько понадобится. В этой системе высказываний был и призыв поддержать антироссийские санкции, вопреки участию многих государств региона в евразийской интеграции.

Выводы

Узбекистан и Казахстан интересуются сотрудничеством с ЕС именно в контексте торгово-экономических и инфраструктурных проектов. Для Казахстана Евросоюз остается важным покупателем углеводородов и урана, а Узбекистан уже давно начал объяснять Брюсселю необходимость инвестиций в проект строительства железной дороги, связывающей страну с Афганистаном. Этот вопрос обсуждался в рамках уже реализующейся программы ЕС по финансовой и технической поддержке Узбекистана на период с 2021 по 2027 гг. Кроме того, узбекистанская сторона постаралась донести до Брюсселя свою позицию о необходимости включаться в диалог с Афганистаном, не отказываясь от него. В свою очередь, представители Казахстана и Узбекистана поблагодарили инициативы ЕС не только в вопросах энергетики и водных ресурсов, но и в сфере образования (Эразмус+) и безопасности.

Время идет, а диалог ЕС со странами постсоветского пространства фактически не меняется. Брюссель по-прежнему провозглашает себя «судьей» и «арбитром», который вправе выдвигать требования и давать задания странам региона.

В этой связи всегда парадоксальными выглядят заявления, периодически звучащие из уст тех или иных представителей Казахстана и Узбекистана, о том, что России недопустимо говорить о собственных интересах в Центральной Азии. Ведь при этом страны региона соглашаются с требованиями ЕС и выслушивают его оценки.

Однако Евросоюз все-таки оценивает степень «демократичности» стран региона не по тому, какие реформы и как провели страны, а прежде всего по тому обстоятельству, насколько тесно они сотрудничают с Россией. Именно этот конкретный визит в Казахстан и Узбекистан был важен для Брюсселя как повод выяснить их позиции по отношению к украинским событиям и способ убедить их присоединиться к ЕС в антироссийской повестке. Однако эти страны придерживаются многовекторной политики, а значит, продолжат лавировать, так как Брюссель вовсе не гарантирует ни безопасность, ни реализацию значимых энергетических и транспортных проектов – в отличие от России.

* внесено Минюстом России в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента

Наталья Еремина, доктор политических наук, профессор СПбГУ

Источник