Одна сатана

Мексиканский мэр и его супруга арестованы по обвинению в похищении 43 студентов

Мэр города Игуала в мексиканском штате Герреро Хосе Луис Абарка и его жена Мария де лос Анхелес Пинеда арестованы полицией в пригороде Мехико 4 ноября, сообщает «Би-би-си». Власти полагают, что 43 пропавших без вести в сентябре студента были похищены, и, вероятно, убиты по их приказу.

Ордер на арест мэра и его жены, а также шефа местной полиции прокуратура выдала еще 22 октября, однако супружеская пара скрылась намного раньше — в первые дни после сентябрьского инцидента. 4 ноября силовики обнаружили Абарку и Пинеда в съемном доме в столичном пригороде Истапалапе. Сообщается, что супруги не сопротивлялись аресту.

По версии следствия, 26 сентября Абарка отдал полиции приказ избавиться от студентов, приехавших в город, чтобы устроить акцию против принятого год назад федеральными властями закона об образовании. Арестованные ранее офицеры полиции утверждают, что их задачей было не дать митингующим помешать запланированному на тот же день публичному выступлению Марии Пинеды.

При этом власти считают, что супруга мэра является одним из лидеров местной преступной группировки Guerreros Unidos, а похищенных студентов работающие на организацию коррумпированные силовики перепутали с конкурентами из банды Los Rojos.

1 сентября 2013 года в Мексике прошла реформа системы образования, в рамках которой была введена стандартизованная система аттестации преподавателей, а учебные заведения получили больше автономии. Правительство президента Энрике Пеньи Ньето, таким образом, попыталось ослабить, по его оценкам, предельно коррумпированный профсоюз учителей. Те, в свою очередь, настаивают, что закон необоснованно ставит под угрозу их занятость, поскольку тестирование не учитывает их индивидуальных особенностей и возможностей. Студенты отмечают, что за автономизацией учебных заведений на самом деле стоит перевод на платную основу курсов, которые раньше были бесплатными.

Реформа вызывала массовые протесты как до, так и после ее принятия. Акции учителей и студентов во многих городах Мексики не утихают до сих пор. 26 сентября студенты педагогического колледжа из Айотцинапы (штат Герреро) приехали в Игулу, чтобы провести свою акцию. Как поначалу сообщала местная полиция, они попытались захватить три рейсовых автобуса, и офицеры были вынуждены открыть огонь.

Студенты позднее утверждали, что убедили водителей бесплатно отвезти их на митинг в столицу штата Чильпансинго. Тем не менее, в стычке с полицией шесть демонстрантов были убиты, 25 получили ранения. Под обстрел по ошибке попал еще и автобус местной футбольной команды. Один из автобусов со студентами силовики задержали. С тех пор его пассажиров никто не видел.

Поначалу сообщалось о 57 пропавших манифестантах, но позднее 14 из них вернулись домой. 30 сентября мэр Игуалы Хосе Абарка подал в отставку, а 4 октября на окраине города была найдена братская могила с обгорелыми фрагментами, по крайней мере, 28 тел. Сейчас проходит их идентификация.

Сразу после инцидента со стрельбой по манифестантам в город прибыли федеральные агенты, которые разоружили корпус местной полиции — 200 человек. 6 октября 22 из них были арестованы. На тот момент в деле фигурировали 29 подозреваемых. Двое — наемные убийцы из группировки Guerreros Unidos — признались в казни 17 из 43 похищенных студентов, но заявили, что будущих жертв им передали полицейские.

14 октября в столице Герреро прошла массовая акция недовольных бездействием властей. Протестующие разгромили и подожгли здание местной администрации. В тот же день армия нашла лидера преступной организации Бенджамина Мондрагона. По официальной версии, при виде приближающихся силовиков он застрелился.

19 октября федеральная полиция официально заменила местные подразделения в Игуале. Число задержанных по подозрению в причастности к гибели студентов выросло до 52. Вскоре появилась информация о связи руководства города с организованной преступностью.

Штат Герреро — один из самых бедных в Мексике. При этом за контроль над ним соперничают, по крайней мере, три преступных группировки. Однако нераскрытые похищения — явление для страны повсеместное. В 2012 году Национальный институт статистики и географии насчитал 105 тысяч случаев пропажи граждан без вести, хотя официально власти признают только 1,3 тысячи. Несмотря на активные действия федеральных сил в борьбе с наркокартелями, на местном уровне чиновники и полиция часто имеют тесные связи с организованными преступными группировками.

Источник: http://rusplt.ru