В конце 2014 – начале 2015 года Польша планирует определиться с поставщиком технологий для создания национальной системы противоракетной обороны (ПРО). Об этом заявил на днях заместитель министра обороны республики Чеслав Мрочек. Она станет значительным дополнением к ранее объявленной и согласованной между Варшавой и Вашингтоном американской системе ПРО, которая должна быть установлена в Редзиково на севере страны в 2018 году и иметь 24 ракеты-перехватчика «Стэндард-3» в модификации «II B».
Первые сообщения о намерении Польши развернуть национальную систему ПРО появились летом-осенью 2012 года. В августе 2012-го руководитель бюро национальной безопасности генерал Станислав Козей от имени президента страны представил новую программу развития польских вооружённых сил на 2013–2022 годы. В ней были отражены три приоритетных направления развития Войска Польского: совершенствование системы ПВО и «национальной» системы ПРО, а также повышение мобильности войск и развитие информационных систем. Из названных трёх направлений самым масштабным и грандиозным проектом должны стать модернизация ПВО и создание «национальной» системы перехвата баллистических ракет.
В середине апреля прошлого года президент Бронислав Коморовский подписал закон о технической модернизации и финансировании вооружённых сил, который гарантирует стабильное выделение средств на реализацию программы создания собственной системы противоракетной обороны. Символично, что церемония подписания этого документа состоялась на территории 184-го радиолокационного поста дальнего радиуса действия, расположенного близ города Сувалки, что на северо-востоке страны. С 2014 года эта воинская часть будет наблюдать за воздушным пространством в рамках существующей системы ПВО/ПРО НАТО.
Польское военно-политическое руководство называет несколько причин, которые побудили его пойти на развёртывание дополнительного «национального» компонента ПРО. Во-первых, указывается, что Польша практически не имеет собственных противоракетных средств и, мол, поэтому Варшава приняла решение об усилении противоракетного направления, учитывая наличие ракетных угроз извне. Как заявил генерал Станислав Козей, эта система, как и американская, будет ориентирована против ракетных сил России, поскольку, мол, ракетный шантаж, как он выразился, исходит именно от неё.
Во-вторых, отмечается, что установка американского противоракетного щита на территории Румынии и Польши не сможет в полном объёме обеспечить оборонных потребностей польского государства. В порядке обоснования своей позиции польское руководство приводит заявление шефа Пентагона, сделанное в марте прошлого года, о проведении реструктуризации американской глобальной противоракетной инфраструктуры, которая фактически никакой реструктуризации и не подверглась. Наоборот, первоначальный срок развёртывания глобальной инфраструктуры ПРО США был продлён на два года: с 2020 до 2022-го. Появились даже планы её распространения и после 2030 года.
Создаваемая польская «национальная» противоракетная система станет частью системы перехвата баллистических и крылатых ракет трансатлантического альянса. Она будет способна уничтожать ракеты средней и «промежуточной» дальности, то есть имеющие дальность полёта соответственно 1.000–5.500 км и 3.000–5.500 км. Таким образом, военно-политическое руководство Польши полагает, что предложенный вариант «национальной» системы ПРО полностью обеспечит интересы обороноспособности страны и её союзников по НАТО. «Наш национальный противоракетный щит совместно с элементами американского щита, которые будут размещены на нашей территории к 2018 году, станут частью (противоракетной. – В.К.) системы НАТО», - подчеркнул министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский. Он также добавил, что Варшава будет развивать силы сдерживания, для которых понадобится покупка ракет, самолётов, вертолётов, бронетранспортёров, подводных лодок и беспилотников. При этом трансатлантический альянс, указал он, останется основным гарантом безопасности страны.
По мнению польской стороны, «национальная» противоракетная инфраструктура должна состоять из трёх эшелонов, которые могут быть обеспечены ракетами-перехватчиками американского производства (ЗРК ПВО/ПРО «Пэтриот» и «Стэндард-3»), натовской разработки («Астер» или «САМП/Т»), а также израильского варианта (вероятно, «Эрроу-3»). В ходе ротационного пребывания на польской территории американского ЗРК «Пэтриот» польские военнослужащие уже изучили и освоили эту систему. Не исключается возможность закупки у американских производителей ракет-перехватчиков ПРО ТВД второго эшелона «ТХААД».
Соединённые Штаты приветствуют готовность Варшавы дополнить их противоракетный комплекс в Редзиково новыми дополнительными ударно-боевыми средствами. Напомним, что в сентябре 2011 года Вашингтон и Варшава объявили о вступлении в силу подписанного 20 августа 2008 года соглашения о развёртывании американской оперативной базы ПРО в районе Редзиково. Было также сообщено о введении в действие дополнительного протокола к нему от 3 июля 2010 года, который значительно расширил инфраструктуру противоракетной обороны на польской территории, ранее предлагавшуюся Соединёнными Штатами. Ведь в соответствии с этим протоколом прежде ограниченная база ракет-перехватчиков будет превращена в полноценный противоракетный комплекс с собственной РЛС, пунктами управления и тылового обеспечения.
Из статьи XII упомянутого документа следует, что помимо названных ракет-перехватчиков комплекс противоракетной обороны будет располагать РЛС ПРО и командно-управляющим пунктом, объектами административного назначения, ремонтно-технического и хозяйственно-бытового обслуживания, средствами водоснабжения, собственной энергетической установкой, складами хранения ГСМ и боеприпасов, службой обеспечения безопасности и охраны. Комплекс также будет использовать собственную взлётно-посадочную полосу. Соглашение предусматривает «первоначальное» размещение на комплексе ПРО до 500 американских военнослужащих и гражданских лиц, количество которых может быть увеличено. По своим параметрам данный комплекс станет самым крупным наземным противоракетным объектом США на европейском континенте.
В ходе недавнего визита в Варшаву вице-президент США Джо Байден подтвердил американские планы по размещению в Польше элементов европейской системы ПРО в 2018 году. «Если говорить о противоракетной обороне, то наши планы, объявленные несколько лет назад, актуальны. Мы намерены их реализовать. В Польше будут элементы ПРО», - отметил он. И добавил, что Польша и США договорились «предпринимать новые шаги, направленные на укрепление союза двух стран в сфере обороны». «Общая оборона - это общая ответственность. Мы поддерживаем модернизацию польских вооружённых сил», - заключил Байден.
Нельзя не заметить, что и в США, и в Североатлантическом альянсе в целом как-то незаметно сошли на нет разговоры об антииранском характере американской и натовской систем ПРО. С одной стороны, это объясняется тем, что Тегеран отказался от реализации военной ядерной программы и от создания ядерного оружия, лишив тем самым натовское руководство возможности использовать Иран в качестве аргумента для развёртывания элементов противоракетной обороны на европейском континенте. С другой – с каждым очередным решением США и НАТО по совершенствованию ПРО и наращиванию военных усилий становится всё более явной их антироссийская направленность, чтобы ссылаться на Иран. А посему, воспользовавшись кризисом на Украине, в Североатлантическом альянсе, похоже, решили больше ничего не скрывать. Вот и президент США Барак Обама заявил в Брюсселе, что действия России в отношении Украины подтверждают важность трансатлантических отношений и статьи 5 Вашингтонского договора, предусматривающей коллективную оборону стран НАТО. При этом Обама подчеркнул важность усилий натовского руководства по укреплению и модернизации военного потенциала, а также важность увеличения оборонных расходов всех членов НАТО. «Мы должны иметь ресурсы и провести необходимые приготовления, чтобы обеспечить уверенность каждого члена НАТО в действенности статьи 5», - сказал он.
В связи с событиями на Украине Соединённые Штаты и НАТО также постоянно ставят вопрос об отводе российских войск от западных и южных границ. И это при том, что данные войска находятся на российской территории и будут находиться там до тех пор, пока это сочтёт необходимым военно-политическое руководство России в интересах укрепления безопасности страны. Тем более в условиях, когда наиболее милитаристские и ультранационалистические деятели в Киеве, мечтающие о президентском кресле, делают провокационные заявления в адрес Российской Федерации, угрожают её национальной безопасности. А вот многочисленные военные базы США находятся на чужой территории - в Болгарии, Румынии, Турции, Польше, Латвии, Литве и Эстонии. Такие базы должны быть полностью закрыты, причём безо всякой увязки с отводом российских войск откуда бы то ни было. Равно как и должна быть полностью прекращена провокационная круглосуточная-круглогодичная операция ВВС НАТО «Балтийское воздушное патрулирование», которая проводится уже десять лет в воздушном пространстве Латвии, Литвы и Эстонии близ рубежей России и Белоруссии. Параллельно должны быть свёрнуты все работы по строительству операционных противоракетных комплексов Пентагона в Румынии и Польше, ориентированных против России.
Если этого не произойдёт, то будет иметь место постепенное усиление американской противоракетной группировки, действующей в интересах глобальной инфраструктуры ПРО США и НАТО, а также наращивание ВВС и сил общего назначения США и НАТО у российских рубежей.
Автор: Владимир КОЗИН главный советник – руководитель группы советников директора Российского института стратегических исследований