Про турецкий мирный атом

На днях в западной прессе появились предположения о «ядерной дубинке» Анкары. Оживились аналитики, эксперты, блоггеры, и в течение недели эрдогановская Турция стала чуть ли не новым Ираном, якобы тайно изготавливающим ядерную бомбу из подручных материалов. Анкара, помедлив немного, заявления о подпольной разработке ядерного оружия опровергла.

Первоисточник новости о ядерных планах Р. Т. Эрдогана — статья Ханса Рюле (Hans Rühle) в немецкой газете «Die Welt». Материал имеет бьющий наповал заголовок: «Auf dem Weg zur Bombe?» («На пути к бомбе?»).

По мнению Рюле, который в своё время (с 1982 по 1988 гг.) работал на должности начальника по планированию персонала в Министерстве обороны, Федеральная разведывательная служба (BND) шпионит за Турцией. Разведка может касаться программы создания ядерного оружия. Автор статьи считает, что доказательства имеются.

Появляется все больше подтверждений тому, что Эрдоган хочет усилить Турцию ядерным оружием. Но если споры вокруг иранской ядерной программы и разговоры о провокациях Северной Кореи появляются в СМИ регулярно, то работа Турции (эксперт читает её очевидной) «публично практически не обсуждается».

Между тем разведки стран Запада во многом сходятся по этому вопросу.

По мнению аналитика, моделью для собственной стратегии турки явно избрали Иран. Анкара, подобно Тегерану, разрабатывает ядерное оружие «под прикрытием гражданской ядерной программы». Недаром Турция в последние годы запустила масштабную программу ядерной гражданской энергетики, напоминает Рюле.

Анкара приняла за основу технологию обогащения урана. Для работы АЭС уран должен быть обогащён от 3,5 до 5%, для создания ядерного оружия — по крайней мере до 80%. Но технический процесс, в принципе, один и тот же, пишет эксперт. И поэтому мирный атом как прикрытие подходит для тех, кто не прочь обзавестись ядерным оружием.

По данным Федеральной разведывательной службы, Эрдоган уже подготавливал в 2010 году тайное строительство объектов для обогащения урана. По другим разведданным, Турция уже имеет значительное количество центрифуг от Пакистана. Вполне может быть, что у Турции имеются и материалы, и пакистанское «ноу-хау».

Останавливается аналитик и на турецкой ракетной программе. В декабре 2011 года Эрдоган предложил оборонной промышленности разработать ракеты дальнего радиуса действия. Правда, реализуется сейчас программа по ракетам средней дальности. Тип ракеты с дальностью до 1500 километров турки опробовали в 2012 году, а ракета с дальностью до 2500 км должна быть готова к 2015 году. Ракеты средней дальности, поясняет Рюле, по причине их низкой точности и полезной нагрузки подходят только для оружия массового поражения. И программа по их подготовке является сильным и даже «очень сильным» аргументом, указывающим на текущую программу Анкары по созданию ядерного оружия, считает эксперт.

Однако что именно толкает политическое руководство Турции на создание ядерного оружия?

В августе 2011 года посол Турции в США Намик Тан сказал: «Мы не можем позволить Ирану иметь ядерное оружие».

Два года спустя президент Турции Абдулла Гюль уточнил эту позицию в интервью журналу «Foreign Affairs»: «Турция не позволит соседней стране иметь такое оружие, которого не имеет Турция».

В опросе, проведённом в 2012 году, 54% турецких респондентов из числа 1500 опрошенных высказались в пользу создания собственного ядерного оружия — с тем, чтобы иметь противовес Ирану.

С учётом того, что у Израиля уже есть ядерное оружие и что ядерный Иран тоже может стать ядерным, резюмирует эксперт, премьер-министр Турции не имеет иного выбора, кроме как дать своей стране бомбу — тем более если он хочет реализовать своё видение Турции как великой державы.

Есть и другие эксперты, уверенные в ядерном «видении» Турции.

«Газета.ру» приводит мнение ведущего аналитика центра военного и политического анализа INEGMA в Дубае Теодора Карасика. Он полагает, что желание Анкары заполучить ядерное оружие связано с «турецким национализмом». Тем не менее, ей придётся играть по правилам: «Несмотря на то, что США держат своё ядерное оружие в Турции, Анкара хочет развивать свои собственные ядерные силы, что потребует от неё соблюдения международных протоколов».

«Турция — член НАТО, а в рамках альянса действует жёсткая ядерная стратегия для стран-участниц, — сказал в интервью «Свободной прессе» академик Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов. — Поэтому Анкара без согласия Вашингтона — а США в НАТО доминируют, особенно на ядерном направлении, — не предпримет в области военного атома ни единого шага. Это означает, что попытки турок раскрутить ядерную программу следует рассматривать как согласованный американо-турецкий проект. Видимо, США делают на Турцию определённую ставку, скорее всего, пытаются возложить на неё ответственность за весь прилегающий большой регион, включая Ближний Восток».

Своим мнением поделился с «СП» и президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский:

«Ядерное оружие у Турции неизбежно появится. Проблема в том, что сегодня режим нераспространения трещит по швам. Это доказывает, например, тот факт, что с ядерной программой Ирана пресловутому мировому сообществу ничего сделать не удалось, и уже не удастся. В результате Тегеран на переговорах с «шестёркой» (пять постоянных членов Совета безопасности ООН и Германия) по ядерной программе занимается тем, что водит партнёров за нос».

Что до реакции обитателей Ближнего Востока, то Сатановский представляет картину так: Израиль «готовится к чему угодно, включая большую войну»; соседи Ирана пытаются обзавестись ядерным оружием; Турция попытается разработать его самостоятельно; Саудовская Аравия, вероятно, получит всё необходимое от Пакистана.

Ну, а что же говорит сама Турция?

А она всё опровергает.

Как сообщило ИТАР-ТАСС, МИД Турции назвал никоим образом не соответствующими действительности публикации в немецкой прессе о разработке Анкарой ядерного оружия.

«Турция активно поддерживает меры по разоружению региона от ядерного вооружения и является сторонницей международных соглашений в этой сфере, в первую очередь Договора о нераспространении ядерного оружия», — цитирует ИТАР-ТАСС заявление внешнеполитического ведомства. Турецкий МИД отметил, что «появление такой информации в прессе страны, которая, как и Турция, является членом НАТО и участником системы коллективной безопасности, вызывает удивление».

Если же, добавим от себя, вернуться к тому, что написал немецкий эксперт Х. Рюле, особенно к сравнению турецкого мирного атома с иранским мирным атомом, то это заявление турецкого МИДа окажется в точности соответствующим предположениям немца. Сравните-ка опровержения Анкары с опровержениями Тегерана. За исключением упоминания НАТО, всё остальное — практически турецкая калька с тех времён, когда президентом Ирана был товарищ Ахмадинежад.

Обозревал и переводил Олег Чувакин 
— специально для topwar.ru