Рублёвая дорога Турции

О переходе Турции и России на расчёты в национальных валютах аналитики заговорили на днях. Инициатива, кстати, исходила не от Москвы, а от Анкары. Об этом журналистам стало известно по итогам австралийской встречи главы Минэкономразвития РФ Алексея Улюкаева с министром экономики Турции Нихатом Зейбекчи. Позднее в прессу попали и сведения о том, что Турция желает образовать зону свободной торговли с Таможенным союзом. На эту тему высказался торговый представитель России в Турции Тофик Меликов.

19 июля из Сиднея РИА «Новости» передало, что Турция предложила России использовать национальные валюты во взаиморасчётах во внешней торговле. Источником этой информации стала пресс-служба Минэкономразвития России.

«Турция предлагает России перейти во взаиморасчётах на национальные валюты», — сказали журналистам РИА «Новости» в пресс-службе по итогам встречи Алексея Улюкаева с министром экономики Турции Нихатом Зейбекчи, прошедшей в Австралии в рамках G20.

РИА «Новости» напоминает, что в прошлом году объём торговли между Россией и Турцией составил 32,7 млрд. долларов и что Россия занимает второе после стран ЕС место среди внешнеторговых партнёров Турции, Турция же — восьмое место среди партнёров России по внешней торговле.

Между тем, как отметил г-н Улюкаев, в 2013 году объем российско-турецкого товарооборота снизился на 4,5%, что «во многом объясняется неблагоприятной общемировой экономической конъюнктурой».

Журналисты отмечают далее, что двусторонняя рабочая группа по банковско-финансовому сотрудничеству обсуждает вопрос о возможности перехода в расчётах Турции и России на национальные валюты.

Но, как говорится, сказать легко — да сделать трудно.

«Газета.ру» отмечает, что от решения до реализации могут пройти годы. К примеру, договорённости с Пекином по аналогичному вопросу были достигнуты в 2008 году, но на практике «сколько-нибудь заметные» расчёты с китайцами начались в 2014 году после проведения первым вице-премьером Игорем Шуваловым совещания с представителями крупнейших энергетических компаний, в т. ч. «Роснефти», «Газпрома» и «Транснефти». Причём на предложение перейти на оплату поставленного топлива в рублях откликнулась лишь одна «Транснефть». Она перешла к рублёвым расчётам в апреле. Основные же поставки энергоносителей в Китай идут от «Роснефти», а она стоит в стороне: Игорь Сечин заявил, что для «Роснефти» важнее соблюдать условия контрактов, а они выражены в долларах США.

Что касается Турции, то она продолжает настаивать на своих экономических идеях.

25 июля торговый представитель России в Турции Тофик Меликов заявил РИА «Новости», что Турции выгодно образование зоны свободной торговли с Таможенным союзом.

«Главами наших государств поставлена цель увеличить показатель ежегодного товарооборота до 100 миллиардов долларов к 2020 году. Безусловно, отмена или существенное снижение таможенных пошлин в рамках зоны свободной торговли (ЗСТ) будут способствовать этому, в том числе и за счёт некоторой диверсификации в пользу несырьевых и высокотехнологичных товаров (в настоящее время более половины взаимного товарооборота составляют энергоносители). Опять же расширятся возможности для экономической кооперации и взаимных инвестиций», — сказал Меликов.

Несмотря на все очевидные плюсы сотрудничества России и Турции в рамках ЗСТ, существуют препятствия к его осуществлению. «Очевидно, что вопрос сотрудничества Турции с Таможенным союзом в том или ином формате затрагивает интересы большого количества стран. Относительно реакции США и ЕС на эту инициативу: …естественные препятствия для Турции в связи с её членством в Таможенном союзе с ЕС… однако, решаемы, — это предмет переговоров. Как представляется, повестка переговоров с турецкими партнёрами будет весьма насыщенной: начиная с вопроса о формате сотрудничества до его сугубо технических параметров», — отметил торгпред.

Однако может ли сегодня сложиться подобный союз Турции с Россией? На этот вопрос ответил директор Института проблем глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий, у которого взяла интервью «Свободная пресса».

По его словам, Турция сегодня понимает, что её интеграция в Евросоюз на выгодных условиях «совершенно невозможна». Членство в ЕС на болгарских условиях для Анкары невыгодно. При этом Анкара нуждается в новых рынках сбыта.

России же сейчас интересны предложения, способствующие расширению Таможенного союза. Правда, «в индустриальном отношении сегодня Турция более сильная страна, чем Россия», говорит эксперт. Зато у России «большое преимущество в виде наличия свободных денег, на которые можно «поднимать» интересные экономические проекты».

Есть и понимание того, что Россия и Турция — не враги в геополитическом смысле.

«Фактически после распада СССР Турция не ощущает угроз со стороны Москвы. У нас нет споров, нет общих сухопутных границ. И Анкара это прекрасно понимает. У неё куда большие проблемы во взаимоотношениях с Западом, нежели с Россией. Проблема, что когда-то Крым был под сильным турецким влиянием, там сегодня воспринимается как идеологическая археология.

При этом очень важно, что Турция имеет самостоятельную внешнюю политику, она не хочет плестись в хвосте вашингтонских резолюций. Вот Болгария и Румыния не имеют собственной внешней политики. А Турция подкрепляет свою самостоятельность собственным большим военным потенциалом. Её экономика далеко не отсталая, какой она была ещё двадцать лет назад. Она достаточно развита, в том числе — в технологическом отношении.

Это означает, что у Турции и России объективно есть очень большие перспективы сотрудничества, и этот союз может быть долгосрочным».

Самое интересное, что Турция активно и очень быстро наращивает товарооборот с новыми российскими территориями, которые Запад по-прежнему считает украинскими. В прессе новость о сотрудничестве Анкары с Севастополем и Крымом называют «сенсационной».

Как пишет ИА «REX» со ссылкой на пресс-службу «Севастопольстата», город наращивает торгово-экономическое сотрудничество с Турцией. Если в страны ЕС из Севастополя было экспортировано 15,5% товаров, то в Турцию объём экспорта составил 43,6%.

Севастополь экспортирует недрагоценные металлы и изделия из них, машины, оборудование и механизмы, электротехническое оборудование, продукты растительного происхождения. Из Турции же в Севастополь везут самые разные товары: их поставки выросли на 75,4%!

По мнению аналитиков ИА «REX», эти данные подтверждают прогнозы экспертов о том, что турецкий бизнес в Крыму заполнит нишу, которую освобождают европейские компании (под давлением санкций).

Кроме того, между Крымом и Турцией возобновлены морские и авиационные перевозки. Из Севастополя в Стамбул пойдёт теплоход «Adriana», а из аэропорта «Симферополь» полетит Як-42 авиакомпании «Грозный Авиа».

Таким образом, снова подтверждается русская пословица: нет худа без добра. Пока Запад продолжает наращивать санкционное давление на Россию, рынки, покидаемые Европой, тут же заполняют конкуренты. Те самые конкуренты, которых ранее Европа обидела, поставив им неприемлемые условия членства в ЕС. С другой же стороны, американские санкции давят на американскую же валюту, вынуждая Россию и её экономических партнёров постепенно пересматривать валюты взаиморасчётов. Палка — о двух концах, что вы хотите.

Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru