Начало нового года принесло Палестине множество проблем. Помимо воздушных атак израильских ВВС, палестинский народ потряс еще один удар – внезапная гибель дипломатического представителя в Чехии – одной из 134 стран-членов ООН, признавших Палестину как государство. Но была ли смерть палестинского посла трагической случайностью или за ней скрывается хорошо спланированный преступный умысел? Чтобы ответить на этот вопрос, следует еще раз обратиться к фактам трагедии, а также рассмотреть то, на фоне каких внешнеполитических событий произошел данный инцидент.
Как стало известно, взрыв, приведший к гибели посла Палестины Джамаля Аль Джамаля, произошел в пражском районе Сухдол (Suchdol) незадолго до полудня, когда дипломат открыл сейф. От полученных ран высокопоставленный дипломат погиб. Как сообщается, в момент взрыва в квартире находился он сам и члены его семьи.
Стоит отметить, что сейф, взорвавшийся в резиденции посла, никто не открывал в течение последних 20-25 лет, да и сам посол переехал в новый дом незадолго до гибели. В частности, об этом сообщил представитель палестинского посольства Набиль Эль Фахель.
Был ли взрыв в резиденции посла Палестины в Чехии террористическим актом? Представитель полиции Чехии Андреа Зоулова данную версию отвергла, сообщив, что установленные в районе видеокамеры не обнаружили кого-либо, кто пытался бы проникнуть на территорию посольства перед взрывом. По версии чешской полиции, к взрыву привели неправильные манипуляции с сейфом, в котором взорвался заряд, предназначенный для экстренного уничтожения его содержимого. Ранее сейф находился в старом здании дипломатического представительства и был перенесен оттуда в новое, куда посол Джамал Мухаммад Джамал переехал за два дня до трагедии. «Посол захотел узнать, что же находится в сейфе. Он открыл его и попросил жену принести бумагу и ручку, чтобы он мог составить опись находящегося в сейфе. Как только женщина вышла из комнаты, раздался взрыв», — заявил министр иностранных дел Палестины Рияда аль-Малики.
В свою очередь представитель чешской полиции Мартин Червичек заявил, что сейфы, в которых в случае несанкционированного доступа срабатывает взрывной механизм, в республике запрещены. Однако, по мнению, дочери погибшего дипломата, в сейфе не было никаких специальных систем безопасности, которые могли привести к взрыву. Дочь посла Рана Джамаль уверена, что ее отец, Джамаль Мухаммад Джамаль, был убит. «Мы убеждены, что это было преступление», — сказала дочь погибшего посла. «Когда мой отец несколько дней назад приехал в Чехию, сейф за сутки до взрыва был перевезен одной из чешских фирм в резиденцию», — сказала она. «Перед транспортировкой сейф был пуст. Взрыв произошел, когда отец пользовался сейфом», — добавила Рана Джамаль.
С целью разобраться в случившемся в Прагу также была направлена специальная делегация экспертов из Палестины. Согласно официальным данным, МИД Палестины разрешил чешским властям вместе со своими представителями проводить следственные действия на территории резиденции посла.
Сейчас над установлением характера взрывного устройства работают эксперты, но шансы того, что им удастся установить истину достаточно невелики.
Однако, прежде чем ставить точку в этой истории, следует обратить внимание на внешние события, на фоне которых произошла трагедия. Так, именно 1 января состоялся визит госсекретаря США Джон Керри в Израиль и Палестину, целью которого было предоставить сторонам проект рамочного соглашения об окончательном урегулировании израильско-палестинской проблемы. Госсекретарь США встретился с премьер-министром Израиля Беньямином Нетаньяху и с главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом, однако их встречи показали отсутствие желания со стороны оппозиционеров достигнуть компромисса.
Напомним, что в основе проекта Вашингтона лежало предложение по урегулированию трех основных вопросов: заключение мира между Израилем и Палестиной, признание Палестинского государства, прекращение строительства израильских поселений на Западном берегу реки Иордан. В частности, Керри предлагал собственное видение мер безопасности в долине реки Иордан в районе будущей границы между палестинским государством и Иорданией. Однако Израиль предложенный вариант абсолютно не устроил. Так, Тель-Авив по-прежнему настаивает на сохранении своего военного присутствия в рамках любого мирного договора с палестинцами. Министр обороны Израиля Моше Яалон относительно ближневосточных мирных инициатив госсекретаря США Джона Керри даже позволил себе следующее резкое высказывание: «План мирного урегулирования, предложенный Израилю Джоном Керри, не стоит бумаги, на которой он составлен, а сам Керри одержим неуместной озабоченностью и мессианским задором».
Не устроил проект американцев и палестинскую сторону. В частности, приближенный Абу-Мазена Ясер Абед-Рабо заявил, что руководство автономии не устраивает американский вариант, так как он подстроен под интересы Израиля в ущерб палестинцам. «Этот документ ущемляет наши права на наши земли, — сказал Абед-Рабо. — Такая бумажка ничего не стоит. Мы даже не взглянем на неё».
Кроме претензий к США, стороны выдвигают и обвинения друг другу. Представители Израиля утверждают, что палестинцы видят героев в недавно освобожденных из израильских тюрем заключенных и не признают государства Израиль. Палестинцы в ответ напоминают Израилю о том, что его руководство не прекращает жилищного строительства на спорных территориях.
Однако сегодня ситуация несколько разрядилась. Так, глава МИД Израиля Авигдор Либерман, которого принято считать одним из лидеров израильских правых, заявил о поддержке мирного процесса. «Я поддерживаю, хотя и со всеми сомнениями в сердце, полное и реальное политическое урегулирование. Дискуссии с палестинцами важны, хотя мы и не согласны друг с другом», — сказал он.
Безусловно, процесс переговоров между Израилем и Палестиной проходит в весьма напряженном русле. И далеко не все политики заинтересованы в успехе достижения мирных договоренностей, подписания которых планируется добиться в апреле. Именно поэтому есть все основания полагать, что смерть палестинского посла не что иное, как попытка расстроить процесс по урегулированию ситуации в регионе и вновь обострить и без того сложные отношения между странами.
Юлия Чмеленко