Соглашение властей Грузии и оппозиции: путь в будущее или компромисс?

19 апреля поздно вечером в резиденции президента Грузии состоялась церемония подписания документа под названием «Путь будущего Грузии», который специально для грузинских политиков был составлен под руководством председателя Европейского совета Шарля Мишеля.

В дистанционном режиме за церемонией наблюдал сам Ш. Мишель, а присутствовали на ней фасилитаторы многомесячного переговорного процесса между правящей партией «Грузинская мечта» и оппозицией – послы ЕС и США Карл Харцель и Келли Дегнан.

От правящей партии подписи под соглашением поставили председатель парламента Арчил Талаквадзе и депутат Шалва Папуашвили. Документ также подписали лидер партии «Граждане» Александр Элисашвили, первые лица движения «Лело» банкиры Мамука Хазарадзе и Бадри Джапаридзе, представители разделившейся на две части партии «Гирчи» Зураб Джапаридзе и Вахтанг Мегрелишвили, лидер движения «Стратегия Агмашенебели» Георгий Вашадзе. В индивидуальном порядке поставил свою подпись под соглашением Давид Бакрадзе, который по итогам парламентских выборов 2020 года прошел в парламент по списку «Европейской Грузии», но несколько дней назад покинул ряды партии. Также индивидуально подписалась под документом член «Единого национального движения» Саломе Самадашвили, пояснив, что согласовала свой шаг с руководством партии. Кроме того, подпись под документом поставила баллотировавшаяся в парламент в блоке с ЕНД лидер Республиканской партии Хатуна Самнидзе.

Каждый из политиков объяснял свое решение желанием преодоления возникшего в стране после парламентских выборов политического кризиса, обеспечения европейского будущего Грузии и проявлением уважения и благодарности к инициаторам этого соглашения – Евросоюзу и лично Шарлю Мишелю.

От подписания документа категорически отказались «Единое национальное движение» и «Европейская Грузия». ЕНД даже устроило акцию на площади Европы в Тбилиси, где сообщило общественности свои дальнейшие планы – продолжение протеста и подготовку к масштабной акции 15 мая. Обе партии, которые ранее составляли единое целое и разделились после неудачных для ЕНД парламентских выборов 2016 года, сочли соглашение от Ш. Мишеля половинчатым и не отражающим главных требований оппозиции – безоговорочных внеочередных парламентских выборов и освобождения всех политзаключенных. Но те нынешние или бывшие члены этих партий, которые все же подписались под документом, считают, что условия и предпосылки для выполнения этих двух требований в соглашении содержатся, и надеются, что они будут выполнены.

Акции протеста оппозиции в Грузии начались вскоре после парламентских выборов 31 октября 2020 года. Оппозиция объявила эти выборы сфальсифицированными, отказалась от депутатских мандатов и вывела своих сторонников на улицы. Правда, собрать многочисленные акции за все шесть месяцев протеста ей так и не удалось.

В дело «по спасению грузинской демократии» включились послы ЕС и США, которые вынудили стороны сесть за стол переговоров, памятуя о том успехе, которого сумели достичь 8 марта 2020 года, когда доселе противостоявшие стороны – власть и оппозиция – подписали соглашение о проведении парламентских выборов по новой избирательной системе. Четыре раунда переговоров, которые состоялись до конца 2020 года, ощутимых результатов не дали. «Грузинская мечта» шла на отдельные уступки, которые не удовлетворяли оппонентов, категорически требовавших досрочных выборов и освобождения «политзаключенных».

Одним из таких «политических узников» считался осужденный за незаконное приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия соучредитель телеканала «Мтавари» Георгий Руруа. Он был задержан в ноябре 2019 года. 22 февраля 2021 года в число «политзаключенных» был записан и председатель ЕНД Ника Мелия, задержанный в результате спецоперации в центральном офисе партии. Он обвиняется в организации насилия и штурма парламента во время событий 20-21 июня 2019 года. А арестован был за отказ от уплаты залога и нарушение порядка ношения электронного браслета.  

Последние два месяца в переговорах между «Грузинской мечтой» и оппозицией активное участие принимал председатель Европейского совета Шарль Мишель, который лично побывал в Тбилиси, провел беседу с противостоящими сторонами, а затем дважды направлял в Грузию своего специального представителя Кристиана Даниэльсона. Интенсивные встречи не дали никаких результатов. Оппозиция была категорична: досрочные выборы и освобождение политзаключенных. «Грузинская мечта» утверждала, что выборы 31 октября 2020 года признало все мировое сообщество, поэтому речи о пересмотре их результатов и тем более о досрочных выборах быть не может. Категорически отрицала правящая партия и наличие в стране «политзаключенных», поясняя, что в дела правосудия не вмешивается. Даниэльсон дважды уезжал из Тбилиси с пустыми руками, но подбодрял местных политиков, что пути к компромиссу еще не исчерпаны.

На фоне таких провалов и неудач в переговорном процессе и продолжающихся в Тбилиси немногочисленных, но нескончаемых акций протеста началась активная «бомбардировка» правящей партии со стороны отдельных депутатов Европарламента, сенаторов и конгрессменов США. Ответственность за сложившийся в стране политический и государственный кризис зарубежные законодатели однозначно возлагали на «Грузинскую мечту» как партию власти и предупреждали, что в случае недостижения соглашения и компромисса могут применить к правительству Грузии серьезные санкции.

Затем неожиданно был запланирован визит председателя «Грузинской мечты» Ираклия Кобахидзе в Вашингтон и Брюссель. И хотя пресс-служба правящей партии и сам Кобахидзе слали из США позитивные «месседжи», оппоненты нынешней власти полагали, что американские законодатели «отчитывают» Кобахидзе за «упрямство» его партии и «неготовность к компромиссам».

16 апреля, когда И. Кобахидзе еще проводил активные встречи в Вашингтоне, неожиданно выступил председатель парламента Грузии Арчил Талаквадзе и заявил, что «Грузинская мечта» подпишет документ, предложенный Ш. Мишелем. Согласно этому документу, местные выборы 2021 года должны были пройти по той же системе, что и парламентские выборы 2020 года, то есть с нулевым барьером и 40% порогом. И в случае, если бы «Грузинская мечта» на местных выборах не набрала 40% голосов, в стране должны были состояться внеочередные парламентские выборы. После этого заявления в соцсетях появились скрины документа от Ш. Мишеля, под которым стояли подписи самого А. Талаквадзе и находившегося в тот момент в Вашингтоне И. Кобахидзе.

Оппозиция подписывать такой документ категорически отказалась, и 18 апреля представительство ЕС в Грузии опубликовало очередной документ от Ш. Мишеля под названием «Путь будущего Грузии», который представило как окончательный вариант соглашения между правящей партией Грузии и оппозицией. Этот документ значительно отличался от первоначального варианта и состоял из 5 пунктов. 

Пункт первый – реагирование на вопросы, воспринимаемые как политическое правосудие, предусматривает принятие закона об амнистии либо использование иных механизмов для освобождения из заключения лиц, объявленных оппозицией «политзаключенными».  Пункт второй обязывает стороны к проведению «амбициозной избирательной реформы», в результате которой последующие парламентские выборы будут полностью пропорциональными и будут проводиться с естественным, 2% избирательным барьером. Для местных выборов предложено установить 2,5% барьер в Тбилиси и 3% барьер в остальных избирательных округах.  Изменится и порядок формирования избирательных администраций.  Третьим пунктом выделена реформа судебной системы. Четвертый пункт предусматривает распределение власти в парламенте таким образом, чтобы оппозиции досталось председательство в 5 парламентских комитетах и ряд других должностей. А пятый пункт гласит, что если на местных выборах 2021 года «Грузинская мечта» наберет менее 43% голосов, то в 2022 году в Грузии состоятся досрочные парламентские выборы.

«Грузинская мечта» 18 апреля на предложение Ш. Мишеля не ответила, пояснив, что проведет внутрипартийные консультации в связи с изменившимися условиями первоначального, уже подписанного документа. А приближенные к нынешней власти аналитики сочли, что председатель Европейского совета пошел на поводу у упорствующей оппозиции и ущемил интересы правящей силы.

19 апреля председатель правящей партии Ираклий Кобахидзе продолжил зарубежный визит уже в Брюсселе, откуда также прислал в страну «позитивные месседжи», а председатель парламента Грузии Арчил Талаквадзе заявил, что его партия подпишет окончательный вариант документа Ш. Мишеля, и подчеркнул, что на местных выборах «Грузинская мечта» наберет не 43%, а намного больше голосов.

Вслед за правящей партией заявления о готовности к подписанию документа сделали и остальные оппозиционные партии. Исключение составили лишь ЕНД и «Европейская Грузия», которые сочли, что в этом документе недостаточно четко выражены их главные требования. Сегодня они готовы к продолжению протеста, но подписавшая документ член ЕНД Саломе Самадашвили выразила надежду, что вскоре к ней присоединятся и ее соратники по партии.

По окончании церемонии подписания соглашения Шарль Мишель обратился к грузинским политикам и заявил, что сейчас настало время приступить к выполнению подписанного документа. А также пообещал, что в ближайшие дни обязательно посетит Тбилиси.

К председателю Европейского совета обратилась президент Грузии Саломе Зурабишвили, которая сказала, что сегодня грузинские политики проявили свою приверженность европейским ценностям, и выразила надежду, что и Евросоюз со своей стороны сделает решительные шаги для принятия Грузии в свои ряды.

Закончится ли подписанием документа многомесячный кризис в Грузии, покажут ближайшие дни и дальнейшие действия соратников экс-президента Саакашвили.

Инна Маринина, политолог

Источник